Что такое турбулентность ясного неба и насколько она опасна людям и самолётам
Сильная турбулентность, в которую 27 мая попал лайнер, летевший по маршруту Доха – Дублин, называют "внезапной" или "турбулентностью ясного неба". Корреспондент Informburo.kz выясняла, что это за явление и чем оно опасно.
Самолёт авиакомпании Qatar Airways в небе над Турцией попал в зону сильной турбулентности. Лайнер смог долететь до Дублина и совершить безопасную посадку, но в результате инцидента пострадали пассажиры и члены экипажа, восьмерым из них потребовалась медицинская помощь.
Другой рейс, направлением Лондон – Сингапур авиакомпании Singapore Airlines, попал в зону внезапной турбулентности над Андаманским морем (недалеко от Мьянмы) на шесть дней раньше – 21 мая. Тогда ранения получили примерно 100 человек, 73-летний мужчина скончался. Согласно данным сервиса отслеживания авиарейсов FlightRadar24, на которые ссылается Associated Press, самолёт снизился на 6000 футов (почти два километра) всего за три минуты. Экипаж лайнера отправил "аварийный код" 7700 и принял решение совершить экстренную посадку в Бангкоке.
Эти два шокирующих случая специалисты называют турбулентностью ясного неба. Это явление непредсказуемо и этим очень опасно (как рассказали пассажиры рейса Лондон – Сингапур, турбулентность случилась, когда бортпроводники разносили завтрак). По словам президента международной Ассоциации бортпроводников (CWA) Сары Нельсон, турбулентность при ясном небе считается самым опасным типом турбулентности.
Разбираемся, что это за явление и могут ли пассажиры себя обезопасить.
№1. Что такое турбулентность
Явление, при котором самолёт во время полёта начинает трясти, называют турбулентностью.
Турбулентность возникает из-за физических свойств атмосферы, то есть из-за того, что меняется давление, температура, направление и скорость ветра. Турбулентность возникает, когда движущийся с определённой скоростью поток воздуха сталкивается с другим потоком, скорость которого другая.
Когда авиалайнер на большой скорости проходит через эти турбулентные потоки, в салоне начинается тряска, авиационные специалисты называют её "болтанкой". За секунды авиалайнер может резко потерять высоту, вплоть до полной потери управляемости на некоторое время.
№2. Что вызывает турбулентность
Потоки воздуха могут быть ламинарными, то есть без турбулентности, или турбулентными, при которых воздух перемещается слоями без перемешивания. Не перемешанные потоки воздуха и вызывают в самолёте тряску.
Турбулентность может возникнуть в облаках (так случается чаще всего) или из-за шторма. Внезапная смена направления ветра или трение воздуха о неровности земли (такие как горы или высотки и даже деревья) тоже вызывает в самолёте тряску.
Как правило, пилоты заранее знают, где по курсу их ждут зоны турбулентных потоков, и предпринимают определённые меры, а также предупреждают пассажиров, просят их оставаться на своих местах и пристегнуть ремни безопасности.
№3. Какой бывает турбулентность
Турбулентность на самом деле бывает разной – лёгкой, умеренной, сильной или экстремальной.
Силу вихревых потоков измеряют по шкале от 0 до 100, где до 20 считается лёгкой встряской, а от 80 до 100 – экстремальной (при такой турбулентности пассажиров просто швыряет по салону).
Турбулентные потоки классифицируют по типам:
Конвективный. Такой тип возникает, когда тёплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается к земле. Чаще всего такое движение воздуха происходит днём, утром или вечером, когда тепловая активность значительно меньше. Конвективный тип турбулентности также случается при плохих погодных условиях.
Механический. Всякие препятствия на пути у ветра возмущают его поле. Такие препятствия, как горные хребты, способны существенно усилить ветер, например, когда ветер проходит между двумя горными хребтами. Чем выше скорость ветра, тем сильнее турбулентность. Когда ветер проходит поверх гор, он может создавать гравитационные волны.
Спутный след (или спутная струя) от ранее взлетевшего воздушного судна тоже считается турбулентностью, которая представляет опасность для следующего за ним самолёта. Воздушное течение похоже на вихри, которые тянутся за взлетевшим самолётом. Чем больше самолёт и его вес, тем сильнее спутный след.
Напомним, одной из самых первых версий крушения самолёта "Бек Эйр" в 2019 году была версия спутного следа.
Турбулентность ясного неба считается неприятной из-за своей неожиданности. Самолёт может сильно затрясти в тот момент, когда бортпроводники предлагают питание и напитки, большинство пассажиров не пристёгнуты и их столики откинуты.
№4. Турбулентность ясного неба
Турбулентность ясного неба чаще всего случается на больших высотах и неожиданно. Спрогнозировать турбулентность в безоблачном пространстве невозможно – её не обнаруживают даже метеолокаторы на борту самолёта.
Движение воздуха может быть вызвано атмосферным давлением либо холодными или тёплыми погодными фронтами, грозами или течениями воздуха вокруг гор.
По данным NTSB, в период с 2009 по 2018 год примерно в 28% происшествий, связанных с турбулентностью, пилоты не получали никаких предупреждений и были абсолютно не готовы к неприятному явлению.
По прогнозам учёных, количество случаев турбулентности разных видов значительно увеличится по всему миру к 2050–2080 годам, особенно вдоль самых загруженных маршрутов. Причём турбулентность ясного неба увеличится больше всего.
№5. На каких перелётах чаще всего случается турбулентность
Маршруты через Анды или Альпы занимают высокие места в рейтинге турбулентности из-за горных волн над Андами и Альпами, тогда как маршруты в Японии и Китае являются неспокойными из-за высокой активности реактивных течений.
Впрочем, по данным веб-сайта прогнозирования турбулентности Turbli, который проанализировал около 150 тысяч маршрутов, самыми "турбулентными" оказались два направления: на первом месте перелёт между чилийской столицей Сантьяго и аэропортом Виру-Виру в Боливии, на втором месте оказался перелёт Алматы – Бишкек.
В пятёркеу турбулентных маршрутов также входят перелёт из Ланьчжоу в Чэнду (Китай), маршрут из аэропорта Нагоя (префектура Аити) в город Сендай (префектура Мияги) в Японии, а пятый по турбулентности – это перелёт из Милана в Женеву (назван самым турбулентным в Европе).
№6. Где в самолёте самые безопасные места во время турбулентности
В самолёте действительно есть места, которые меньше подвержены турбулентности. Если занять место в центре, прямо над крылом самолёта, то неприятная тряска будет ощущается меньше всего.
Передняя часть самолёта испытывает не такое сильное воздействие турбулентности, как места в хвосте лайнера, поскольку на хвост ещё и ветер влияет.
Однако отметим, что самыми безопасными местами, согласно статистическим исследованиям, считаются ряды в задней части самолёта – от крыльев до хвоста.
№7. Может ли турбулентность навредить самолёту
Инциденты с сильной турбулентностью могут быть просто ужасающими. К примеру, такими, как рейс Лондон – Сингапур авиакомпании Singapore Airlines, когда пассажиров и членов экипажа разбросало по салону воздушного судна, некоторых прижало к потолку, а 73-летний британец погиб. Даже опытные лётчики пострадали от тряски во время этого полёта.
Турбулентность сильно пугает и может покалечить, если пассажиры и экипаж не пристёгнуты ремнём безопасности, но не более – современные самолёты рассчитаны на то, чтобы выдерживать огромную турбулентность.
Каждый самолёт перед своим первым полётом проходит очень серьёзные испытания в самых невероятных условиях, предусматривающих все нестандартные ситуации.
Пилоты зачастую знают, когда могут столкнутся с турбулентностью. Перед полётом они получают карту маршрута, на которой обозначены вероятные зоны турбулентности.
Такие сайты, как Turbli.com, сканируют небо за 36 часов до вылета и предупреждают о возможности гроз, ураганов, определяют, будут ли взлёты и посадки плавными.
Метеорологи, работающие в аэропорту, тоже делают прогнозы касательно турбулентности, и эти прогнозы достаточно точные. Непосредственно перед зоной турбулентности пилотов предупредит радиолокатор, установленный на носу самолёта.
Перед столкновением с вихревыми потоками пилоты предупреждают пассажиров и замедляют скорость, это снижает вероятность повреждений и уменьшает воздействие тряски.