Казахстан развивает географию международных полётов. По информации Комитета гражданской авиации РК, в этом году откроются 16 новых авиарейсов. Эффективную программу обучения пилотов и протокол посадки самолётов в горных районах разработал капитан воздушного судна Нурбол Ешманов, бакалавр в области аэронавтики и автор научных статей. Он начал карьеру в авиакомпании Air Astana, затем продолжил её в кувейтской авиакомпании Jazeera Airways, где в составе команды принимал участие в разработке и внедрении системы подготовки пилотов в зонах повышенного риска для полётов в горных условиях. По ней обучение прошли более 100 пилотов. Сейчас Нурбол Ешманов как Captain ERJ and a DMA pilot в американской SkyWest Airlines выполняет рейсы в высокогорные Аспен в Колорадо и Игл. Эксперт рассказал, какая работа стоит за расширением географии полётов, почему посадить самолёт в горах считается высшим пилотажем и как подготовить высококлассного пилота, который сможет безопасно доставить пассажиров в районы со сложным рельефом. 

– Нурбол, у вас более 7000 часов налёта и большой опыт посадки пассажирских самолётов на аэродромы в городах, расположенных в ущельях и горных долинах. На такие маршруты допускают далеко не каждого пилота. Почему? О чём не знают пассажиры? 

– Такие рейсы считаются одними из самых сложных, потому что у пилота гораздо меньше пространства для манёвра, а условия могут меняться буквально каждую минуту. Рельеф сложный, с резкими перепадами. Часто в горах можно попасть в грозу или сильный туман, который ограничивает видимость. Погода нестабильная, высокая турбулентность. Но даже если самолёт не трясёт и пассажиры спят в своих креслах, в кабине в это время экипаж напряжённо работает. Посадка самолёта в горах при плохой видимости происходит по приборам, но это не значит, что пилоты нажали пару кнопок и ждут. Это без преувеличения один из самых сложных этапов пилотирования. При ограниченности для манёвров нужно не просто “попасть” в траекторию, а выдержать её с точностью до нескольких метров. К тому же не у всех горных аэропортов есть современные системы, они используют ограниченные навигационные решения, и от экипажей требуется высокий уровень подготовки и знание особенностей конкретного аэродрома.

– Ваш опыт позволил вам в составе команды принять участие в разработке системы подготовки пилотов в зонах повышенного риска с учётом современных навигационных технологий, которые сейчас используют международные авиакомпании, выполняющие рейсы в аэропорты из числа самых опасных в мире. Как родился этот документ?  

– Меня пригласили в качестве First Officer воздушного судна в международную кувейтскую авиакомпанию Jazeera Airways, которая  планировала запустить новый маршрут в Катманду. Вы знаете, что Непал становится в последние годы всё популярнее у туристов, даже тех, кто не планирует покорять Эверест. Компания хотела осваивать это направление, но посадить самолёт в аэропорту Катманду – всё равно что попытаться приземлиться на палубу авианосца. Взлетная полоса длиной 3 350 метра, вокруг высокие горы. Права на ошибку нет. Нужно было разработать документ, который стал бы чёткой инструкцией по посадке самолётов в этих условиях для других пилотов. В составе команды я занимался  подготовкой и внедрением системы подготовки пилотов в зонах повышенного риска. Это позволило авиакомпании организовать регулярные рейсы в Непал по маршруту в Катманду, которые стали очень популярными. Важным достижением стало то, что благодаря новой системе уровень безопасности полётов значительно возрос: количество ошибок со стороны пилотов уменьшилось на 45%.

– Эта система стала первой в индустрии, поскольку ориентирована на уникальные условия и требования полётов в высокогорном Катманду. С 2016 по 2020 год обучение по ней прошли не менее сотни пилотов. Как именно организован процесс подготовки?

– Во-первых, в нашей программе пилоты отрабатывают посадку в горных условиях на специальных интерактивных симуляторах, то есть прежде чем начать полёты, они тренируются на земле. В реальных условиях у них нет права на ошибку, поэтому тренировки построены так, чтобы они могли правильно оценивать риски и мгновенно принимать верные решения при нестандартных заходах. Все симуляторы имитируют реальный опыт пилотов. Во-вторых, мы используем методику оценки ситуационной осведомлённости, которая помогает пилотам адекватно воспринимать обстановку как в кабине, так и вне её, а также быстро принимать решения в нестандартных ситуациях. Таким образом, программа не только готовит их к сложным полётам, но и помогает справляться со стрессом, так как они чувствуют себя более уверенно. 

– Какой эффект получила компания?  Насколько я знаю, финансовые показатели так впечатлили конкурентов Jazeera Airways, что система получила широкое распространение в короткие сроки. 

– В первый год мы увидели реальные изменения: количество критических ошибок в горных операциях упало на 45%! Эффективность принятия решений пилотами выросла на 37%, и это не просто цифры – мы видели, как они применяют эти навыки как на тренажерах, так и в реальных полётах. Кроме того, случаи отклонения от стандартных процедур сократились на 32% на сложных маршрутах, таких как Катманду. А готовность экипажей к работе в горных условиях увеличилась на 50%. Благодаря этому мы смогли расширить команду пилотов, допущенных к полётам в эти регионы. Это напрямую повлияло на безопасность полётов и помогло сократить риски, связанные с ошибками пилотов. Финансовая прибыль тоже, конечно, была – более 10 млн долларов в первый же год. Так что да, коллеги активно интересовались, спрашивали, были разные предложения, в частности от авиакомпаний из США.

Да, и сейчас вы работаете в крупной американской авиакомпании SkyWest Airlines. Благодаря вашему опыту вы являетесь одним из немногих пилотов в стране – всего около 50 человек в США, которые выполняют полёты в такие аэропорты, как Аспен и Игл, которые относятся к числу самых опасных в мире. С чем связан этот статус и как вы готовите пилотов к безопасным полётам?

– Связано это с тем, что эти аэропорты расположены в сложных горных условиях, где погода может меняться стремительно, а рельеф требует высокой точности при заходе на посадку. Аспен, например, расположен в довольно узком горном ущелье. Но благодаря тому, что я сам совершаю регулярные рейсы по этим маршрутам, все нештатные ситуации могу описать и занести в симулятор. Пилоты уже отрабатывают их на тренажёре, поэтому справляются с такими полётами на отлично. 

– Кроме того, в авиакомпании  SkyWest Airlines, как и ранее в Jazeera Airways, вы принимаете участие в оценке готовности пилотов к таким полётам, также вас часто привлекают сторонние организации как ментора и наставника. Почему считаете это важной частью работы и много ли времени занимает эта деятельность?

– Безусловно, я всегда стараюсь откликнуться и помочь, а если нужно, то и посоветовать, что можно сделать и к кому обратиться. Посадка самолёта в горной местности – это настоящий вызов для пилота. Обучение высококвалифицированных специалистов, которые могут эффективно применять новейшие знания и практики, является ключом к безопасности. Мы все понимаем, что безопасность – это наш главный приоритет. Именно через такие оценки мы можем оценить готовность пилотов к выполнению сложных задач. Это похоже на подготовку к сложному маневру на море – важно, чтобы каждый член команды знал свои обязанности и был готов к любым неожиданностям.     

Автор: Джамиля Ахунова