В преддверии Дня Независимости редакция Informburo.kz взяла интервью у историка Еркина Абиля о том, как формировался казахский этнос. Свой разговор с экспертом мы начали с гуннов и Тюркского каганата, а закончили борьбой с джунгарами. 

Еркин Абиль руководил Институтом истории государства, был ректором Костанайского государственного педуниверситета, писал школьные и вузовские учебники по истории Казахстана. А ныне он депутат мажилиса по одномандатному округу. 

Еркин Абиль / Фото с сайта парламента Казахстана

– Еркин Аманжолович, казахи – это тюркский народ. Но откуда появились тюрки? 

– Сегодня под тюрками мы подразумеваем три разные общности. В узком значении тюрками называется небольшое древнее племя, которое в VI веке создало Тюркский каганат. В широком значении тюрки – это все народы, которые в Средние века входили в эту империю. И третье – это современное понятие тюрков как языковой общности.

Кем были древние тюрки? В китайских источниках они представляются как одно из гуннских племён, которое восстановило империю своих предков. На самом деле великая степь – ещё с возникновения государственности и вплоть до XIX века – пережила три периода империй. Периодически возникала какая-то великая империя, которая пыталась объединить всю степь, затем она распадалась на небольшие государства, а потом вновь объединялась. Первая – это империя гуннов, вторая – империя тюрков, третья – империя Чингисхана. 

В представлении самих степняков каждая из этих империй была продолжением традиций предыдущей. То есть каждый раз правители этих империй не создавали новое государство, а воссоздавали предыдущее. Поэтому тюрки – это прямые потомки гуннов в языковом, культурном и политическом плане. 

– А как тюрки сумели создать Тюркский каганат? 

– В это время степь уже была готова к воссозданию империи. За власть боролись несколько династий, но победила династия Ашина. Согласно китайским источникам, основатель этой династии – гуннский мальчик, которого выходила волчица. Поэтому этот род считался близким к такому благородному, с точки зрения степняка, животному, как волк.

В середине VI века династия Ашина быстро объединила вокруг себя все поздние гуннские племена, которые жили в этом регионе, и воссоздала империю. Название своего племени "тюрк" она перенесла на все степные народы, вошедшие в эту империю. 

– Тюркский каганат как империя в принципе просуществовал не так долго. Уже в 603 году он распался на западную и восточную части. Почему? 

– Тут есть два момента, которые нужно прояснить. Первое. Территория Тюркского каганата была очень большой – от Алтая до Крыма, и управлять ею из одного центра было практически невозможно, скорость донесения тех же приказов была медленная. Поэтому уже изначально каганат разделился на самостоятельные западную и восточные части, где были свои соправители. Однако политически это оформилось только в 603 году.

Второе. И западная, и восточная часть просуществовали как государства на самом деле долго. Проблема в том, что мы излагаем историю фрагментарно: правление каждой новой династии у нас рассматривается как отдельное государство. Например, в западной части свергли династию Ашинов, пришла тюргешская династия, и мы называем эти земли Тюргешским каганатом. Затем тюргешей свергают карлуки, и мы называем это Карлукским каганатом. Карлуки даже не теряют власти, а принимают ислам, и это уже отдельное государство Караханидов. А по сути это одно государство, которое выделилось в 603 году из Тюркского каганата и существовало вплоть до монгольского нашествия в XIII веке. 

Древние тюрки / Картина Михаила Чевалкова 

В восточной части происходило то же самое. Был Восточно-тюркский каганат, он попадает под власть китайцев, затем освобождается. К власти приходят уйгуры, мы это называем Уйгурским каганатом. Уйгуров свергают кыргызы, мы называем это Кыргызским каганатом, а после кыргызов были государства найманов и кереитов. Одни династии свергали других. Но это был один народ, один язык и одно самосознание. Даже в письменных источниках Уйгурского каганата свою историю они вели с Тюркского каганата, не отделяя себя от него. 

Сейчас есть одно очень интересное исследование по палеогенетике, которое доказало, что население на территории Казахстана генетически изменялось очень мало. Безусловно, приходили новые элементы, но казахи – это по большей части то же население, которое жило здесь ещё со времён ботайской культуры, энеолита. 

 – Вы говорите, что генетически мы менялись не так сильно. Но как тогда объяснить то, что раньше на территории Казахстана жили саки, которые принадлежали к европеоидной расе, а мы впоследствии стали монголоидной? 

– Казахи сейчас не являются монголоидной расой в чистом виде. Мы яркие представители туранской, или южносибирской, расы. Это переходная раса между монголоидной и европеоидной. 

Начиная с раннего железа, как только мы стали мобильными и освоили верховую езду, постепенно шло наслоение монголоидных черт. Но в нашем облике сохраняется где-то 30% компонентов европеоидности – у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. 

– Можно ли сказать, что во время Тюркского каганата и сформировались нынешние роды кыпчак, найман, керей, жалайыр? 

– Кереи и найманы, которые существовали до монгольского нашествия, – это не то же самое, что наши роды керей и найман. Это касается и кыпчаков, и аргынов. Знак равенства между нами ставить нельзя, хотя мы, безусловно, являемся их потомками.

Наши роды в том виде, в каком мы сейчас их знаем, начали формироваться уже после XIII века в рамках Золотой Орды. 

– Следующая империя после Тюркской – это империя Чингисхана. Давайте решим уже этот спор, какой национальности был Чингисхан?

– Спор, был ли Чингисхан казахом, большого смысла не имеет, потому что казахи как этнос начинают складываться только в XIII веке. При Чингисхане казахов как таковых не было.

Да, можно сколько угодно спорить о происхождении Чингисхана: были ли его предки тюрками, или они говорили на монгольском языке, но для учёных это не так важно. Важно то, что Чингисхан, по сути, восстановил Тюркский каганат. 

Чингисхан / Иллюстрация с сайта Сhina.org.cn

После покорения великой степи империя Чингисхана была разделена по тем же причинам, что и Тюркская империя. И возник улус старшего сына Джучи, в состав которого и вошли земли Казахстана.


Читайте также: Почему для изучения Улуса Джучи создаётся отдельный НИИ


– А кем были шайбаниды, с которыми вели борьбу наши ханы Керей и Жанибек? 

– Когда начался распад Золотой Орды и династия старшего сына Джучи Бату (Батый) была полностью истреблена, за власть начали бороться потомки других сыновей Джучи. На территории Казахстана борьбу вели две династии – токай-тимуриды и шайбаниды. Токай-тимуриды – это потомки 13-го сына Джучи, а шайбаниды – пятого.

Такие знаменитые ханы, как Токтамыш и Урус хан, а также казахские ханы – потомки хана Уруса были из токай-тимуридов, а сибирские ханы и узбекские – шайбаниды. В результате этой борьбы шайбаниды были изгнаны с территории Казахстана, и дальше вся их история была связана уже с территорией Средней Азии. 

Отмечу, что шайбаниды – это уже поздний термин, некорректный. Его стали применять по аналогии с арабским именем Шайбан после исламизации Казахстана. На деле же пятого сына Джучи звали по-литературному Шибан, а народ его называл Сибан. 

– Почему султаны Керей и Жанибек захотели отделиться от шайбанидов и создать своё государство? 

– Тут стоить уточнить, что Керей и Жанибек не хотели создавать собственное государство, они вели борьбу за то, чтобы сесть на престол этого великого улуса. И в этой борьбе за власть над степью Дешт-и-Кыпчак Абулхайр и его внук Мухаммед Шейбани потерпели поражение. 

Если говорить современными терминами, то это была такая гражданская война из-за двух разных политических идей. Казахское ханство и ханство Абулхайра – это одно и то же государство, разница в том, что Абулхайр ещё пытался реанимировать Золотую Орду как империю, а Керей и Жанибек отказались от идеи завоевания окрестных народов и сосредоточились на внутренних проблемах. Получается, Казахское ханство – это продолжение Золотой Орды, но уже с другой политической системой. 

Ханы Жанибек и Керей / Иллюстрация с сайта E-history.kz

– Шибаниды называли себя узбеками, получается, казахи отделились от узбеков? 

– Не только шибаниды называли себя узбеками, но и токай-тимуриды, и сами казахи продолжали считать себя узбеками. Шакарим Кудайбердыулы ещё писал, что мы узбеки, а среди узбеков мы казахи. И в "Тарих-и Рашиди" есть такое понятие, как "узбек-казах". Там прямо пишется, что узбеки делились на три группы – шибаниды, казахи и мангыты (ногайцы).

Изначально термин "казах" был политическим: те, кто подчинялся ханам Казахского ханства, считали себя казахами, но культурно они себя идентифицировали как узбеков. Только после того, как большая часть степняков объединилась под властью Казахского ханства, слово "казах" стало употребляться и как этнический термин, и мы постепенно начали себя так называть.

