Эко- и органические продукты в Казахстане. Есть ли разница?
Несмотря на то что ещё в 2015 году был принят Закон "О производстве органической продукции", ситуация в Казахстане с присвоением тем или иным товарам знака "Эко" или "Органик" непростая. Дело в том, что ни власти, ни производители, ни уж тем более покупатели до сих пор не могут определиться с точными понятиями этой маркировки, их различиями и поэтому до сих пор нет ясности в вопросе, какая продукция заслуживает право носить знак органической и экологически чистой.
- отсутствие генетически модифицированных ингредиентов;
- отсутствие ингредиентов, выращенных при использовании пестицидов и прочих искусственных удобрений;
- отсутствие искусственных консервантов, красителей и вкусовых добавок;
- наличие на упаковке лицензионной маркировки "Органик".
Интересно то, что большинство мировых рынков разделяют маркировки "Эко" и "Органик". Причины для этого есть. Но сначала рассмотрим все символы экофрендли-товаров.
Какая существует маркировка для органической и экопродукции?
Для регистрации в Казахстане товарного знака с элементом "Био/Bio", "Эко/Eco" или "Органик/Organic" необходимо предоставить соответствующий сертификат на органическую продукцию.
"Пока в нашей стране продукты с маркировкой "Био", Эко", "Органик" воспринимаются как идентичная продукция. Производитель может присвоить своим товарам один из этих знаков, если они соответствуют законодательству РК. Выдачей сертификатов занимается Национальный центр экспертизы и сертификации (НЦЭС)", – сообщает Евгений Климов, председатель Казахстанской федерации движений органического сельского хозяйства (KazFOAM).
Но нужно учесть, что, выпуская органическую продукцию под товарным знаком "Био/Bio", "Эко/Eco" или "Органик/Organic", производитель должен соблюдать указанные в законодательстве Казахстана стандарты качества, иначе, согласно КоАП, последуют штрафные санкции в размере от 30 до 400 МРП (от 83 340 до 1 111 200 тенге). В случае, если компания ставит на свою продукцию маркировку "Эко", она обязана иметь соответствующий сертификат и предоставлять его проверяющему органу по запросу. Если такого сертификата нет, но маркировка есть, то последует штраф в размере от 90 до 200 МРП (от 250 020 до 555 600 тенге).
"Наше законодательство имеет очень высокие стандарты для сертификации. Я бы даже предложил внести послабления в этой сфере, так как наши производители пока не имеют такого большого опыта в создании "органики". Тут нужен постепенный процесс, согласно естественному развитию органического производства", – рассуждает Евгений Климов.
Также стоит отметить, что для экспорта товара в страны ЕАЭС и другие зарубежные регионы требования к натуральности продукции повышаются, и от компании-производителя потребуются дополнительные сертификаты качества.
Разница между Eco и Organic
Органическое производство – это целая экосистема. Основной принцип – естественное существование растений, животных и прочих ресурсов. К примеру, выращивая экокультуры, на органическом сельхозпредприятии учитывают, как бороться c сорняками и вредителями. Способ только один: естественным путём. К сорнякам применяют правильные антикультуры, а к вредителям – животных и насекомых-энтомофагов. При этом в производство запрещено внедрять технологии, вредящие окружающей среде. А при уходе за животными создается естественная экосистема. Например, коровы пасутся на лугу, а кур запрещено содержать в железных клетках. В Казахстане, к сожалению, эти требования к содержанию и производству не всегда выполняют, хотя в стране и имеются внушительные внешние ресурсы для качественного органического производства.
К халатности на производстве добавляются бюрократия и отсутствие понимания значения маркировок "Эко" и "Органик" как у государственного сектора, так и обычных потребителей. Массовый покупатель пока с недоверием относится к этим символам, а некоторые просто не обращают внимание на упаковку продукта. Поэтому сейчас в Казахстане маркировку органических и экологически чистых товаров ставят скорей в качестве маркетингового хода. Но в странах-лидерах по производству экофрендли-товаров существует принципиальная разница между "Эко" и "Органик". Она прослеживается не только в процессе производства, но и в сертификации. О чётком разделении маркировок рассказывает глава общественного фонда ECO standart Сырым Рахимбаев.
"Приведу простой пример: мясо может быть "органическим" при соблюдении всех общепризнанных правил, но колбаса из этого мяса может быть только "Эко". "Органик" – это только часть вопроса экологической чистоты, речь в данном конкретном случае идёт только о продуктах сельского хозяйства. Маркировкой "Экологически чистый продукт" могут быть снабжены стройматериалы, одежда, производство, услуга наконец. В Евросоюзе экостандарт и стандарт по органической продукции регламентируются разными документами. Там этот путь прошли очень давно. А мы не можем решить вопрос своих национальных стандартов", – рассказывает Сырым Рахимбаев.
Согласен с коллегой и председатель KazFOAM.
"В Казахстане работают порядка 60-70 компаний, производящих товары по стандартам organic food. Сейчас отличить настоящую органическую продукцию от очередного маркетингового "фантика" можно лишь лично изучая этот вопрос: знакомясь с фермерами, обращаясь в KazFOAM, запрашивая сертификат качества", – добавляет Евгений Климов.
Мировой пример производства натуральной продукции
По данным исследовательской компании Ecovia Intelligence, 57,8 млн га пахотных земель на планете отведены под органическое земледелие: больше всего в Австралии, Аргентине и Китае. В секторе производства органической продукции работает 2,7 млн аграриев в 178 странах. В 2018 объем мирового рынка органической продукции достиг 90 млрд евро. Крупнейшие рынки органического сельского хозяйства в США (40 млрд евро), Германии (10 млрд евро), Франции (7,9 млрд евро) и Китае (7,6 млрд евро). По прогнозам, к 2024 году мировой рынок органических продуктов питания достигнет 324 млрд долларов.
Самое большое количество производителей органической продукции находится в Индии – 835 000 производств, в Уганде – 210 352, в Мексике – 210 000. Всего в мире около 2,9 млн производителей сертифицированы как органические.
Интересный факт, что различают не только мотивы производства, но и приобретения органической продукции. На вопрос "Зачем вы покупаете органическую продукцию?" в разных странах отвечают по-разному. К примеру, в Европе покупка органики связана с заботой о природе, в США люди таким образом повышают свой уровень здоровья, а в азиатских странах покупка органики – следствие безопасного питания и образа жизни.
Как обстоят дела с органическим производством в Казахстане?
В Казахстане, как уже было сказано, ситуация с производством и потреблением органических продуктов обстоит сложнее. В 2013 году этот сектор экономики оценивался в 93 млрд тенге, но даже спустя два года с принятием Закона "О производстве органической продукции", ситуация не сильно изменилась: на долю органических продуктов приходился лишь 0,1% от всей потребляемой продукции в стране.
Конечно, со временем популярность брендов "Эко" и "Органик" возросла, расширилось производство, а 2018 году в Казахстане были разработаны стандарты. Кроме того, была основана Казахстанская федерация движений органического сельского хозяйства (KazFOAM), которая занимается формированием спроса и предложения на органические товары, продвижением экофрендли-культуры и способствует всяческому развитию отрасли, в том числе облегчению бюрократических проволочек с получением маркировки и сертификатов.
"Сейчас мы совместно с НЦЭС (Национальный центр экспертизы и сертификации. – Авт.) проводим сертификацию нескольких фермерских кооперативов Алматинской области, производящих органические продукты. Этот процесс занимает длительное время (от двух до трёх лет) и проходит в несколько этапов: от подачи заявления в соответствующий орган и первой инспекции до перехода всех технологий на органическое производство, ежегодных проверок, лабораторных анализов и получения документации. Также в Казахстане есть уполномоченные компании (около 10), которые проводят сертификацию экологически чистой продукции для экспорта за рубеж", – сообщает Евгений Климов, председатель KazFoam.
Тем не менее даже сейчас экологически чистые и органические товары не так популярны в Казахстане, как во всём мире. К примеру, по данным Казахской академии питания, в стране сформировалась норма потребления на одного жителя органически натуральных продуктов: картофель – 100 кг в год, овощей – 120 кг, бахчевых культур – 26 кг. В других странах это количество органических продуктов в несколько раз больше.
В Казахстане, как заверяют учёные, есть база по развитию не только экологически чистых товаров потребления, но и органической продукции: мяса, овощей, бахчевых, фруктов. Но пока органическое производство не носит массовый характер, а проявляется скорее точечно, в малом и среднем бизнесе.
Натуральные продукты = повышение доходов
Согласно данным экспертов в сельхозсекторе, к концу 2020 года общая капитализация мирового рынка органической продукции достигнет 200 млрд долларов. Использование натуральных, незагрязнённых природных ресурсов и инновационных технологий производства поможет масштабному развитию отрасли, расширению производства, росту доходов от подобного бизнеса как самих предприятий, так и государства. Исследования учёных из ООН показывают, что при переходе на производство органической продукции продуктивность малого и среднего бизнеса повышается на 116%, а доход увеличивается в 2-3 раза.
Несомненно, это касается и органического производства и в Казахстане. Но чтобы процесс перехода предприятий на органическое и экологически чистое производство был максимально комфортным и эффективным как экономически, так и социально, государственный сектор должен всячески помогать бизнесу в вопросах налаживания всех производственных и сертификационных процессов. Необходимы субсидии, льготы и снижение бюрократической волокиты, тогда органическое производство в Казахстане сдвинется с мёртвой точки и настоящих натуральных продуктов с маркировками "Эко", "Био" и "Органик" на прилавках магазинов станет больше.