Прямой эфир Новости спорта

Как поссорились Умут Болатхановна с Еленой Леонидовной и Анваром Галимуллаевичем

На неделе финансисты с огоньком поработали над имиджем БТАБанка. Одни подвели итоги его отмывания, то бишь реструктуризации. Другие оценили одну из его имиджевых составляющих – стиль управления. Третьи – старались выставить БТА в выгодном свете. В настроениях заинтересованной публики царил азарт (к сожалению, было крайне мало времени, чтобы насладиться всеми выступлениями).

Выступавшие акцентировали внимание на том или ином элементе имиджа и развивали, в меру своих способностей, его понимание. На «платинового ньюсмейкера» номинировались председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова и заместитель председателя правления ФНБ «Самрук-Казына» Елена Бахмутова. Но, не отнимая у них этой номинации, дадим слово ближайшей родственнице – «дочке» БТА.

Традиционно для менеджеров БТА, ничьего согласия не спрашивая, казахстанский БТАБанк, вероятно, уже скоро продаст свою дочернюю страховую компанию «Лондон-Алматы», работающую на рынке Казахстана с 1997 года. «Сейчас идёт процесс продажи нашей компании, но наёмный топ-менеджмент не посвящают в подробности – с кем ведутся переговоры, кто покупатели, когда завершится сделка?.. Мы лишь предоставляем необходимую информацию о компании», – поясняет председатель правления компании Ергали Бегимбетов. По его мнению, ребрендинг компании не нужен: «Бренд «Лондон-Алматы» имеет хорошую репутацию».

Да поняла я! Главное – отгородиться от «бренда» БТА. Железобетонным забором…

Самым захватывающим был поединок: Умут Болатхановна против Елены Леонидовны. Г-жа Шаяхметова бросила дерзкий вызов не только БТА, но и регулятору. Она сомневается в целесообразности повторной реструктуризации БТАБанка. «Свыше $7 млрд было уже вложено. И мы понимаем, что, видимо, это безвозвратные госсредства», – сказала г-жа Шаяхметова.

Осталось только не совсем понятно (хотя, конечно, и очевидно): «видимо» или «безвозвратные»?

«Сегодня цифра называется, что она составит ещё дополнительно от $5 млрд. Встает вопрос: $12 млрд потратить на поддержку БТА, который после реструктуризации, скорее всего, станет и уже сегодня не является системообразующим банком?.. Стоит ли игра свеч?» – задала председатель правления Народного банка на пресс-конференции риторический вопрос. И сама же ответила на него: «Моё мнение – лучше ужасный конец, чем ужас без конца». В случае банкротства БТА последствия уже не будут столь значительными, как в 2009 году. Тогда «это был крупнейший банк в нашей стране»…

Г-жа Шаяхметова в пух и прах раскритиковала финансистов, осуществивших первую реструктуризацию банка и продолжающих работать над оздоровлением банка. «За счёт кого будем решать вопрос? Налогоплательщиков или внешних инвесторов?» – спросила она.

Заместитель председателя правления госфонда «Самрук-Казына» Елена Бахмутова вызов приняла. Она высокомерно не согласилась с «поспешными выводами о бизнес-модели БТАБанка» Умут Шаяхметовой. И предложила драться «на шефах». То бишь дождаться оценки бизнес-модели БТА авторитетом.

Г-жа Бахмутова, наконец, и казахстанцам сообщила, что дополнительно надо влить в капитал банка $5–6 млрд. В Лондоне эта оценка была обнародована ещё 19 марта. Но не стоит придираться к тому, что найти такую информацию удаётся далеко не сразу. Есть новости и Новости.

Говоря о возвратности влитых и вливаемых средств, Елена Леонидовна отметила, что «теоретически их можно вернуть в случае продажи банка». А как вернуть практически – не сказала.

Бизнес-модель банка обсудят в апреле кредиторы и менеджеры БТА. «Представители комитета кредиторов вместе со своими консультантами прибудут в Алматы, или будут проведены встречи на территории Великобритании, чтобы уже более детально обсуждать бизнес-модель», – подчеркнула г-жа Бахмутова.

Видят ли себя менеджеры в составе встречающихся «на территории Великобритании», по-видимому, ясно.

В комитете кредиторов царит камерная обстановка. Он «представлен иностранными инвесторами, выбор финконсультантов они делали сами», – сказала г-жа Бахмутова, «То есть банк действует максимально транспарентно», – прочла я её слова с глубоким удовлетворением.

Тем не менее, г-жа Шаяхметова недоумевает от действий нынешнего руководства регулятора. Видимо, Григория Марченко. «Почему регулятор до сих пор разрешает этому банку, который имеет отрицательный капитал, продолжать нести убытки, находиться в дефолте, привлекать депозиты, особенно населения? Потому что в случае негативного сценария весь объём фонда страхования депозитов физлиц должен будет пойти на покрытие сегодняшних объёмов депозитов физлиц БТА, это около 248 млрд тенге». Банки второго уровня отчисляют средства в фонд гарантирования депозитов, но ни регулятор, ни менеджмент БТА не смотрят на эти риски, и банк продолжает по высоким ставкам привлекать депозиты населения.

И ведь правильно ставит вопрос Умут Болатхановна. И все её понимают!..

Но в госфонде «Самрук-Казына» царят в целом оптимистичные настроения. Елена Бахмутова ловко парировала критику г-жи Шаяхметовой фондом гарантирования: «Что касается дорогих депозитов или дешевых депозитов. БТА является участником фонда гарантирования депозитов, и фонд рекомендует приемлемые ставки, по которым банки-участники вправе размещать депозиты тенговые, валютные»…

Я поняла: да, госфинансистам палец в рот не клади. Лично я бы не положила.

От БТАБанка в схватку боязливо вступил председатель совета директоров Анвар Сайденов. Он громко сказал, что г-жа Шаяхметова нарушила корпоративную и профессиональную этику. Но «сказал на пресс-конференции», пишет Интерфакс. А вот пресс-конференции-то и не было: потому что пригласили на общение только «своих». Был тёплый междусобойчик, а вовсе не гладиаторская арена, на которой открыто дрались женщины. Хотя и это зрелище вызывает восхищение болельщиков.

Логично для избранной тактики г-н Сайденов пригрозил г-же Шаяхметовой предъявой претензий, отпрыгнув в сторону фразой: «Ничего личного, это только бизнес». Мнение внешних экспертов и конкурентов «базируется на недостаточной информации» – ещё один удар. Но БТА, «наверное, самый открытый сейчас банк» – ещё один прыжок в сторону. Ну и низкий поклон рефери: «решения, которые принимают регуляторы и основной акционер», «требования и подходы государственные к этим решениям со стороны органов и фонда очень высоки». И провокация: «Предложение (Умут Шаяхметовой. – Авт.) о том, что решение о реструктуризации должно приниматься банковским сообществом или внешними экспертами – можно продолжить эту логику и вынести на всенародный референдум». Или «на Генеральную Ассамблею ООН», со счастливым смехом добавил глава СД БТАбанка…

У меня возникло впечатление, что с арены я попала на плановое заседание клуба пикейных жилетов. Лучше ретироваться…

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров