Недавно министерством энергетики снова были внесены поправки в Экологический кодекс и законы  "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и "О государственных закупках". Изменения и дополнения касаются стимулирования введения раздельного сбора бытовых отходов у потребителя, перехода к широкому применению их переработки и вторичному использованию полезных материалов, получаемых из отходов.

Законодательные основы для введения раздельного сбора отходов у нас уже имеются, и разноцветные контейнеры стоят в некоторых дворах. Но переработка мусора в Казахстане не налажена. Вторсырьё по-прежнему гниёт на полигонах. Значит, одних поправок в законе недостаточно.

Сбор мусора должен быть удобным и бесплатным

"В целях стимулирования этой программы необходимо создать удобную для населения систему сбора отходов, - объяснила Вера Мустафина. - Контейнеры для сбора отходов упаковки должны быть в каждом дворе, собирать опасные отходы - люминесцентные лампы, батарейки и пр. необходимо в специальные контейнеры, которые могут быть установлены в торговых центрах, крупные отходы - холодильники, телевизоры, мебель – должны быть вывезены на специальные площадки или сданы  в передвижные пункты. Создание этой инфраструктуры – функция акиматов".

Между тем, цивилизованный раздельный сбор отходов не выгоден для потребителей. Стоимость килограмма макулатуры составляет  5-7 тенге, целлофан принимают по 15 тенге, упаковки тетрапак – по 3 тенге. Потребитель тратит больше денег на то, чтобы привезти ненужную бумагу и пластик до пункта сбора. В Павлодаре за утилизацию шин потребители вообще должны платить из собственного кармана. Тариф за утилизацию покрышек диаметром до 1600 миллиметров составляет 50 тенге за килограмм. За четыре колеса, а вернее, за их переработку автовладелец должен заплатить в среднем 800 тенге. К тому же шины нужно доставить на пункт утилизации. Это требует расходов на бензин и затрат времени. Поэтому использованные покрышки сжигают.

Старые автомобильные покрышки недавно стали причиной пожара в Актау. Начальник ГУ "СП и АСР" ДЧС Мангистауской области Бахытбек Молдабеков сообщил, что произошло возгорание 200 отработанных автомобильных шин. Кто и когда свалил в степи такое количество отслужившей свой срок резины, неизвестно. А вот почему её уничтожили таким образом - вполне понятно: утилизация шин цивилизованным способом бьёт по карману потребителей. Вера Мустафина согласилась с тем, что с инфраструктурой раздельного сбора у нас не всё в порядке. Но считает, что за мусор, который принесли и сдали в пункт приёма, не нужно платить.

"Никто не платит за то, что мы несём пакет с мусором в контейнер на нашем дворе - наоборот, мы платим за вывоз этих отходов. В целях повышения финансовой привлекательности раздельного сбора отходов для мусоровывозящих организаций вводится инструмент расширенных обязательств производителей (РОП), который предполагает участие бизнеса, производящего те или иные продукты, в утилизации этой продукции после её использования".

Справка informburo.kz: Инструмент расширенных обязательств производителей (РОП) предполагает, что будет законодательно закреплена обязанность производителя либо импортёра товаров и упаковки осуществлять сбор и переработку отходов, образовавшихся после их использования. При этом принцип РОП планируется распространять не на все виды отходов, а как обычно применяется в мировой практике, на старые автомобили, использованные шины, аккумуляторы, батареи и упаковку определённых товаров.

За переработку шин и бутылок заплатят производители

В Финляндии на каждой бутылке с водой указано, что если её принесут в пункт приёма отходов, потребителю возместят 0,2 евро. Таким образом, производитель воды стимулирует раздельный сбор. В Беларуси установлены размеры утилизационного сбора для тары в виде процента от стоимости товара, а также в зависимости от массы, объёма или площади тары.


Пустая бутылка в Финляндии стоит 0,2 евро

Фото Риммы Ивахниковой
Пустая бутылка в Финляндии стоит 0,2 евро

"Аналогично в Казахстане за утилизацию шин может быть сбор в размере порядка 450 тенге, если шина стоит 15-20 тысяч тенге, то это где-то 2%. Надбавка несущественная, но как говорится, с миру по нитке эти средства будут аккумулироваться, и минимальное повышение позволит заниматься раздельным сбором", - сказал вице-министр энергетики Талгат Ахсамбиев во время презентации законопроекта в Мажилисе Парламента.


Завод по переработке шин в Финляндии

Фото Риммы Ивахниковой
Завод по переработке шин в Финляндии

Но в Казахстане не так много предприятий по производству шин, автолюбители в основном используют покрышки импортного производства. Не получится ли так, что шины как сжигали, так и будут сжигать, а покрышки отечественного производства подорожают на 2%? Вера Владиленовна считает, что оснований для повышения цен на покрышки нет.

"Механизм РОП, предлагаемый в Казахстане, несколько отличается от РОП в России и Беларуси. Поэтому говорить о внедрении утилизационного сбора некорректно, - пояснила она. - По поводу ответственности, импортеры также включаются в понятие производителей и поставщиков и будут принимать участие в утилизации завезённой ими продукции. Что касается повышения цен на продукцию - то это совершенно не обязательно. В некоторых импортируемых товарах платежи РОП уже заложены в цену".

Пахнет повышением тарифов

Чего действительно стоит ждать с введением раздельного сбора и переработки отходов, так это повышения тарифов на вывоз мусора.

"В Казахстане очень низкие тарифы на вывоз ТБО, - считает Вера Мустафина. - Они не включают сортировку, переработку, перегруз мусора, оборудование площадок для сбора, обновление парка автомобилей, контейнеров и пр. Тарифы различаются в разных городах в несколько раз (от 70 до 300 тенге на человека в месяц). В настоящее время Министерством энергетики подготовлен проект новой методики по расчёту тарифа, в который включены все вышеперечисленные составляющие. Международная практика говорит, что без повышения тарифов невозможно внедрение рациональной системы сбора и переработки мусора. После введения новой методики и проведения расчётов будет ясно, насколько поднимутся тарифы. При этом для уязвимых слоев населения должна быть предусмотрена компенсация, по аналогии с другими тарифами на коммунальные услуги".

В настоящее время в Казахстане более 400 предприятий, задействованных в системе сбора и переработки отходов. В основном, в это число входят предприятия по вывозу ТБО, захоронению и переработке отдельных составляющих. В Казахстане перерабатываются бумага, пластик, стекло, металлы (чёрные и цветные), биоотходы, ртутьсодержащие лампы, аккумуляторы, электронные, медицинские, строительные отходы. Но, по словам Веры Мустафиной, данные предприятия работают в основном с юридическими лицами.  Если будет налажен раздельный сбор отходов от населения, коммунальный мусор также будет переработан. Правда, платить за это придётся нам.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter