Прямой эфир Новости спорта

Выбирая частный детский сад, не надейтесь, что государство его контролирует

Фото Руслана Минулина
Фото Руслана Минулина
Равнодушие родителей к детям переплетается с равнодушием госорганов: доля нелегальных детсадов составляет одну треть.

Историю с алматинскими яслями-"призраком" "Балашка" я попросил прокомментировать успешного основателя и учредителя частного образовательного комплекса (детсад "Еркем-ай", школа "Дана") Кулянду Батырбекову. Её семья распродала практически всё своё имущество (недвижимость в Алматы, небольшой парк автобусов в Астане), вложила все свои сбережения ($58 тысяч), залезла в кредит (казахстанские банки отказали, а вот "дочка" российского банка поверила и прокредитовала), чтобы покинуть мегаполис и основать рай для детей в Алматинской области, в новостройке "Жаңа Қуат". Маму уговорила дочка: она окончила школу с золотой медалью, получила диплом KIMEP (социальные науки), отучилась по "Болашаку" на MBA. Склад ума у неё экономический, но в госорганы сразу же идти отказалась. Профессора KIMEP решительно настроили её на открытие собственного бизнеса – и именно социального. Это – вечная тема.

И мама не пожалела. Она вспоминает, что, несмотря на успешность семьи в целом (одна дочь на учёбе в Лондоне, другая – в Анкаре), эта погоня за бизнес-преуспеванием едва не развалила всю их семью. Эйфория совместных вояжей в Дубай, встреч Нового года и Наурыза в Стамбуле прошла. И пришло ощущение, что земля из-под ног у семьи уходит. Пришло отчуждение.

Семью спас социальный бизнес.

В 2009 году на этом месте, в "Жана Куате", даже ещё и дороги не было. Сегодня здесь вырос детсад на 250 человек (начинали с 50 ребятами), школа на 14 начальных классов и 8 классов предшкольной подготовки. Прежде чем открыть свои образовательные учреждения, Кулянда Батырбекова не только изучила ценники на рынке в Казахстане, но и привезла технологии и опыт из дальнего и ближнего зарубежья. Даже английский язык детям здесь, в области, преподают два специально выписанных филиппинца – не все школы Астаны и Алматы могут похвастаться такими иностранными кадрами.


"Когда наша семья испытала эйфорию, мы почувствовали, что становимся чужими друг другу. И тогда мы решили всё вложить в садик", – рассказывает Кулянда Батырбекова.

"Когда наша семья испытала эйфорию, мы почувствовали, что становимся чужими друг другу. И тогда мы решили всё вложить в садик", – рассказывает Кулянда Батырбекова. / Фото Руслана Минулина


Районный аким своим присутствием школу и садик освятить не спешит. Зато сама Кулянда Валихановна весь регион объездила вдоль и поперёк, чтобы создать для себя картину в целом. Она – директор Казахстанской ассоциации дошкольных организаций по Алматинской области. Если алматинские городские власти официально разместили на своём сайте список из 240 садиков, то в Алматинской области таких дошкольных учреждений насчитывается 343. Из них действующих, официально работающих – 212. Все прочие, по оценке г-жи Батырбековой, работают нелегально, а это добрая треть детских дошкольных учреждений. Частные садики используют всевозможные моратории и запреты на проверки частного бизнеса.

И к чему это приводит?

Детсадики открывают в банях. Готовят пищу на летних кухнях. Бабушка-дедушка плюс тётушки набирают деток (по 10-15 ребятишек) и на полном серьёзе берутся за их дошкольное образование. Такие садики готовы даже за 6-8 тысяч тенге в месяц ребёнка к себе взять: только приведи и заплати за своё чадо. Оплату готовы брать и ежедневно (так алматинские хозяева однокомнатного жилья сдают койки посуточно под бордели). В это же время реальные минимальные затраты на содержание составляют 15-16 тысяч тенге. Вопрос качества и калорийности питания контролировать некому. Такое отношение и такое планирование питания в голову не укладывается, сетует Кулянда Валихановна. Так в детское меню попадает, например, брикетированное мясо утки из Китая – рожки да ножки, больше ничего, сетует наш эксперт.

Кулянда Валихановна с сожалением подчёркивает, что теневых садиков очень много, ведь их можно открыть простому индивидуальному предпринимателю (ИП). Но, по её мнению, ответственность за садик ИП не по плечу. Регистрировать нужно как минимум ТОО.

Она активно борется с такими теневыми садиками. Открывающиеся в алматинских коттеджах детсады надо отслеживать через налоговые структуры. Она напоминает также и о требованиях противопожарной службы, и про необходимость утверждать учебную программу в районо.

Но удивительным образом требования ужесточаются лишь к детсадам, которые берутся за выполнение госзаказа. Если же садик на госзаказ не претендует, то и государство смотрит на такие детсады не столь пристально, хотя оплата здесь (парадокс!) может в пять-десять раз превышать расценки в бюджетных детсадах.

Государственное регулирование должно быть, считает моя собеседница. Но СЭС не должна оставаться коррупциогенной структурой. Если разрешение СЭС выдало, то пусть СЭС и отвечает. Подход должен быть скрупулёзным: и садик должен на видном месте это разрешение демонстрировать всем. Это не ущемление бизнеса, это – правильный подход.

