Инвалид-колясочник написал пост в Facebook о том, как в алматинском метро ему отказали в доступе к специальному подъёмнику. Богдану Джепке сказали, что приспособление для спуска людей с ограниченными возможностями работает только летом.
"Добрый вечер, господа и дамы. На днях я читал про случай в метро г. Алматы, про человека с тросточкой и его просьбу включить подъёмник, чтоб спуститься в метро, – пишет Богдан Джепка. – Я, инвалид-колясочник, приехал к метро. Позвонил по телефону вышли сотрудники. Сказали: "Подъёмник не работает", но были вежливы и помогли вручную спустить и поднять меня. Ответили: будет работать только летом, а зимой не работает. Инструкция, сырость... Вопрос к руководителям: "Зачем такие траты, если не работает?".
Директор КГП "Метрополитен города Алматы" Айдын Оразханов прокомментировал этот случай. Он утверждает, что инвалид торопился и сам попросил сотрудников метро спустить его на руках.
"Нельзя сказать, что они были вынуждены поднимать его на руках, – говорит Айдын Оразханов. – Ему предложили, он торопился, попросил спустить. Гусеничный подъёмник, на наш взгляд, двигается очень медленно. Но мы же не можем инвалида на большой скорости поднимать, это опасно. Есть определённые нормы".
Глава алматинского метро считает, что его сотрудники действовали по инструкции, потому что подъёмник не работает зимой.
"Есть два вида подъёмников – гусеничный и наклонный, – говорит Айдын Оразханов. – Зимой мы не пользуемся наклонным подъёмником, потому что все его углы смазываются специальным составом. При минусовой температуре он из-за этого может не сработать. Поэтому есть альтернатива – гусеничный подъёмник. Почему его не попросил человек – это уже к нему вопрос. Подъёмники двигаются медленно. Поэтому люди говорят: "Ребята, поднимите просто так нас". В обязанности наших сотрудников это не входит. Они делают это просто по-человечески. А так, какой смысл им надрываться? Им проще отвезти".
После этого инцидента Айдын Оразханов провёл со своими сотрудниками разъяснительную беседу, но наказывать никого он не собирается.
"Чтобы принимать меры дисциплинарного характера, я должен профессионально к этому вопросу подойти, – говорит директор метрополитена. – А было ли нарушение? Работники были на своих рабочих местах, они подошли, когда их позвали. Дело в том, чего хотел сам пассажир".
О мужчине с тростью, которого упомянул Богдан Джепка в своем посте, ранее писали СМИ. Алматинец Нурлан Кожамбердиев на своей страничке Facebook рассказал о том, чему стал свидетелем: хромому пожилому мужчине отказали в доступе на подъёмник на одной из станций метро. Айдын Оразханов прокомментировал и этот случай, сказав, что пенсионер отказался ехать на лифте из-за суеверия, а потом сам решил спуститься вниз без подъёмника.
"Он попал в аварию, после неё всё ещё хромает, – говорит Айдын Оразханов. – Он увидел там знак инвалида и сказал, что это плохая примета, он туда не сядет. Он сам сказал: мол, я дойду пешком, – наши сотрудники его тихонько провели."
Ранее, комментируя этот случай, в пресс-службе метро рассказали, что сотрудники подземки действовали по инструкции.
По словам Айдына Оразханова, при проектировании метро лифт для инвалидов был запланирован только на одной из станций. Он пообещал, что при расширении метро новые станции будут обязательно оснащены дополнительными лифтами.
Пандусы есть далеко не на всех станциях алматинского метро. Но все они оснащены гусеничными и наклонными подъёмниками. С помощью гусеничного подъёмника колясочника можно поднять по ступенькам вручную. Наклонный же автоматизирован и двигается по прикрепленному к перилам рельсу. Чтобы воспользоваться подъёмниками, человек с ограниченными возможностями должен вызвать сотрудника метрополитена, который обязан ему помочь.