Прямой эфир Новости спорта

Замедление YouTube и деанонимизация Telegram в России. Повлияет ли это на Казахстан

Коллаж Informburo.kz
Коллаж Informburo.kz
Что происходит в России, уйдут ли казахстанские блогеры на альтернативные площадки и чего ожидать в будущем.

С начала августа пользователи видеохостинга YouTube в России начали отмечать медленную загрузку и ухудшение качества видео, некоторые и вовсе столкнулись с серьёзными сбоями и даже полной остановкой видеопотока.

О замедлении скорости загрузки видеохостинга YouTube сообщил 25 июля 2024 года глава комитета Госдумы РФ по связи и IT Александр Хинштейн. По его мнению, эта мера должна "привести в чувство" администрацию иностранного ресурса, которая не соблюдает российские законы.

Корреспондент Informburo.kz выясняла, как происходит замедление и блокировка платформ в России, как будут деанонимизировать владельцев Telegram-каналов, чем может обернуться замедление интернет-платформ в России для Казахстана и какие правовые нормы существуют для блокировки интернет-ресурсов в республике.

"Деградация" YouTube

Ранее "Ростелеком" сообщил о выявленных технических проблемах в работе оборудования Google и о том, что замедление YouTube напрямую связано с его износом.

Однако, по словам киберадвоката и генерального советника Евразийского цифрового фонда Саркиса Дарбиняна, деградация кеширующих CDN-серверов рано или поздно может привести к снижению скорости. Но это не происходит в одночасье, поэтому версия об устаревании оборудования несостоятельна.

"Блокировка осуществляется с помощью ТСПУ (тех­ни­чес­кое средство про­тиво­дей­ствия уг­ро­зам) – программно-аппаратного комплекса на базе технологии DPI, который установили в рамках закона о "суверенном интернете". Установка оборудования позволила Роскомнадзору централизованно управлять трафиком. Технически замедление происходит по служебному домену googlevideo.com, который ТСПУ определяют по SNI. Если в заголовке запроса идентификатор домена содержит googlevideo.com, то ТСПУ отбрасывает часть пакетов, что и замедляет работу канала", – объяснил механизм замедления киберадвокат.

Большинство пользователей Рунета уже знакомы с VPN-сервисами, которые позволяли им получать доступ к заблокированным сайтам и социальным сетям Instagram и Facebook. Эти же сервисы могут использоваться и для доступа к YouTube.

Однако не так много VPN-сервисов доступны россиянам. Некоторые не работают из-за отсутствия устойчивых к блокировкам Роскомнадзора протоколов, другие – из-за невозможности принимать оплату картами Visa и Mastercard. Саркис Дарбинян отмечает, что различные социальные проекты, например Amnezia и "Роскомсвобода", раздают бесплатные VPN для россиян, но сервисы не позволяют хоть сколько-нибудь заметно ускорить работу YouTube, поскольку загрузка видео требует гигабайты трафика.

Для этого нужны платные VPN-сервисы или Psiphon, который сочетает VPN и другие прокси-технологии, либо Tor с технологией SnowFlake.

Суть деанонимизации

Одновременно с замедлением работы YouTube российская Государственная дума приняла во втором и третьем чтении поправки, обязывающие владельцев публичных каналов в мессенджерах с количеством от 10 тысяч подписчиков и выше сообщать о себе в Роскомнадзор.

Каналы, чьи владельцы не передадут данные, в скором времени не смогут размещать рекламные материалы, а пользователи не смогут репостить их публикации.

По мнению Саркиса Дарбиняна, многие мессенджеры, в том числе и Telegram, изначально не являлись анонимными, так как привязаны к номеру телефона пользователя и установить личность могли другими способами.

"В административной практике МВД деанонимизация владельцев и авторов каналов осуществляется с помощью множества серых инструментов, находящихся на их вооружении. Известно об использовании программного комплекса "Охотник" и "Демон Лапласа", который включает модуль "Инсайдер" для мониторинга соцсетей и выявления владельцев каналов и аккаунтов. Этот софт за последний год закупили как минимум три региональных управления МВД (по Чечне, Амурской области и Камчатскому краю), а также правительства Псковской и Орловской областей. После установления владельца канала появляется протокол, и действия переходят в юридическую плоскость", – добавил Саркис Дарбинян.

Многие годы законодательство и технологии онлайн-цензуры в России были децентрализованы: блокировки веб-сайтов и приложений осуществлялись операторами связи на основе данных из реестра Роскомнадзора. Однако за последние три года законодательный и технологический ландшафт значительно изменился, уверен российский эксперт.

Теперь в России действует трёхуровневая система фильтрации: на уровне Роскомнадзора и ТСПУ, на уровне провайдеров и социальных сетей, которые также обязаны удалять противоправный контент.

По оценке спикера, хотя Россия и приблизилась к китайской модели модерирования интернета, россиянам свой аналог файрвола (программный комплекс, осуществляющий контроль и фильтрацию проходящего трафика в соответствии с заданными правилами. – Ред.) ждать не стоит. Пока пользователи не имеют отечественных аналогов сервисов взамен иностранных, система цифровой цензуры и международного обмена трафиком будет мягче.

