По официальным данным, на 1 сентября 2024 года в Казахстане насчитывается 2 млн 405 тысяч пенсионеров. Средний размер совокупной пенсии – 131 872 тенге, в том числе солидарной – 89 275 тенге, базовой – 42 597 тенге. Пенсии в Казахстане не самые плохие хотя бы в сравнении с аналогичными пособиями на постсоветском пространстве. Но этого явно недостаточно для обеспечения достойной старости казахстанцев.

Социолог, кандидат PhD Айгерим Жакыпбек рассказала в интервью Informburo.kz, какие аспекты помощи пожилым остаются по-прежнему актуальными и как рост пожилой части казахстанцев влияет на экономику страны.

Айгерим, как меняется численность населения Казахстана в последние годы?

– При изучении демографии Казахстана можно отметить много интересного. По данным Бюро национальной статистики (последняя перепись населения прошла в 2021 году), население страны с 2009 года выросло на 20%. При этом количество женщин (51,4%) по-прежнему имеет приоритет над мужчинами (48,6%). В то же время мужчин в возрасте до 36 лет в Казахстане больше, чем женщин, особенно в Кызылординской и Туркестанской областях. Соответственно, женщин старше 37 лет больше, чем мужчин. Очевидны и возрастные изменения.

По данным последней переписи, значительно увеличилось количество детей в возрасте до 15 лет. Если ранее их было 3,9 млн, или 24,1% населения, то сейчас их 5,6 млн, или 29,4%. Средний возраст казахстанца – 32 года.

– Какова доля пожилых людей в разрезе регионов? Каковы прогнозы по старению населения на ближайшие годы?

– С одной стороны, по официальной статистике, казахстанцы – молодая нация.

С другой стороны, во всём мире наблюдается устойчивая тенденция роста стареющего населения. Этот процесс нашу страну тоже не обходит стороной. Число людей старше 65 лет в РК достигло 1,6 млн человек, а это 8,2% от общей численности населения. Согласно стандартам ООН страна считается стареющей, если доля людей старше 65 лет в ней превышает 7%.

Если же этот показатель достигает 14%, то нация и вовсе классифицируется как старая. Таким образом, не ошибусь, если скажу, что мы уже вошли в число стареющих стран.

И, по прогнозам, этот параметр в РК может увеличиться на 10–15% к 2030 году, что свидетельствует о росте тенденции к старению населения. По переписи 2021 года в Казахстане насчитывалось более 200 пожилых людей старше 101 года. Интересно, что по количеству несовершеннолетних лидировала Туркестанская область, а вот по численности пожилых людей старше 90 лет на первом месте оказалась ВКО.  

По данным Бюро национальной статистики, в 2023 году в Казахстане индекс старения достиг 29,5, что на 1,3 процентного пункта выше, чем годом ранее (28,2 в 2022 году). На каждых 100 детей в возрасте до 15 лет приходится по 29,5 гражданина старше 65 лет. Сравнивая с данными пятилетней давности (26,5 в 2019 году), мы видим, что индекс старения значительно возрос. Отмечается, что индекс старения в городах (32) выше, чем в сёлах (25,8).

 Как увеличение количества пожилых людей сказывается на здравоохранении, социальных услугах и в целом на экономике страны?

– Как социолог я занимаюсь исследованием технологий, призванных активизировать усилия по преодолению социальной эксклюзии (ограничение доступа индивидов к таким жизненно важным институтам, как труд, образование и др., что не позволяет получать ресурсы, необходимые для поддержания адекватного уровня жизни Ред.) пожилых людей.

Попробую объяснить, как влияет количество пожилых людей в стране на экономику. Для того чтобы экономика в стране в целом была стабильной, а барьеров для экономического развития было меньше, нужно, чтобы на одного пенсионера приходилось не менее четырёх работающих. Иначе значительная доля пожилых людей в стране приводит к увеличению расходов на социальное обеспечение, особенно на пенсии и здравоохранение, сокращению трудоспособного населения и снижению производительности. В конечном счёте это создаёт дополнительное давление на государственный бюджет и увеличивает нагрузку на работающих граждан.

 Как это выглядит на конкретном примере?

– Простой пример. Если пожилой человек одинок, прикован к постели или с ограниченными возможностями, то государство обязано не только платить ему пенсию или пособие, но и выделить опекуна по уходу за счёт бюджета. Рост доли пожилых людей также требует пересмотра пенсионных программ, возможно, и увеличения пенсионного возраста, что может вызывать общественное недовольство и требовать непопулярных политических решений. При этом надо учитывать, что пожилые люди, как правило, имеют меньший доход, чем экономически активное население, и тратят большую часть своих денег на здравоохранение и социальные услуги, что может снижать общий уровень потребления в стране и замедлять экономическую активность. Более того, государству может потребоваться увеличить налоги, чтобы покрыть увеличение социальных расходов. Это в свою очередь может отрицательно сказаться на трудовой активности и инвестициях. Наконец, в "стареющих" странах более вероятно увеличение госдолга из-за необходимости финансирования пенсий, здравоохранения и соцпрограмм.

По регионам выявлены следующие различия. Наивысший индекс старения отмечен в Северо-Казахстанской области – 72,9, за которой следует Восточно-Казахстанская область с показателем 71,8, и Костанайская область – 62,1. Среди регионов с наименьшим индексом старения лидирует Мангистауская область, где на 100 детей приходится всего 14,3 казахстанца старше 65 лет. Низкие показатели также зарегистрированы в Туркестанской области (14,9) и Шымкенте (15,3).

  Что, на ваш взгляд, мешает повышению качества и продолжительности жизни пожилых людей в Казахстане?

– Полагаясь на свои исследования и предположения, могу сказать, что в нашем обществе пожилые люди часто воспринимаются как экономически слабая группа, создавая впечатление, что их возможности и ресурсы исчерпаны. Многие считают, что только молодые люди являются движущей силой развития, а пожилые лишь пользуются социальными благами. Однако этот стереотип, на мой взгляд, нам пора пересмотреть.

Пожилые люди имеют богатый жизненный опыт и знания, которые могут стать ключевыми ресурсами для будущего Казахстана. Если активно применять знания и опыт старшего поколения в современных проектах, вовлекать их социально-экономические процессы, дать им почувствовать, что они нужны государству, то это не только поможет изменить общественное восприятие пожилых, но и позволит снизить расходы на здравоохранение и социалку. Поскольку активное участие в общественной жизни способствует улучшению здоровья и качества жизни.

 Какие соцпрограммы в Казахстане, поддерживающие пожилых людей, вам известны?

– Основными социальными программами, поддерживающими пожилых людей, в Казахстане являются государственные и накопительные пенсии, соцпособия для пожилых с низкими доходами или оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, есть единовременные пособия для покрытия специальных потребностей граждан пожилого возраста, например, на лечение или улучшение жилищных условий. Пожилые люди также получают бесплатное медицинское обслуживание и могут проходить лечение в больницах. Кроме того, в последние годы начали действовать центры активного долголетия, и не только в крупных городах, но и в районных центрах регионов. Все больше пенсионеров направляются в санатории.

 Какие меры необходимы для улучшения обслуживания пожилых людей?

– Прежде всего необходимо менять информационную повестку по отношению к старикам. Например, распространённый в Казахстане лозунг "Молодёжь – будущее страны" может восприниматься пожилыми как "ты не будущее, твоё время истекло, дай дорогу молодым". Эти посылы обществу нужно корректировать, чтобы пенсионеры осознавали, что являются не только частью прошлого, но и активными создателями будущего.

Объективно люди в возрасте могут на основе большого опыта генерировать новые идеи, быть наставниками для молодёжи, хранителями духовных ценностей и народной мудрости. Они играют ключевую роль в формировании культуры нации, представляющей собой важную часть нашего будущего. Если максимально помогать пожилым и создать им условия для повышения их жизненной активности, это обязательно повлечёт за собой позитивные изменения как в обществе, так и в экономике страны.

Для этого необходимо постоянно улучшать и расширять медицинские, цифровые и социальные услуги, предоставляемые пожилым людям. Развивать социальные, образовательные программы и центры досуга для пожилых людей, улучшать их условия жизни, в том числе жилищные. Более того, очень важно своевременно и квалифицированно оказывать юридическую помощь, поддерживать опекунов и обучать сотрудников, работающих с пожилыми людьми. Эти меры помогут обеспечить достойное качество жизни, финансовую стабильность и активное участие пожилых граждан в жизни общества.