Нет дорог, садика, школы, подвалы затоплены. Как живут в новом столичном ЖК "Отау"
В многоквартирный жилой комплекс "Отау" в Алматинском районе столицы (возле гипермаркета "Метро") первые жильцы начали заселяться в конце 2021 года. Жильё здесь предназначено для очередников (почти 2 тысячи квартир) по программе "Нұрлы жер". В основном это представители социально уязвимых слоёв населения и вкладчики "Отбасы банка".
Ожидания и реальность
4 августа аким столицы Алтай Кульгинов опубликовал пост о решении принять дизайн-код города, который призван в будущем обеспечивать: соответствие строящихся домов и объектов архитектурному ансамблю, технологические решения по отделке фасадов ЖК, единую цветовую гамму, комфортную, безопасную, безбарьерную городскую среду и организацию зон отдыха.
Под постом акима жители столицы начали писать жалобы, большинство из которых были от жителей МЖК "Отау". Люди жаловались на неблагоустроенные придомовые территории, отсутствие школы и детсада, а также на бездорожье при въезде в микрорайон.
"Когда доделают дороги? Ведь скоро осень, дожди, грязь. Заселили нас, ни школы, ни детсада. Как быть? Есть дома, где благоустройства ещё нет", – пожаловалась одна из пользовательниц.
Больше года назад, а именно 7 Августа 2021 года, во время визита в микрорайон аким Нур-Султана поручил построить здесь детский сад, школу, а также запланировать строительство медучреждения, досуговых объектов и продуктовых магазинов.
"Необходимо уделить особое внимание благоустройству территории МЖК по дворовым территориям, дорогам, канализациям, автобусным остановкам, освещению", – сказал Алтай Кульгинов.
Ещё в октябре 2021 года замакима столицы Нурлан Нуркенов при вручении ключей новосёлам пообещал: "В следующем году рядом с МЖК построят новую школу. А чуть позже планируется строительство детсада и медцентра".
Ничего из обещанного, кроме максимально аскетичного благоустройства дворов, пока не завершено.
Дизайн-кодом и не пахнет
МЖК напоминает большую строительную площадку. Рядом с жилыми домами вовсю работает дорожная техника и продолжается возведение нескольких домов.
"В микрорайон пока только один заезд. Его вроде делают. Главная проблема – отсутствие рядом школы. Самая близкая школа №51 по улице Момышулы. Дети едут туда на автобусах с пересадкой около 40 минут. Детсада тоже рядом нет. В основном возят детей в микрорайон Юго-Восток. Автобусов (маршруты 43 и 71) для такого микрорайона мало. Толкотня бывает. Цены на такси сюда и отсюда начинаются от 1500 тенге. Скоро учебный год начнётся. Хотелось бы, чтобы количество автобусов увеличили", – рассказала мать троих детей Жанар Шиденова, проживающая в доме №24 МЖК.
В мае этого года она получила квартиру по категории "неполная семья". Условия ипотеки (сроком на 13 лет с ежемесячной оплатой в 106 тысяч тенге) и качество жилья её устраивают.
Под окнами одной из угловых квартир на первом этаже на тротуаре и парковке провалился асфальт. Образовались ямы – угроза для пешеходов и водителей. Стучимся в зарешёченное окно. Выглядывает молодая женщина с ребёнком на руках.
"Переживаем из-за этих ям. Боимся за детей, вдруг провалятся. Лично я никуда пока не обращалась. Вроде представители ОСИ в курсе. Вообще очень низко окна сделаны. Проходящие мимо часто беспокоят, стучатся без причины, особенно выпившие, поэтому и решётку поставили. На качество внутри квартир не жалуемся", – рассказала Эльмира Сахова, семье которой предстоит первая зимовка в новой квартире.
При осмотре домов часто попадаются торчащие из стен провода и щели между стеной и отмостками. Детские площадки и игровое оборудование минималистичны. Обычно такие власти устанавливают в сёлах и райцентрах.
На некоторых дорогах между домами может проехать только одна машина, так как один ряд служит парковкой. Если заехал во двор, то выезжать, скорее всего, придётся задом.
В одном девятиэтажном пятиподъездном доме 360 квартир. А парковки у домов рассчитаны всего не несколько десятков машин.
"Что-то дорогу они долго делают. Весной начали и обещали осенью закончить. А так квартира тёплая. Цена, думаю, соответствует качеству", – отметил сидящий на лавочке у подъезда пенсионер Кыса Бекмагамбетов, проживающий в доме №26 с семьёй сына с января этого года. Жильё площадью 61 м2 семья купила по цене 220 тысяч тенге за м2.
"В подвале уже дважды потоп был. В первый раз тёк кипяток, что аж до верхних этажей пар шёл. Запах стоял, как в бане. Еле высушили. И вот второй раз несколько дней назад уже канализацию прорвало. Два дня без воды сидели. Но это уже, говорят, по вине жильцов. Якобы кто-то засорил канализацию. Минусы дома, конечно есть. Детские площадки маленькие. Песочниц нет. Дети в земле роются", – дополнила Лейла Мусаубаева, невестка аксакала. Как бюджетник она стояла в очереди на эту квартиру 13 лет.
Представительница недавно созданного ОСИ по адресу улица А-105, д.11, Карлыгаш Мизамкызы жалуется не только на проблемы с канализацией, но и на плохую шумоизоляцию. По её словам, она хорошо слышит, что говорят в соседних квартирах. Плюс само покрытие стен, добавила астанчанка, травмоопасное. Внутренние стены квартир и подъездов покрыты краской, нанесённой пульверизатором, и имеют такую шершавую текстуру, что дети, по её словам, часто царапают кожу до крови .
"Пожалуйста, пусть застройщики учтут этот момент при строительстве других домов. В целом мы обратились к подрядчикам по поводу проблемных вопросов дома. Нас волнует состояние сетей, затапливались подвалы из-за прорыва канализации. Мы просим, чтобы субподрядчики устранили неполадки. Наши канализационные трубы, как выяснилось, временно подключены к канализации по Карагандинской трассе. Акимат, застройщики и другие уполномоченные органы пообещали что этой осенью достроят трассу и подключат нас к центральной канализации. Мы надеемся и ждём", – подчеркнула она, отметив, что некоторые подрядчики уже начали устранять кое-какие недоделки.
Женщина настояла, чтобы журналисты осмотрели состояние подвалов.
"Вот в таком состоянии коммуникации. По-моему, они не так должны выглядеть. Дому всего год. В апреле из-за прорыва подвалы всех пяти подъездов были по колено в воде. Запах в квартирах стоял. Вентиляция плохо работает. Провода висят. Это же пожарная безопасность. Манометры на некоторых насосах не работают", – показала женщина состояние подвала своего дома и находящейся там насосной системы.
После безрезультатных обращений в полицию с просьбой установить во дворе "лежачих полицейских" жильцы дома сделали их сами из металлических труб.
"Люди из других домов жаловались на нас, но мы были вынуждены на это пойти. Тут часто ездят машины, а рядом гуляют маленькие дети. Дважды чуть не сбили ребёнка. Дело чуть до драки не дошло. Сами жильцы скинулись на трёх временных "лежачих полицейских" и установили их. Пусть официально установят, и мы демонтируем свои. Всё-таки ходовка автомобиля не дороже жизни ребёнка", – сказала Карлыгаш Мизамкызы.
По информации пресс-службы столичного акимата, асфальтированную дорогу к жилому комлексу "Отау" планируется построить до 1 ноября 2022 года.
"Помимо этого на сегодняшний день ведутся работы по благоустройству микрорайона. Покрытие асфальтом, брусчаткой и установка малых архитектурных форм. Также в планах имеется строительство школы, завершение которой планируется в 2023 году", – говорится в комментарии пресс-службы.
Читайте также:
- Автодорогу к школе Binom до сих пор не построили в Нур-Султане. Акимат готовит иск
- Бывший архитектор столицы: Город застраивают не архитекторы, а менеджеры
- В новом учебном году в Нур-Султане откроют 11 школ