"Конечно, всегда есть вариант хуже. Например, туркменская и иранская модели онлайн-цензуры, где мало что работает, даже VPN-сервисы. В этих странах власти полностью контролируют потребляемые IP-адреса и блокируют все протоколы, напоминающие VPN. Вряд ли Россия готова к такому сценарию, учитывая её амбиции быть частью мирового сообщества и вести международную торговлю. Полная изоляция РФ значительно усложнит работу международного бизнеса и внешнеэкономической деятельности", – успокоил Саркис Дарбинян.

Даже под дулом пистолета

Из-за замедления YouTube многие казахстанские пользователи видеохостинга задались вопросом: пострадает ли местный контент с уходом российских креаторов и зрителей?

"Российский YouTube можно было назвать одним из лучших в мире по количеству контента и блогеров. Конечно, ситуация изменилась после войны, но мы все понимаем, что казахстанский YouTube в сравнении с соседями значительно проигрывает, ведь он только-только набирает обороты", – поделился своим мнением автор YouTube-канала Jurttyn balasy Мурат Данияр.

Спикер отметил, что в настоящее время провластные блогеры массово переезжают на VK-видео, RuTube и другие аналоги видеохостинга YouTube. Понятно, что и для рядового пользователя не составит проблем просто перейти на VК и потреблять там контент.

Однако для авторов контента и независимых журналистов это станет серьёзной потерей. Мурат Данияр давно удалил свой профиль во ВКонтакте, в том числе из-за наложенных на него санкций.

"Казахстанским блогерам не стоит переходить на любые российские аналоги YouTube. Если в России заблокируют YouTube, это, наоборот, сыграет на руку казахстанским авторам, потому что люди начнут смотреть местных производителей контента. А если перейдут, то это будет очень странно. Но я лично переходить даже под дулом пистолета не собираюсь", – добавил блогер.

Повторим?

Законодательная база и правоприменительная практика Казахстана и России во многом схожи. В частности, в Казахстане государство имеет полномочия официально ограничивать и блокировать контент на основании не только судебных решений, но и предписаний Министерства культуры и информации и Генеральной прокуратуры, аналогично практике, существующей в Российской Федерации.

Представитель юридической фирмы Digital Rights Center Qazaqstan Елжан Кабышев рассказал о положении дел: 

"В 2022 году в закон "О связи" было введено новое понятие – "реестр статических адресов сетей передачи данных". Данный технический термин можно трактовать как "белый список сайтов". Указанное дополнение к закону было принято в июле 2022 года, спустя почти полгода после первого массового отключения интернета в стране. В случае введения режима чрезвычайного положения пользователям должен быть обеспечен доступ к сайтам, включённым в "белый список". Однако и здесь государство оставило рычаг регулирования – в зависимости от конкретных обстоятельств может быть ограничен доступ к сайтам, находящимся в данном реестре".

Закон "О связи" также запрещает предоставление доступа к программному обеспечению, такому как анонимайзеры, VPN и Tor, которые классифицируются как "средства обхода связи". Под данный запрет подпадают распространение информации о таких программах и их установка для доступа к информации, запрещённой вступившим в законную силу решением суда или законами республики. По данным проекта Internet Freedom, с 2018 по 2023 год государственные органы заблокировали как минимум 268 URL-ссылок за нарушение закона "О связи".

По словам эксперта, для эффективной работы этого закона необходимо не только блокировать доменные имена, но и ограничивать распространение приложений через маркетплейсы вроде Apple App Store, Google Play Market, Microsoft Marketplace и Huawei App Gallery. Понятно, что это требует полного взаимодействия с платформами и популярными мессенджерами (к примеру, Telegram поддерживает встроенные прокси), но на практике такого сотрудничества пока не наблюдается.

"Недавно Apple удалила из российского App Store некоторые VPN-клиенты для установки пользователями iPhone. Это весьма интересный прецедент. Может быть, Казахстан также заработает, но я, честно говоря, не знаю, будет ли Apple исполнять требования республики. Я не слышал, чтобы тот же Apple удалял какие-то приложения из App Store по требованию государственных органов Казахстана".

Зато, напомнил спикер, благодаря прокси пользователи могли получать информацию от СМИ через их телеграм-каналы во время январских событий в 2022-м.

Киберадвокат Саркис Дарбинян призвал обратить внимание на приказ министра культуры и информации РК от 24 июня 2024 года об утверждении Правил об ограничении доступа к интернет-ресурсам, иностранным онлайн-платформам и сервисам обмена мгновенными сообщениями по предписанию уполномоченного органа в области средств массовой информации:

"Эти правила предусматривают замедление как меру принуждения к соблюдению законодательства Казахстана, избегая мгновенной блокировки, но вынуждая платформу назначить законного представителя для удаления материалов путём постепенного ограничения доступа. Эта мера государственного принуждения заключается в нарастающей потере трафика к платформе из Казахстана в течение полутора лет до 90%".

Основной интернет-трафик Казахстана проходит через территорию России и с меньшей долей – через Китай. Однако замедление YouTube в России не отразится на Казахстане благодаря локальным кеш-серверам.

Елжан Кабышев добавил, что в Казахстане действуют центры обработки данных (ЦОДы), которые кешируют популярные видео с YouTube. Это позволяет пользователям получать контент быстрее, не загружая его снова из-за рубежа. Таким образом доступ к кешированным видео с территории Казахстана минимизирует нагрузку на международные каналы и ускоряет загрузку контента.

Следующий шаг к цифровой и интернет-независимости – транскаспийская волоконно-оптическая линия связи, строительство которой планируют завершить до конца года.

Была ли эта статья для вас полезной?
3

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров