Впервые на сцене детского Евровидения выступили юные артисты из нашей страны. Маленькие певцы продемонстрировали своё искусство на одной из трёх площадок конкурса – EuroClub. Участие молодого поколения Казахстана в рамках этого музыкального события стало первым шагом на пути реализации планов нашего государства по вступлению в крупнейшее объединение национальных вещательных организаций в мире – Европейский вещательный союз (European Broadcasting Union, EBU). О результатах этого мероприятия, дальнейших планах и перспективах рассказал генеральный директор "31 канала" Багдат Коджахметов.

– В этом году Казахстан впервые сделал очень важный шаг в сторону Евровидения, и произошло это не без помощи "31 канала". Именно вы проводили прямую трансляцию конкурса "Детское Евровидение" из Грузии. Расскажите, как это произошло.

– Эта потребность возникла после того, как мы поняли, что в Казахстане достигли потолка, и 18 миллионов жителей дают максимально предельную возможность развития канала в пределах страны. А мы хотим большего. Для того чтобы увеличить количество зрителей, нам необходимо было выходить за пределы Казахстана. "31 канал" нуждался в проекте, который был бы интересен национальным каналам других стран. Таким проектом стало крупное международное шоу I'm a singer, которое транслировалось не только в Казахстане, но и в Китае, Татарстане, Башкортостане, Кыргызстане и Узбекистане. Аудитория проекта составила свыше 200 миллионов человек. После этого мы решили двигаться дальше и устремили свой взгляд в сторону такого известного конкурса, как Евровидение.

– Впервые в рамках конкурса выступали представители нашей страны. Какие цели стояли перед юными артистами?

- Для того, чтобы однажды "31 канал" направил на Евровидение представителей Казахстана, нам нужно было пройти несколько этапов. И один из них – это показательные выступления на Eurovision Junior. Мы его успешно прошли. 26 ноября в Тбилиси состоялось очередное, пятнадцатое по счёту, "Детское Евровидение". Наши дети выступали на одной из площадок конкурса – клуба EuroClub, в рамках казахстанского часа. Выражаем огромную благодарность Министерству культуры и спорта и акционерному обществу "Қазақ әуендері", которые нас поддержали в этом.

– Справились ли маленькие казахстанцы с важной ролью парламентёров?

- На все сто процентов! Казахстанский час позволил оргкомитету Евровидения понять, насколько талантливы наши дети. В данное время решается вопрос о том, чтобы включить юных артистов в официальную конкурсную программу Eurovision Junior, которая пройдёт в следующем году в городе Минске. И если дело выгорит, то эксклюзивным партнёром этого проекта станет "31 канал".

– Какие возможности и перспективы даёт Казахстану вступление в Европейский вещательный союз?

– В первую очередь, это возможность представлять страну на конкурсах "Евровидение" и "Евровидение дети". Это не только повышает известность Казахстана в мировом сообществе, но также позволит привлечь дополнительное внимание к национальному телевидению. Это даёт возможность расширить зону вещания "31 канала", получать большую доходность и в то же время раздвигать границы взаимной культурной интеграции с миром. Кроме того, это очень серьёзный сдвиг в сторону повышения вкусов и симпатий казахстанцев к более высоким стандартам культуры и искусства.

– Как вы считаете: при объективном, честном подходе то, что делаем мы, соответствует стандартам в области популярной музыки, принятым в Европе?

– Конечно. Я абсолютно уверен в том, что казахстанская культура и музыка находятся на более чем высоком уровне. Другое дело, что внутри самого Казахстана мало ценителей культуры. Один из ярких примеров – тот же самый Димаш. В Казахстане его признали только после того, как он стал популярен в Китае. Хотя близкие к нему люди утверждают, что Димаш и до Китая был в известен в Казахстане, мне кажется, они лукавят. На самом деле Димаш стал популярен только после выступлений в Китае. Я уверен, что в Казахстане есть большое количество талантливых артистов разных жанров, начиная от оперы и балета и заканчивая эстрадой, которые могли бы стать звёздами мировой величины. И такие проекты, как участие "31 канала" в конкурсе "Евровидение", позволят довести наших звёзд до необходимого уровня.

– Можем ли мы сейчас говорить о том, что в скором будущем увидим наших артистов и на сцене "взрослого" Евровидения?

