Защитить журналистов от давления и снизить порог для партий: о чем говорили на заседании НСОД

Фото с сайта Indepalace.kz
Фото с сайта Indepalace.kz

Выборной системе Казахстана предстоит капитальная перезагрузка.

2 февраля 2022 года состоялась рабочая встреча членов Национального совета общественного доверия (НСОД). Её участники обменялись мнениями о том, какие реформы нужны сейчас Казахстану и как их воплотить в жизнь. 

Один из членов НСОД бизнесмен Арманжан Байтасов поделился своими впечатлениями от мероприятия.

"Вчера прозвучало много интересных предложений от разных представителей общественности, – сказал он. – Одни из них касались снижения порога численности членов для регистрации партии, а также для прохода в парламент. Другие – обеспечения журналистам возможности проводить свои расследования, не подвергаясь давлению со стороны различных структур и персон. Ведь чем проще и легче будет работать журналистам, тем меньше в обществе будет коррупции и несправедливости. Третьи – снятия ограничений для СМИ касательно рекламной деятельности.

Я со своей стороны выступил с инициативой о том, что СМИ, находящиеся на стопроцентном госфинансировании, не могут продавать рекламу.

Этим смогут заниматься только СМИ без государственной поддержки. Нас было 30 человек, и каждый получил возможность высказаться. Все предложения зафиксировали и, я надеюсь, пустят в работу. Я остался доволен", – заключил Арманжан Байтасов.

На заседании НСОД присутствовали и его новые члены. Один из них – Сергей Худяков, лен общественного совета Петропавловска, гражданский активист и эксперт в области местного самоуправления, ЖКХ, КСК, объектов кондоминиума. 

По словам Худякова, заседание было посвящено сбору предложений для формирования программы политических реформ. Каждому дали по три минуты на выступление. Очень много говорили о важности работы СМИ, о журналистских расследованиях, безопасности журналистов.

Прозвучала идея о необходимости реформирования выборной системы и создания смешанной системы: чтобы часть депутатов избиралась по партийным спискам, а часть – по территориальным избирательным округам. 

Обсуждалось партийное строительство. Также говорили о целесообразности проведения досрочных выборов в мажилис. 

"Я выступал по местному самоуправлению: говорил о необходимости реформ не только на республиканском, но и на местном уровне, чтобы жители получили реальную возможность участвовать в управлении своими сёлами, городами.

Создана рабочая группа, которая занимается разработкой закона о местном самоуправлении. Я член этой группы. Там много интересных моментов, в частности – чтобы маслихаты перестали быть де-факто госорганами, чтобы выделялись необходимые средства на развитие сельских округов, расширение правовой грамотности населения", – рассказал Сергей Худяков. 

Также своими заключениями об итогах прошедшего заседания НСОД поделился в своём Telegram-канале депутат мажилиса Айдос Сарым. Он перечислил основные пункты:

"1. Любые реформы политсистемы должны содержать в себе целостное видение и внутреннюю логику. Вот, например, в чём суть выборов в стране? Если идти от частностей, то суть может распасться на тысячи мелочей, среди которых каждый может найти свое: соцлифт, меритократия, плюрализм, конкуренция, законность, гласность. Точно так же, к примеру может распасться на частности работа больницы: для уборщицы – это чистота, для охранника – чтобы никто посторонний не прошёл, для сестры-хозяйки – вовремя выдать матценности и отчитаться. Хотя главное в медицине – это здоровье и жизнь людей!

Главное в электоральном процессе – это обеспечение легитимности власти и защита прав граждан.

Именно с этой точки зрения должен быть проанализирован весь процесс выборов. Все интересы и частности должны быть подчинены этой логике. 

2. Согласен с тем, что необходимо пересмотреть партийное и выборное законодательство. Стране нужны разные партии, а для этого можно пересмотреть в сторону уменьшения все цензы. Но при этом важно, чтобы речь шла о сильных партиях, с сильным представительством в регионах.

Партии должны активно участвовать во всех выборах – от выборов акимов аулов до выборов президента, от выборов в аульные кенесы до выборов в мажилис.

Для партий должны быть понятные, логичные правила игры. Например, побеждает новая партия на выборах в ауле – ей даются преференции на выборах в маслихат района, не нужно собирать подписи. Побеждает партия на выборах в раймаслихат или проводит акимом района своего кандидата – она не собирает голоса и не платит цензы на выборах в область. Имеешь в своём активе несколько областей в виде фракций в маслихатах – тебе идут бонусы в виде относительно лёгкого участия в выборах в мажилис. Эта же система должна касаться многих других сфер: от участия в работе избиркомов до получения госфинансирования. 

3. Важно продумать сочетания пропорциональных и мажоритарных выборов. В этом смысле надо идти по пути усложнения системы. Например, выборы в мажилис должны идти только по партийным спискам. Схема выборов в сенат должна измениться: сенаторы должны избираться непосредственно населением. Надо привести их число к неким понятным знаменателям: число сенаторов от Туркестанской области должно быть больше, чем число депутатов от Акмолинской.

Надо убирать президентскую квоту сенаторов.

Депутаты от Ассамблеи народа Казахстана должны быть сохранены, но должен измениться порядок их избрания. В качестве альтернативы депутатов мажилиса от АНК могут избирать через выборщиков из депутатов маслихатов всех уровней. Последнее заставит АНК плотнее и активнее работать с местными представительными органами и сообществами.

На уровне регионов выборы в маслихаты районов и городов должны проходить по смешанной системе, 50/50 – от партий и округов. Выборы в областные маслихаты и маслихаты мегаполисов надо оставить только по партспискам. Важно увеличить число депутатов маслихатов в зависимости от численности населения. 

4. Одновременно следует вглядеться в административно-территориальное деление страны. Важно пересмотреть систему управления тремя мегаполисами. Там нужна другая система госуправления и самоуправления.

Мегаполисы должны состоять из районов и муниципальных округов. Нужны избираемые районные маслихаты и акимы. Нужны избираемые главы округов.

Маслихаты мегаполисов должны избираться по партийным спискам и должны быть увеличены численно. Маслихаты мегаполисов должны заниматься только большими, стратегическими вопросами.


Читайте также:


Новости партнеров