Директор центра прикладных исследований Talap Рахим Ошакбаев всегда выступал против введения плавающего курса тенге. По его мнению, нынешняя монетарная политика Нацбанка губительна для экономики – отказ от фиксированного курса привёл к обнищанию и закредитованности населения.

– Это не рыночный курс, понимаете. Вы как бизнес или домохозяйство не можете с этим свободно плавающим, а на самом деле – свободно падающим курсом тенге сохранить свои сбережения. По факту у нас нет никакого режима свободного плавания тенге, а есть режим управляемого плавания, но принципы управления никому неизвестны, кроме очень ограниченного количества инсайдеров в Национальном банке. Я уверен, что катастрофическое падение уровня благосостояния казахстанцев, рост закредитованности является одной из основных причин январской трагедии.

Экономическая политика, в том числе монетарная, должна приводить к росту благосостояния населения. Точка. Больше ничего не должно быть. А у нас финансовая система практически перестала самостоятельно кредитовать экономику, предпринимательство. Сейчас потребительские кредиты превышают по размерам кредиты предпринимателям. Это странная, девиантная ситуация, которой нет практически ни в одной нормальной стране мира.

– Почему так произошло?

– Это вопиющая некомпетентность руководства Нацбанка и тех, кто принимал это решение (переход на свободно плавающий курс тенге. – Ред.). От этого выиграли экспортёры, крупные олигархи, банки, которые после девальвации начали получать гораздо большую прибыль.

– Что делать?

Как минимум нам надо фиксировать курс национальной валюты, давать ему предсказуемость. Есть все возможности для защиты курса.

– Какие у вас прогнозы к осени? 

– Ничего хорошего не будет. Тенге и дальше обречён.

– Курс будет 500+, 1000?

– Он точно будет, и 500+ будет. Вопрос – когда.


Почему дорожает доллар и рубль? Чего ждать казахстанцам предстоящей зимой? Кто зарабатывает на скачках курса? Ответы Рахима Ошакбаева на эти вопросы смотрите в полной версии интервью.