Аналитики Марат Шибутов и Али Нургожаев провели два независимых исследования в сфере образования. Результаты они презентовали в ходе экспертного обсуждения аналитической группы КИПР в Алматы.

В своих исследованиях аналитики настаивают, что в условиях экономического кризиса государство должно сделать упор на доступность, дешевизну и прикладной характер образования. Марат Шибутов и вовсе заявил, что Казахстану необходимо пересмотреть действующую программу по образованию, изменив и подход к финансированию.

"Нужна отдельная программа по работе государственных активов в образовании, которая будет более чётко определять стратегию их использования. Тут должна быть чётко выработана позиция государства: зарабатывают ли они деньги или выполняют социально важные функции, куда идёт получаемая прибыль – в дивиденды, на сотрудников, основной капитал или расходуется на другие статьи?" – считает Марат Шибутов.

Его коллега, эксперт Организации экономического сотрудничества и развития Али Нургожаев предлагает всесторонне учитывать финансовые потоки в образовании. По его мнению, снижение общих расходов на образование – это тревожная тенденция.

"Изучив цифры, я подсчитал: включая дошкольное образование, выделяемая из бюджета сумма снизилась - с 4,5% в 2010 году до 3,9% в 2015 году. В структуре общих расходов на образование государственные расходы составили 83,5%, частные – 16,5%. Это создаёт угрозу доступности образовательных услуг, усиливает неравенство в уровне образования и возлагает дополнительное бремя на беднейшие слои общества", – говорит Нургожаев.

В настоящее время государство владеет десятками вузов, сотнями колледжей и лицеев, тысячами школ, дошкольных учреждений и различных специализированных образовательных заведений.


Эти вопросы легли в основу двух разных исследований

Эти вопросы легли в основу двух разных исследований

Нургожаев отметил, что эффективность наших школ, вузов и лицеев остаётся на низком уровне. И это несмотря на то, что эти учреждения ежегодно потребляют весьма существенную часть бюджета страны.

"По моим данным, на сегодняшний день в Казахстане насчитывается 8834 дошкольных учреждения, среди них государственных – 2648, или 30%. Дневных общеобразовательных, начальных и вечерних школ в республике 7590, почти все они, 7285 учреждений (95,6%) – государственные. Колледжей – 780, 60% из них - государственные. И, наконец, высших учебных заведений в Казахстане 127, среди них принадлежат государству больше половины – 69 вузов, или 54,3%", – подсчитал эксперт.

По мнению аналитика, государство сегодня не понимает чётко свои обязательства в области образования. В этом контексте элитарное образование, за исключением сфер культуры и спорта, по мнению эксперта, в Казахстане не нужно. Кроме того, в школах с естественно-математическим уклоном обучаются больше учеников, чем грантов, которые им планируется выделить.


Марат Шибутов

Марат Шибутов / Фото agkipr.kz

"На сегодняшний день пропорция "количество выпускников и учащихся – число рабочих мест" сильно нарушена. Это влечёт различные последствия. Увеличение стоимости образования будет вгонять население в кредитную кабалу всё сильней, а последствия неплатежей будут хуже. Казахстанская экономика создаёт в год всего лишь 30-40 тысяч рабочих мест, и в будущем вряд ли будет увеличение", – сказал Шибутов.

Единственный, хоть какой-либо выход аналитик видит в экспансии на общий рынок труда части казахстанской молодёжи. Также он отмечает, что класс предпринимателей в стране, скорее всего, не будет увеличиваться и молодеть, а всё это из-за слабого образования. К тому же, по мнению Марата Шибутова, надо отказаться от всё более ужесточающихся требований наличия формального образования для работников.

"Начать надо с государства и его активов: для большинства должностей, где не нужно высшее образование или послевузовское, не надо его требовать – иначе население обанкротится. Попытки создать на основе высших учебных заведений научно-исследовательские или научно-производственные центры – бесполезны. Деньги, которые тратятся на покупку специализированного оборудования, затем не использующегося, лучше вложить непосредственно в повышение качества образования – учебники, книги, видеокурсы, программное обеспечение, учебные полигоны и мастерские", – рассказал Шибутов.



Выход из сложившейся ситуации аналитики предлагают такой: пересчитать стоимость обучения в рамках государственного образовательного заказа.

"Не должно быть больших разрывов в стоимости образования между бакалавриатами аналогичных вузов. Текущая политика в высшем и послесреднем образовании приводит к оттоку перспективной молодежи на учёбу за границу, а затем приобретению ими иностранного гражданства, что существенно ухудшает экономику страны. Необходимо ликвидировать промежуточные управленческие звенья вроде различных образовательных холдингов", – считает Шибутов.

По словам Али Нургожаева, также необходимо более жёстко следить и обосновывать вклады в основной капитал образовательных активов – нужны ли они вообще. Упор надо делать на повышение статуса педагога через увеличение его заработной платы, а не просто повышение квалификации.


Али Нургожаев

Али Нургожаев / Фото agkipr.kz

"Одно из эффективных решений – это внедрение национальных счетов образования. С технической точки зрения они представляют собой инструмент всестороннего учёта финансовых потоков в секторе образования. НСО позволяют проследить движение финансовых потоков из различных источников, через различных финансирующих агентов к поставщикам и услугам образования, а также распределение средств по статьям расходов и между регионами, оценить тренды и рассчитать продуктивность системы образования", – говорит Нургожаев.

Также, по мнению Али Нургожаева, зашкаливающие расходы населения на всех уровнях образования в Алматы и Астане в сочетании с более высокими доходами населения свидетельствуют, во-первых, о значительном неудовлетворённом спросе в других регионах, а во-вторых, о высокой степени неравенства внутри этих городов в доступности образования. Исследование соотношения расходов населения на образование в городской и сельской местности также выявило ряд проблем с равенством в финансовой доступности услуг образования.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter