Прямой эфир Новости спорта

Зачёркивая историю. Как в Казахстане уничтожают древние петроглифы

Фото предоставлено общественным объединением "Охотники за петроглифами"
Фото предоставлено общественным объединением "Охотники за петроглифами"
Какая опасность угрожает наскальным рисункам Аккайнара и при чём тут охотники за петроглифами.

В 160 км от Алматы на запад по бишкекской трассе 15 лет назад был открыт комплекс петроглифов, который назвали Аккайнар. По предварительным оценкам, комплекс насчитывает не меньше пяти тысяч наскальных рисунков, относящихся к разным периодам истории, начиная с эпохи ранней бронзы (XVIII–XII вв. до н. э.). В настоящее время он считается одним из самых древних памятников на территории Жетысу.

В поиске и научном описании петроглифов учёным помогают волонтёры общественного объединения "Охотники за петроглифами".

Широкому кругу туристов святилище неизвестно, поскольку территория комплекса требует обустройства и реставрации наскальных рисунков, испорченных современными потомками древних художников.

Современная "живопись" поверх древних наскальных рисунков / Фото ОО "Охотники за петроглифами"

Исследователи предполагают, что Аккайнар является частью древнего ритуального комплекса, в который входит и знаменитый музей-заповедник Танбалы, включённый в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

"Это место, где обнаружено самое большое количество рисунков, мы называем Долиной тысячи быков. Здесь огромное количество изображений давно вымерших туров. Есть изображения высотой 70–100 см, и даже ещё крупнее. Одно изображение быка нам не удалось до конца измерить, но с рогами фигура занимает около четырёх метров высотой. Здесь зафиксированы и уникальные персонажи с двумя парами рогов", – рассказала исполнительный директор ОО "Охотники за петроглифами" Ольга Гумирова.

Шедевры древнего искусства – четырёхрогие обитатели Аккайнара / Фото ОО "Охотники за петроглифами"

Как предполагают археологи и их помощники, это мифологическое зороастрийское божество – бык, который перевозит души умерших через священную реку. В скоплении Аккайнара рисунков с быками много. У изображений могут быть разной формы рога. Например, зигзагообразные, скорее всего, принадлежат быкам, которые в представлении предков имели отношение к природной стихии – грозам, грому.

Бык был божеством задолго до обожествления лошадей и солнечных колесниц. Поэтому рисунки с быками – это изображения очень раннего периода истории человечества.

Волонтёры рассказали, что одно изображение быка в этом комплексе они обнаружили на горизонтальной плите. Он оказался почти три метра высотой. Его пришлось очищать от песка и гравия. Тело быка декорировано полосами, что часто встречается в этих местах. Но не все рисунки удаётся разгадать.

"Наскальные рисунки" XX–XXI веков / Фото ОО "Охотники за петроглифами"

По мнению Ольги Гумировой, некоторые рисунки из-за варварского отношения к ним утрачены навсегда:

"Здесь в советское время в 50–60-е годы находился военно-полевой лагерь. И демобилизованные считали своим долгом оставить о себе надпись. Часть краски облупилась, часть впиталась в древние скалы навсегда. Мы сюда привозили сотрудника научно-реставрационной лаборатории "Остров Крым" Нуржана Алтынбекова, он взял тогда образцы, по которым определили, что для надписей военные использовали не меньше четырёх видов краски и цемент. Ещё часть надписей выбита камнями или металлическими предметами".

Ольга Гумирова / Фото Informburo.kz

Несколько раз волонтёры обращались в Алматинский областной центр по охране историко-культурного наследия с просьбами о проведении субботников на этой территории. Частично мусор убрали. Обращались и к руководству полигона, военные тоже участвовали в наведении порядка.

"В 2008 году, когда мы впервые сюда приехали, мусор местами был по щиколотку: битое стекло, консервные банки, бутылки, металлические предметы. К скалам невозможно было подойти. Часть мусора закопали, часть вывезли. Стало чище, но этого недостаточно", – объяснила Ольга Гумирова, которая больше 20 лет сотрудничает с казахстанскими археологами, была участницей более чем 200 экспедиций.

Высохшее русло реки с отходами человеческой цивилизации рядом с центральным святилищем Аккайнара / Фото ОО "Охотники за петроглифами"

Территория вокруг святилища Аккайнар, занесённого в карту сакральных мест Казахстана, но до сих пор не взятого под охрану государством, по-прежнему не огорожена. Года три-четыре назад вокруг центрального святилища появились новые насыпи. Их образовали для проведения учений на полигоне "Матыбулак", границы которого доходят до комплекса Аккайнар.

Волонтёры требуют от Министерства обороны и руководства крупнейшего в Казахстане полигона в первую очередь хотя бы часть скал привести в порядок, смыть надписи. 

Специалисты предупреждают, что очищать скалы от вандальных надписей должны профессионалы – реставраторы. Потому что при неправильном подходе есть риск смыть слой патины.

Идиллический ландшафт вокруг святилищ почти не изменился за столетия / Фото Informburo.kz

По мнению волонтёров, святилище Аккайнар военные могут использовать для воспитательных целей. На примере петроглифов они могут показывать молодому поколению казахстанцев, как следует относиться к культурному наследию предков. Охотники за петроглифами готовы приезжать и проводить экскурсии, читать лекции военнослужащим.

"Потом эти ребята разлетятся по всему Казахстану, и та информация, которую они получат, останется в их головах, они будут об этом рассказывать своему окружению", – поделилась своим мнением Ольга Гумирова.

Руководитель общественной организации считает, что на более детальное исследование святилища должно быть выделено финансирование, пока же оно проводится бессистемно, на деньги волонтёров и людей, неравнодушных к истории родной земли.

Опасное соседство с полигоном / Фото Informburo.kz

Одно из важных направлений в современной археологии и охране памятников – это сохранение исторического ландшафта. Чтобы воссоздать эпоху, в которую наносились рисунки, они должны оставаться в том же окружении, в каком жили древние люди.

Выбор мест для святилищ не был случайным, поэтому археологи и волонтёры знают, где искать петроглифы. Древние люди часто устраивали святилища у реки, где удобно расположиться и большой группе людей, и скоту. Скалы надёжно защищали от ветра, к тому же рядом со скалами теплее, чем на открытом месте в степи. Здесь между скал даже в начале зимы можно обнаружить зелёную траву. Это кыстау – идеальное место для зимовок людей и домашнего скота.

Этот горный массив находится на миграционном маршруте, по которому люди перемещались на протяжении нескольких тысячелетий. Рисунки маркируют перемещение племён, начиная с эпохи бронзы. А возможно и раньше, хотя пока выявить более древние рисунки не удалось. Учёные предполагают, что в эпоху бронзы изображения наносились поверх ещё более древних.

"Маршрут начинается и заканчивается далеко за пределами Казахстана. Это означает, что эти петроглифы – культурное наследие не только нашей страны. Они имеют самое непосредственное отношение к мировой культуре. И мы должны стать хранителями этой части истории человеческой цивилизации", – добавила Ольга Гумирова.

Один из участников проекта Юрий Дорохов рассказал, что начало объединению "Охотники за петроглифами" было положено около 20 лет назад при участии казахстанского археолога Алексея Марьяшева. Ну а зарегистрировали ОО в 2023 году:

"Мы помогаем археологам проводить разведку. У нас несколько человек умеют делать паспортизацию объектов, то есть научное описание, пригодное для учёных. Там обязательно наносятся географические координаты объектов, даётся их описание по отработанной схеме. Наши фотографы фиксируют петроглифы на фото. Всё это тоже передаём потом специалистам Института археологии имени Маргулана".

Юрий Дорохов / Фото ОО "Охотники за петроглифами"

Чтобы найти петроглифы, надо на одну плоскость смотреть под разными углами, справа, слева и даже снизу. В эпоху бронзы рисунки делали для божеств, поэтому древние художники размещали их на вершинах скал. В ранний железный век и тюркское время изображения чаще всего предназначались людям, поэтому те петроглифы обычно хорошо видны с тропы или у подножия сопки. Еще одна подсказка: к рисункам обычно ведут хорошо утоптанные тропы.

Наконец, при поиске скал с петроглифами охотники знают, что рисунки обычно располагают на южных склонах, реже – на юго-западных, почти никогда – на северных. Возможно, это связано с культом солнца.

Некоторые наскальные изображения Аккайнара утрачены навсегда / Фото ОО "Охотники за петроглифами"

Юрий Дорохов рассказал, что научное волонтёрство очень развито в западных странах. По его словам, любой желающий может купить тур и поехать на раскопки кельтских или римских поселений. Люди воспринимают это как финансирование науки. В Казахстан тоже приезжали волонтёры из других стран. Например, американские туристы раскапывали городище эпохи Средневековья – Кастек, расположенное в Жамбылском районе Алматинской области, как и комплекс петроглифов Аккайнар.

"Во всём мире волонтёры вносят большой вклад в науку. Есть волонтёры, которые изучают звёзды, есть те, кто помогает орнитологам или ботаникам в изучении лесов. Волонтёры собирают огромное количество материала, на сбор которого учёным просто не хватило бы ресурсов", – добавил он.

Дорохов также сообщил, что недавно он с сыном и проводником добрались до пика Иссык-Баш, а это 3400 м над уровнем моря. Дело в том, что чуть ранее туристы и горные гиды сообщили, что обнаружили там петроглифы.

"Путь до нового скопления наскальных рисунков занял три дня. В итоге мы собрали информацию о самом высокогорном в Казахстане скоплении петроглифов. Сейчас готовим описание для учёных. Судя по всему, это ранний железный век – 2500-3000 лет назад", – сообщил он.

По оценкам волонтёров-охотников, в Казахстане насчитывается около 300 скоплений петроглифов. В Жетысу количество петроглифов превышает 90 тысяч, самое крупное насчитывает 26 тысяч. Это больше, чем на любом из скоплений наскальных рисунков, обнаруженных в Европе.

"С одной стороны, петроглифов много, но если мы не будем их беречь, то их не останется совсем. В каждой местности жили свои племена, рода. Потом приходили другие народы, оставляли свои изображения. Поэтому каждое скопление наскальных рисунков уникально, отображает специфику именно этой местности, локальные различия. В некоторых святилищах обнаружены петроглифы вплоть до эпохи Казахского ханства. И это всё корни страны. В генах казахстанцев – гены этих людей", – высказал своё мнение Юрий Дорохов.

Новости партнеров