– Это одна из тех долгосрочных целей, к которым мы стремимся. "31 канал" взял чёткий курс, и мы надеемся, что нас поддержит в этот раз не только Министерство культуры и спорта, но и правительство Казахстана. Потому что это проект мирового уровня. Это нужно не только для имиджа. Это источник вдохновения, то, ради чего, наверное, стоит жить обществу. О необходимости повышения духовных ценностей, воспитания духовности говорится и в программе нашего Президента "Рухани жанғыру". А как возможно воспитывать и возвышать, если ты не видишь верхней точки? Верхняя точка – это то, к чему стремится человеческая цивилизация. Сегодня такие проекты, как "Евровидение-2", и являются некой верхней точкой, где ты можешь помериться силами, заявить о себе и о своём культурном наследии всему миру. Это нужно для того, чтобы помнить, откуда мы идём, понимать, где мы сейчас находимся, и ориентироваться, куда нам нужно идти. Потому что культура является основой развития общества. Не экономика, не политика. Именно культура.

– Наблюдаете ли вы какие-то общие тенденции в предпочтениях казахстанских и европейских зрителей?

– О евр–опейских зрителях, наверное, можно судить по тому, кто побеждает на Евровидении. Мы видели случай, когда это был не совсем обычный исполнитель – это показательный момент. Есть и другие примеры. Но точно мы знаем одно: по статистике, в 90% случаев зрители голосуют за тех участников, чья страна представлена на конкурсе впервые. Поэтому если Казахстан когда-нибудь отправит участника, то у нас есть очень большой шанс выиграть. И это станет тем результатом, к которому мы все и стремимся.

Помимо "Евровидения" что было сделано "31 каналом" в 2017 году по производству развлекательного контента для выхода Казахстана на мировую арену?

– Как я уже говорил, шагом в сторону Евровидения стала реализация проекта I'm a singer. В следующем году мы реализуем проект I'm a singer-2, у нас уже есть несколько партнёров, которые за год до начала этого проекта изъявили желание поддержать нас и финансово, и по многим другим параметрам. Поэтому I'm a singer-2 обязательно состоится. Причём в наших планах есть и расширение географии. Мы планируем выйти на Россию, Индию и Турцию. Возможно, ещё какие-то страны будут подключены. Это рабочие моменты, которые сейчас находятся на стадии утверждения. Кроме этого, у нас есть отличная новость: в новом сезоне китайской версии I'm a singer на Hunan TV, где выступал Димаш, снова появится представитель нашей страны. Мы подали организаторам шоу список наших артистов, и один из них прошёл отборочный этап. Ваше издание первое узнает, кто будет представлять Казахстан в китайском I'm a singer: это известная певица Маржан Арапбаева. Кстати, Маржан выступит в 14 и 15 эпизодах I'm a singer Kazakhstan в качестве специального гостя, где она исполнит песни, с которыми поедет в Китай. А в финальном выпуске шоу, который состоится 31 декабря, Маржан споёт с победителем казахстанского I'm a singer. Ещё одна хорошая новость заключается в том, что наши зрители смогут наблюдать за тем, как она будет выступать в Китае, в эфире "31 канала".

Конечно, I'm a singer – не единственное наше шоу. В этом году мы запустили новые сезоны уже полюбившихся всем проектов "Женатики" и "Келіндер бәйгесі", а также презентовали премьеру уникального реалити-шоу "Кім күшті?", успех которого превзошёл все наши ожидания. Оказалось, что зрителям очень интересны такие форматы, а "31 канал" – единственный, кто делает реалити на отечественном рынке.

– Прошлый, 2016, год оценивался экспертами как самый негативный за последние 7 лет для отечественного медиа-рынка. Подводя итоги 2017-го, можете ли вы сказать, что лед тронулся"

– 2016 год, действительно, оказался самым негативным с момента последнего кризиса. Значительных изменений в 2017 году не произошло, но сдвиг есть. Лед, действительно, тронулся. В среднем, по оценке экспертов, с 3 до 5% произошёл рост медиа-рынка. И мы ожидаем, что эта тенденция сохранится дальше. В 2018 году у нас ещё больше ожиданий. Чем больше мы сможем зарабатывать денег, тем больше мы, соответственно, сможем их вкладывать в собственное производство и ещё больше радовать наших зрителей!