А вообще, ещё до монгольского нашествия казахами называли молодых неженатых парней, которые отделились от своего рода и вели молодецкую жизнь. Поэтому ханам Керею и Жанибеку дали такое прозвище. Они отделились от своего улуса и выступили против своего правителя.

– Мы много знаем о ханах Керее, Жанибеке, его сыне Касыме и внуке Хакназаре. Но что было после? Это были времена постоянных войн с соседями? 

– Мы берём информацию в основном из письменных источников соседей. Они подробно описывают времена войн, а времена мира – наоборот, скудно. Чем меньше информации мы встречаем о правлении какого-либо хана, тем более мирным было его правление.

Пик упоминаний приходится на последние годы правления хана Тауекеля (1582-1598), когда Казахское ханство берёт под контроль Ташкент и города Ферганской долины. В этой войне Тауекель погибает. Дальше после хана Есима мы немного знаем ханов Жанибека и Жангира.

На самом деле XVII век был золотым веком истории Казахского ханства. Это был период процветания, когда серьёзных противников у нас не было.

Да, мы вели постоянные сражения с калмыками и джунгарами, но они не угрожали нашей целостности. Ситуация начала меняться в конце XVII – начале XVIII века при хане Тауке. Вы же помните "Годы великого бедствия". 

– Кто такие джунгары и почему они были так сильны? 

– Джунгары – это западные монголы, ойраты. Первоначально это было небольшое племя, к которому присоединились тюркские племена, которые перешли на буддизм и монгольский язык. Казахи называли их калмак. Там были потомки и кереитов, и найманов. Во многом это были родственные казахам племена. 

Почему в XVIII веке между нами обостряются отношения? По сути, цивилизация великой степи распадается на две части: западная часть – тюрко-мусульманская, а восточная – монголо-буддистская. Из этих двух частей к XVIII веку независимыми государствами остаются Казахское ханство и Джунгарское. Начинается давление с одной стороны Российской империи, с другой – Цинской. Казахи и джунгары были вынуждены конкурировать за сокращающиеся ресурсы. 

Аныракайская битва / Картина Диаса Устемирова

Исторически джунгары оказались в этой борьбе сильнее, потому что они вновь обратились к идее империи, централизации власти. Всё их устройство было подчинено военным целям. Они разрабатывали военную промышленность, у них были специальные племена, которые обслуживали артиллерию, жёсткая дисциплина. По сути это было возвращение к временам Чингисхана.

В краткосрочной перспективе это им помогло: джунгары разгромили казахов, подчинили Старший и Средний жузы. Однако в долгосрочной перспективе это их и погубило, потому что такую сильную военную машину Цинская империя, чтобы обезопасить себя, просто уничтожила. Джунгары были вырезаны, это был геноцид.

В то же время казахи не смогли стать империей, у нас была аристократическая демократия, нам было сложно подчиниться одному хану и создать военную промышленность. Мы проиграли в краткосрочной перспективе, но зато в долгосрочной выиграли. При Абылай хане мы вернули себе те земли, что потеряли, а также продвинулись дальше. 

Поединок 18-летнего батыра Абильмансура, будущего хана Среднего жуза Абылая, и Шарыша, сына джунгарского хунтайши / Картина Талгата Тлеужанова "Жекпе жек"

– Вы сказали, у нас была аристократическая демократия. В чём она выражалась? 

– В отличие от джунгарских правителей казахским ханам нужен был консенсус, чтобы им подчинились. Власть ни у одного казахского хана, включая Абылая, не была столь абсолютной, как у любого джунгарского хунтайши. 

Политическая система казахов была построена на сложной системе взаимных уступок, компромиссов и, как любят сейчас говорить, слышащем государстве, когда ханы были вынуждены подстраиваться под запросы родовой верхушки, а те в свою очередь слышали простое население. Власть хана была сильной до тех пор, пока он выполнял запросы всего казахского общества. 

Иллюстрация с сайта E-history.kz

Ханы хотя и были потомками Урус хана, избирались. Их власть была сильно ограничена: хан был верховным судьёй, созывал народное собрание и возглавлял армию, все остальные функции у него отсутствовали. Земельные споры, решения об объявлении войны и мира – все эти вопросы решало народное собрание. Понятно, что там собирался не народ, а правители степных объединений, у которых, по сути, и была вся власть. Поэтому мы говорим о степной демократии или аристократической республике.

В итоге политическая культура казахов, сформированная в рамках Казахского ханства, оказала влияние на всю историю казахского общества вплоть до начала ХХ века.