Три закона робототехники – обязательные правила поведения для роботов – впервые появились в марте 1942 года на страницах журнала Astounding Science Fiction. Их придумал знаменитый писатель-фантаст Айзек Азимов в рассказе "Хоровод", который затем вошёл в авторский сборник "Я, робот".
Вот эти законы:
-
Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
-
Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдаёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат первому закону.
-
Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит первому или второму законам.
И если на тот момент это было стопроцентной научной фантастикой, то в 2019-м – обычная часть жизни. Развитие робототехники с использованием искусственного интеллекта приобретает новый масштаб, который помимо прогресса приводит ещё и к юридическим проблемам.
Спасти нельзя помиловать
В прошлом году исследователи из Массачусетского технологического университета опубликовали результаты отчёта, в котором приняло участие более 2 млн пользователей. Учёные создали сайт под названием The Moral Machine и предложили участникам выбрать, как нужно поступить беспилотному автомобилю в случае, если у него будет выбор: спасти троих детей-пешеходов или пожертвовать взрослыми людьми.
Несмотря на то что результаты теста разделились (кто-то посчитал правильным спасти как можно больше людей, а кто-то был уверен, что нельзя вмешиваться в процесс), люди были больше склонны спасать молодых пассажиров вместо пожилых, большие группы вместо пары человек и людей, а не животных. На основе результатов этого теста учёные, по идее, разработают алгоритм выбора для машины. Но на что именно ориентироваться, пока непонятно.
"Легко представить ситуацию, когда алгоритмы, заложенные в программу безопасного движения, войдут в конфликт друг с другом", – пишет один из авторов отчёта Эдмонд Авад.
С такой же дилеммой сталкиваются и производители беспилотных авто. Например, пару лет назад в США и Китае произошли две аварии со смертельным исходом с участием автопилотируемых автомобилей Tesla. Несмотря на то что компании удалось избежать ответственности, Илон Маcк заявил, что пассажирам таких авто следует заранее позаботиться о страховке.
"Компания не должна нести ответственность за аварии, в которые попадают беспилотные авто. Ответственность компании за аварии похожа на ситуацию, когда человек застрял в лифте. Ответственность за все лифты по всему миру лежит на Otis (производитель лифтов. – Авт.), но ведь они же не отвечают за всё это", – пояснил Маск.
Правила для роботов
Рынок индустриальных и неиндустриальных роботов оценивается примерно в $100 млрд. Сюда же относятся и беспилотные авто. К 2025 году этот показатель возрастёт до $498 млрд. Помимо коммерческого интереса производители полностью автономных беспилотных авто беспокоятся и об этической стороне вопроса, ведь один из ожидаемых результатов внедрения таких машин – уменьшение аварий на дорогах.
Предполагается, что с распространением автономного транспорта число ДТП снизится до минимальных показателей, ведь такое авто всегда осведомлено о ситуации на дороге, никогда не устаёт, не болеет и не ругается с начальником. Стивен Шледовер, инженер Калифорнийского исследовательского института транспортных технологий, уверен, что на один смертельный случай с участием беспилотных авто будет приходиться 3,3 млн часов езды.
"Автоматическая система должна быть надёжной, чтобы побить этот рекорд", – говорит он в материале для Science Mag. Инженер предполагает, что общество будет менее терпимо к авариям, если те произойдут из-за ошибок программного обеспечения, чем к ошибками, которые произошли по вине людей.

Легитимизация юридической личности у робототехники связана с необходимостью решения юридических вопросов. Например, кто будет нести ответственность за человеческую жизнь в случае аварии с участием беспилотного авто: роботы или операторы?
В 2017 году Европарламент принял резолюцию о гражданско-правовых нормах, которые касаются робототехники. Главным вопросом резолюции стал вопрос о гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый роботами. В документе были выделены две базовые модели ответственности: ответственность независимо от вины и подход, когда ответственным признаётся лицо, которое было способно минимизировать риски и негативные последствия. Кроме того, Европарламент также предлагает присвоить специальный правовой статус – electronic persons, чтобы автономные машины нести ответственность за любой причинённый ими вред.
Несмотря на то что парламент Евросоюза придерживается позиции, что ответственность за действия роботов должна лежать на человеке, а не на роботе, в документе также подчеркивается, что распределение ответственности остаётся сложной задачей, ведь всегда нужно учитывать уровень автономности робота.

Что делать беспилотному автомобилю, если у него отказали тормоза? Прежде всего, не нужно ожидать, что автономный транспорт будет поддерживать моральную сторону вопроса, ведь такой робот действует по заданным критериям. Получается, что в таком случае должен быть критерий минимизации ущерба без прописывания каких-либо этических вопросов. Скорее речь может идти о сравнении числа жертв, но без их оценок.
Вполне возможно, что в будущем нам придётся обучать роботов принимать и этические решения, но тут есть несколько сложностей. Прежде всего пользователи смогут задать некоторые правила, как у Азимова, которым робот должен будет следовать, а возможно "обучать" машины на примере поступков людей. Такое положение дел снимет некоторую ответственность с разработчиков, но не решит проблему до конца.
-
1😷 Гонконгский грипп в Казахстане: чем опасен вирус и что рекомендуют медики
-
2421
-
0
-
8
-
-
2💣В Астане взорвался газовый баллон в тандырной: пострадали 4 человека
-
2485
-
3
-
26
-
-
3🤔 Не успели морозы вступить в силу, как тут же сдали позиции.
-
2391
-
1
-
6
-
-
4🎵 Щелкунчик, квартирники и AZAGHAL. Что можно посмотреть в Алматы и Астане с 11 по 31 декабря
-
2512
-
0
-
8
-
-
5🚕 Учишь казахский - ездишь бесплатно: в Темиртау появилось необычное такси
-
2564
-
0
-
47
-
-
6🚗 В Абайской области больше 30 машин незаконно прорвались через блокпосты, выставленные из-за непогоды.
-
2242
-
5
-
20
-
-
7❤️ Прогноз погоды на 13 декабря: снег, метель и гололёд ожидаются на большей части страны
-
2098
-
2
-
5
-
-
8🚓 В Алматы задержали восьмиклассника за угрозы школам в соцсетях
-
2197
-
2
-
26
-
-
9📲В Казахстане хотят запретить детям до 16 лет регистрироваться в соцсетях.
-
2043
-
1
-
56
-
-
10📱 SMS и звонки в степи и горах: спутниковую связь Starlink Direct to Cell испытали в Казахстане
-
2071
-
1
-
17
-
USD:
521.5 / 524.1
EUR:
611.5 / 616.5
RUB:
6.45 / 6.57