Выслушав мою историю про наш детский сад в Алматы, Кулянда Батырбекова призвала родителей быть осторожными при выборе дошкольного образовательного учреждения. Однако чётких критериев нет, и госорганы не спешат родителям помочь их уяснить: горакимат Алматы просто проигнорировал мою просьбу разместить у себя на сайте соответствующую информацию.

И это равнодушие моей собеседнице тоже знакомо.


Газовый котёл в "Еркем-Ай" предусмотрительно вынесен из здания детского садика прочь, в хозяйственное помещение.

Газовый котёл в "Еркем-Ай" предусмотрительно вынесен из здания детского садика прочь, в хозяйственное помещение. / Фото Руслана Минулина


Разъяснение и просвещение у госорганов и особенно у акиматов – не в чести. Например, в Алматинской области выделяют по 4-5 миллионов тенге на проведение... агитационной работы. Разъяснить же бизнесмену, как безопасно и грамотно выстроить образовательный бизнес, – некому. Отыскать требования тех же санэпидемиологов в открытом доступе он не может. Ассоциация бы и рада помочь с открытием садика в селе, однако она по справедливости рассчитывает на поддержку государства в этом вопросе. Но – нет. Нет билборда с лозунгом про светлое будущее? Нет и господдержки.

Такой полный игнор со стороны государства удивительным образом гармонирует и с родительским равнодушием. Учредитель садика "Еркем-ай" отмечает среди молодых родителей очень опасную тенденцию: папы-мамы стараются избавиться от малыша. Его важно "куда-нибудь деть". В 7-7.15 утра они торопливо приносят кроху в садик и забирают его вечером в числе самых последних деток. Мамы спешат на маникюр-педикюр в салоны красоты. Иных родителей волнует только комфортная доступность образовательного учреждения, а происходящее за стеной школы, за воротами детсада их уже не колышет. Ровно с такой же наплевательской позицией папаш, кстати, пришлось столкнуться и мне в детсадике "Балашка" в Алматы.

Мы переживаем распад самого института семьи, с болью констатирует Кулянда Валихановна. Доля детей из разведённых семей выросла в её садике за год с 64% до 72%. За таких детей разворачиваются настоящие битвы у супругов: спорят, кто приведёт в садик чадо сегодня утром, а кто заберёт вечером, а кто – завтра.


Свою команду директор Батырбекова набирала лично.

Свою команду директор Батырбекова набирала лично. / Фото Руслана Минулина


Сложнее всего преодолевать установки, внушаемые родителями. Тронет кто тебя в садике – бей первым, Фредди. И пацан бьёт. Норовит попасть между ног. И кусается. Это папа-cпортсмен учит своё чадо основам выживания в жестоком мире. Педагогам что остаётся? Перевоспитывать. Раз ты так себя ведёшь, значит, в среднюю группу тебе ещё рано. Пойдём в малышковую, в ясли пойдём. А это обидно. Ребёнок в рёв, а потом начинает переосмысливать шкалу ценностей.

По поведению ребёнка видно: вот у этого нервного, перевозбуждённого сегодня мама с папой поругались. Или его бабушка отчитала, или же он с братом-cестрой подрался. Дефекты речи, замкнутость, нелюдимость деток садик с огромным трудом выправляет. Занимаются с детками и логопед, и психолог. Но в основе таких расстройств лежат именно детские травмы. Другой ребёнок пришёл в садик, напротив, очень избалованным – и пинал направо-налево всех подряд. Третий остро переживал развод родителей.

Когда нет ответственности родителей, когда взамен приходит безалаберное отношение к своим детям, это приводит к хаосу, резюмирует Кулянда Батырбекова.

Свою команду в садик она набирала лично. Даже няньки, выпускницы педколледжа, здесь проходят испытательный срок, начиная с должности ассистента няньки. Выпускницы ЖенПИ – те и вовсе весьма далеки от настоящего дела воспитания. В специально арендованном под практиканток коттедже директор их размещает, платит им зарплату и понемногу, не спеша, натаскивает – начиная со второго курса. И только с 3-4 курса уже становится очевидно: кто любит ребёнка, а кто – нет. Бывают такие, что и ненавидят детей. "Как может быть такое? – возмущается моя собеседница. – Почему мы на них тратим государственные деньги?"

Лайфхаки от детсадика

При детях самих деток родители не должны обсуждать. И ни в коем случае друг с другом не ругаться. Перетерпите – выйдите прочь: пока будете выходить, или остынете или помиритесь. Но уж если нет, так ругайтесь или там деритесь даже, – вдали от ребёнка, настаивает Кулянда Валихановна.

При выборе садика первое, что надо оценивать – это качественный состав педагогов. Состояние и оснащение группы. Открытость учреждения. По первой же просьбе родителям должны показать всё, что они желают увидеть.

Ведь профессиональный педагог на самом деле может сделать очень многое.

Моя визави вспоминает, что одна мама уже в возрасте родила ребёнка от нелюбимого, и её чадо это очень остро чувствовало и переживало. С мамой работал психолог "Еркем-ай": уговаривал, объяснял, советовал. И в результате у ребёнка агрессия от недолюбленности исчезла: совсем иной человечек сегодня посещает старшую группу садика.

Несколько семей, оказавшихся на грани развода, воспитатели умудрились сохранить. Пап-мам активно втягивали в процесс образования чада, приглашали на утренники, на собрания – совместно, непременно обоих, - и в итоге сберегли ячейку общества. "Это – радость, честно говоря", – не скрывает эмоций моя собеседница.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров