Прямой эфир Новости спорта

"Я по-прежнему алкоголик – нас бывших не бывает": история казахстанки из группы для анонимных зависимых

Что такое группы анонимных алкоголиков, и как живёт казахстанка, пришедшая в это сообщество около трёх лет назад.

Группы анонимных алкоголиков хранят конфиденциальность не только для общества, но и порой друг для друга. Многие из участников не называют своих имён на собраниях – здесь важно только желание избавиться от привычки. На сайтах таких групп мы узнали, как устроено сообщество, и поговорили с женщиной, которая уже несколько лет посещает их (разумеется, на принципах анонимности).

"Вплоть до сотого дня моей чистоты я регулярно думала о спиртном"

"Если бы увидели меня, никогда бы не подумали, что я алкоголичка. А я в свои 18 и подумать бы не могла, что когда-то в компании незнакомых людей скажу: "Всем привет, я алкоголик". Я не была отличницей, но всегда была активной по всем фронтам – и спорт, и олимпиады, и музыка. Всегда была нацелена только на результат, никаких полумер.

В 26 лет я получила неплохую должность, но мой подход не изменился. Я считала, что должна делать работу идеально. Сфера моей деятельности была связана с крупными заказчиками и постоянным общением. Я стала невероятно невротичной, всё время стремилась к невозможному перфекционизму. На одном из ужинов с партнёрами выпила вина и полностью расслабилась. После поехала домой и решила, что надо ещё выпить. Купила в магазине у дома бутылку и выпила её в гордом одиночестве. Впервые за год уснула, как только прилегла, хотя до этого страдала от бессонницы несколько лет. Так и закрепилась ассоциация: алкоголь равно релаксация и крепкий сон.

Пару месяцев я выпивала по несколько раз в неделю, потом всё чаще. Мне казалось, что я стала эффективнее, потому что проще коммуницировала, была расслаблена и больше не волновалась на важных выступлениях. Но через какое-то время моя коллега сказала, что от меня "опять несёт перегаром". Оказалось, что они уже давно обсуждали, что я изменилась. В тот же день меня вызвал шеф и посоветовал уйти в отпуск – отдохнуть и решить "проблемы".

Но я-то не считала алкоголь проблемой, поэтому все другие проблемы стала решать алкоголем. Во время отпуска узнала о смерти близкой подруги. Мне просто сорвало крышу. В общем, выход из отпуска я прозевала. В тот день я напилась с утра, позвонивший мне в обед начальник всё понял. Помогать не стал, попросил приехать и написать заявление об увольнении. Я окончательно и бесповоротно ушла в запой.

В один из дней мне стало очень плохо, я думала, что умираю. Не буду вдаваться в неприятные детали, но после определённых реакций организма я просто отключилась. Проснулась в машине "скорой": мои чуткие соседи слышали странные звуки из моей квартиры, включая крик, и вызвали полицию. 


Читайте также: "Алкоголик всегда пьёт столько, сколько есть". Как понять, что близкий человек стал зависимым?


Я не помню, сколько времени провела в наркологии. Чего там только не было: и капельницы, и терапия, и разговоры, которые бесили, и попытка суицида. В какой-то момент я зациклилась на мысли, что виноват отец, который всю жизнь пил и передал мне эту предрасположенность. Но зато я уже приняла мысль, что у меня проблемы. И в больнице я узнала про группы анонимных алкоголиков (АА), позвонила туда, когда ехала в такси из наркологии домой, чтобы не успеть передумать. Оказалось, что в этот же день было назначено собрание, и я поехала туда.

Так начался мой путь к выздоровлению. Я помирилась с мамой, которая расплакалась, когда узнала эту историю. До этого мы не общались два года. Попросили прощения друг у друга, она настояла на оплате моего лечения у психотерапевта. Через неделю взяла на работе отпуск без содержания и переехала в мой город, чтобы помочь мне. Параллельно я стала посещать собрания группы. 

Сначала было невероятно страшно. Я стояла перед дверью минут 10 и просто физически не могла открыть её. Я боялась осуждения и вообще всего на свете. Потом решила, что хуже уже не будет, зашла и поняла, что нет никакого осуждения, потому что все мы одинаковые. Разных национальностей, полов, возрастов, интересов и профессий, но абсолютно одинаково зависимые.

На первой встрече я не смогла ничего сказать. Когда вышла, решила, что надо выпить перед следующим собранием – я же раскрепощаюсь от алкоголя. Потом осознала эту мысль и разрыдалась, мимо проходил мужчина, который тоже был среди АА. Он подошёл, спросил, может ли обнять меня. Я кивнула и разрыдалась на его плече. Он успокоил меня и рассказал, что я могу найти спонсора в группе. Я попросила его стать моим проводником, он согласился. 


Читайте также: "Скорость" – такой психоделик, который стирает личность". История экс-наркомана


На следующем собрании он подбодрил меня, и я стала рассказывать. Я говорила без остановки минут 10, меня никто не перебил. Я выговорилась и почувствовала облегчение. Я нашла место, где можно было рассказать самые ужасные вещи: о всех гадостях, что ты говорил близким, о провалах и страхах, о беспорядочном сексе, о тошноте и игнорировании гигиены неделями. И полное понимание. 

Страх я заменила спортом и молитвой. Я не ударилась в религию, это были импровизированные молитвы. Я просто просила сил, чтобы вернуться к себе, чтобы не сорваться, чтобы простить и не держать зла ни на кого. В зале я сбрасывала негативную энергию, на йоге училась концентрации. Мой спонсор тем временем помогал мне проходить программу 12 шагов (программа выздоровления АА. – Авт.), а дома, в моей спальне, на всю стену висел постер, который я сама нарисовала. В основе его были цифры – дни моей чистоты. 

Я совру, если скажу, что это было легко. Я много раз мысленно представляла, как расслабляюсь от бутылочки холодного пива или бокала вина. Однажды даже купила бутылку, но дома невероятным усилием вылила всё в унитаз. Я боялась ходить в любые заведения, обходила полки со спиртным в магазине. Но знала, что скоро очередное собрание, где я поделюсь этим, и все улыбнутся и поймут меня. И я, как ребёнок, радовалась, что мной искренне гордится мой спонсор (не финансово помогающий человек, а духовный наставник из АА. – Авт.). 

На 70-й день чистоты (от алкоголя. – Авт.) я решила поехать на кладбище, на могилу своей подруги. Хотела извиниться, что пропустила её похороны. Там же я случайно встретила своего бывшего парня, и мы решили вместе пообедать. Мы поели, и я вдруг решила с ним поделиться своей историей. Он слушал молча, а в конце спросил, чем может помочь. Так в моей жизни стали снова появляться люди, а с ними – осознание, что я нормальный человек и у меня есть друзья. 

Вплоть до сотого дня моей чистоты я регулярно думала о спиртном. Особенно, когда снова вышла на работу. Меня устроил в свою фирму мой бывший парень, мой спонсор помогал мне. Когда мне становилось тяжело, я писала ему, мы общались, он напоминал, куда я иду и как оказалась на этом пути. 

После первой сотни я вдруг осознала, что теперь я контролирую свою жизнь. Я научилась думать об алкоголе так же спокойно, как о проезжающем мимо автомобиле или стоящем рядом доме – они просто существуют, но не влияют на мою жизнь. Алкоголь перестал быть ценностью, а ассоциация его с релаксом окончательно растворилась в моей голове. И за всё это время я не пропустила ни одного собрания – это тоже стало проверкой на выносливость и дисциплину. 

За годы в группе я видела много разных ситуаций. Кто-то приходил лишь единожды, кто-то срывался по несколько раз, кто-то долго был чистым, а потом уходил в запой. У каждого своя история. Мне, я считаю, повезло. Рядом вовремя оказались мама и мой парень, были возможности пройти этот путь достаточно безболезненно. Но самым главным решением я считаю тот звонок в группу анонимных алкоголиков. Если бы я не пошла туда сразу же, не знаю, чем бы всё закончилось.

Не факт, что я бы не ушла опять в запой. Я бы не помирилась с мамой и не сошлась вновь с человеком, который, видимо, был предназначен мне. Не планировала бы рожать детей. Не копила бы на собственный дом. Не увидела бы, как моя сестра выходит замуж. Может, и не дожила бы даже...

Я по-прежнему алкоголик – нас бывших не бывает. Но теперь я принимаю это, я сильнее этого. И я знаю, что в моей жизни есть такие же алкоголики, как я, которые могут поддержать меня, а я готова помочь каждому из них". 

Кто такие анонимные алкоголики? 

Это содружество, объединяющее мужчин и женщин, которые делятся друг с другом своим опытом, силами и надеждами, чтобы помочь себе и другим избавиться от алкоголизма. Единственное условие для членства в АА – желание бросить пить. Участники не платят ни вступительных, ни членских взносов. Сообщество само себя содержит, благодаря добровольным пожертвованиям. 

АА не связано ни с какой сектой, вероисповеданием, политическим направлением, организацией или учреждением; не вступает в полемику по каким бы то ни было вопросам, никого не поддерживает и не выступает против чьих бы то ни было интересов. Главная цель – оставаться трезвыми и помочь другим алкоголикам обрести трезвость.

"Если вы постоянно выпиваете больше, чем собирались, если, начав пить, вы не можете остановиться, если у вас на этой почве возникают неприятности или случаются провалы памяти, то вполне вероятно, что вы стали алкоголиком. Определить это сможете только вы сами. В АА за вас этого никто делать не будет", – уточняется на сайте АА.

Какие обязательства накладывает посещение собрания АА? 

У групп нет списка участников и учёта посещаемости. Никто не обязан представляться или рассказывать о себе. Если человек решит больше не посещать собрания, то агитировать или надоедать ему никто не станет.

Что происходит на собраниях АА?

На собраниях АА, разнообразных по форме, выступающие рассказывают, до чего довело их пьянство, что они делали, чтобы избавиться от этого алкоголизма и как они живут теперь.

Расписание групп и контакты групп АА в разных городах можно найти на сайте сообщества.

Как группы помогают алкоголикам?

Члены АА – это не терапевты или наркологи. Единственный способ, которым участники помогают другим исцелиться от алкоголизма – это их собственный пример. Люди, страдающие от зависимости, приходят в группы и понимают, что исцелиться возможно.

"Мы считаем, что "полностью выздороветь" от алкоголизма невозможно. Мы уже никогда не сможем просто пить в компании или по случаю. И то, как мы сможем воздерживаться от употребления спиртного, зависит от того, насколько мы будем здоровы физически, психически и душевно. Для того чтобы вести здоровый образ жизни, мы и ходим регулярно на собрания, приобретаем там новые знания и пользуемся ими. Кроме того, мы на собственном опыте убедились, что чем больше мы помогаем другим алкоголикам, тем меньше тянет к спиртному нас самих", – сказано на сайте.

Нужно ли платить за участие в группах? 

Членских взносов в АА не существует. На собраниях проводится сбор пожертвований, и каждый даёт, сколько может. Собранные средства идут на аренду помещения, чай и прочее. В скайп-группах – на поддержание интернет-ресурса и донесение идей другим алкоголикам.

Кто спонсоры? 

Это члены группы зависимых людей, которые проходят программу выздоровления и готовы помогать на этом пути другим участникам. Их могут называть "трезвые алкоголики" – это люди, которые прошли программу "12 шагов", живут в трезвости какое-то количество времени и сами имеют спонсора.

Они не решают проблемы своего подопечного – ни бытовые, ни финансовые, ни психологические. Это своего рода наставники, которые могут тет-а-тет поделиться с зависимым человеком своим опытом болезни и выздоровления, выстроить доверительные отношения и помочь пройти 12 сложнейших шагов на пути к трезвой жизни. 

На одном из сайтов АА в открытом доступе находятся контакты спонсоров, которые могут помочь алкоголикам на пути к выздоровлению. Подробнее о программе "12 шагов" также можно прочесть в интернете. 

Новости партнеров