Открыть и развивать своё дело в Казахстане стало значительно проще. Во всяком случае, об этом свидетельствуют последние данные Всемирного банка. В рейтинге Doing Business - 2017, с помощью которого оценивается легкость ведения бизнеса в той или иной стране, наше государство за год поднялось сразу на 16 позиций, заняв 35-е место среди 190 стран. Столь стремительного роста в указанный период в Центральной Азии добиться не удалось ни одному государству. z


Оценка Казахстана Всемирным банком по 10 основным показателям бизнес-климата

Оценка Казахстана Всемирным банком по 10 основным показателям бизнес-климата

"Казахстан находится на 35-м месте в глобальном рейтинге лёгкости ведения бизнеса и таким образом, занимает второе место в списке государств мира с наибольшим количеством улучшений за последний год. По этому показателю Казахстан занимает лидирующее положение и в Центральноазиатском регионе. Страна провела реформы в 7 из 10 сфер, анализируемых исследованием "Ведение бизнеса", - отмечается в сообщении, опубликованном на сайте Всемирного банка.

Всемирный банк в связи с этим отмечает, что усилия Правительства Казахстана, направленные на проведение реформ, охватывают широкий ряд направлений регулирования предпринимательской деятельности.

Подняться в рейтинге Казахстану удалось, в частности, за счёт существенного сокращения сроков на получение целого ряда разрешительных документов, в том числе: "Регистрация предприятий", "Получение разрешений на строительство", "Подключение к системе электроснабжения".

Положительный эффект также отмечается по таким пунктам как: "Защита миноритарных инвесторов", "Международная торговля", "Обеспечение исполнения контрактов" и "Разрешение неплатежеспособности".

Чтобы раскачать неповоротливую бюрократическую машину по предоставлению госуслуг бизнесу, конечно, пришлось изрядно постараться – с 2015 по 2016 годы, изменения были внесены в более 40 нормативно-правовых актов.

Всё, что касается сокращения сроков на получение разрешительных документов – результат того, что центры обслуживания населения, наконец, повернулись к гражданам лицом. Принцип "одного окна" и автоматизация бизнес-процессов при этом позволяют не только сэкономить время предпринимателей, но минимизируют коррупционные риски.

Наибольшего успеха удалось добиться непосредственно в вопросе сокращения сроков при получении разрешительных документов на строительство – эта процедура по времени теперь занимает максимум 6 дней вместо прежних 15. Как результат, оценка Всемирного банка только по этому показателю составила плюс 56 пунктов.

И всё же особого внимания, пожалуй, заслуживает другой показатель - "Защита миноритарных инвесторов". По нему хоть и достигнут, в сравнении с предыдущим, значительно меньший рост – 22 пункта, – однако их могло бы и не быть вовсе. Летом 2016 года одна из крупнейших Национальных компаний страны, "КазМунайГаз", которая владеет долей в размере 63% в "АО Разведка Добыча "КазМунайГаз", объявила, что намерена созвать внеочередное собрание акционеров РД КМГ для внесения изменений в договор о взаимоотношениях между НК КМГ и РД КМГ. В случае же, если миноритарные акционеры согласны с изменениями, НК КМГ была готова выкупить их акции. Эта новость вызвала определённый резонанс, в частности за пределами Казахстана, так как в числе акционеров немало иностранцев. В итоге всё же были достигнуты компромиссные решения.

"История с АО "Разведка добыча КазМунайГаз" показательна. Там было решение, а потом его отменили, именно в пользу миноритариев - маленьких акционеров. Это история сильно нашумела, и многие отметили, что мы очень резко подскочили по этому показателю ("Защита миноритарных инвесторов". - Авт.) – на 22 пункта. Эта история продемонстрировала, что права миноритариев в Казахстане уважаются и защищаются. Она создала информационную волну", - рассказал informburo.kz управляющий директор "Международного финансового центра Астана" Саясат Нурбек.

Ориентир на иностранных инвесторов – одна из приоритетных задач в Казахстане, особенно сейчас, в период второй волны приватизации. Президентом чётко поставлена задача до 2020 года сократить долю государства в экономике с 60% до уровня стран ОЭСР – 15% от ВВП, и её нужно выполнять. Показатель Казахстана в рейтинге Doing Business для иностранных инвесторов своего рода гарантия того, что можно смело заходить на рынок и приобретать активы государственного и квазигосударственного секторов.


Жанна Тулегенова - председатель правления АО "Центр развития города Алматы" .

Жанна Тулегенова - председатель правления АО "Центр развития города Алматы" . / Фото из личного архива

"На улучшение бизнес-климата в Казахстане наибольшее влияние оказывают такие показатели как "Защита миноритарных инвесторов", по которому Казахстан находится на 3 месте в мире среди 190 стран, и Исполнение контрактов – 9 место. Иностранные инвесторы должны быть уверены, что их вложения и ход ведения бизнеса будет защищён. Для этого созданы все правовые условия", – прокомментировала председатель правления АО "Центр развития города Алматы" Жанна Тулегенова.

Центр развития Алматы – исполнитель программы по улучшению бизнес-климата в Казахстане. Впрочем, основные усилия организации направлены непосредственно на город, в котором она находится. Всё дело в том, что при оценке бизнес-климата целого государства, Всемирный банк акцентирует внимание всего лишь на одном-двух городах, которые являются центрами деловой активности в нём. В Казахстане это, прежде всего, Алматы. Такой подход у некоторых экспертов вызывает скепсис, мол, как можно судить о целом государстве по одному городу? Да и насколько корректно сравнивать некоторые города друг с другом, например, тот же мегаполис Алматы и небольшой Петропавловск?


Саясат Нурбек - управляющий директор "Международного финансового центра Астана"

Саясат Нурбек - управляющий директор "Международного финансового центра Астана" / Фото из личного архива

Методика оценки Всемирного банка практически ежегодно меняется, что также вызывает сомнения в том, насколько объективно можно судить о динамике развития стран в целом. Кроме того, анализ не учитывает целый ряд практических показателей бизнес-климата государств, поэтому не совсем понятно, есть ли, действительно, какой-то положительный эффект от того, что создаются новые предприятия?

"Я думаю, сильно обольщаться не надо по поводу резкого скачка в рейтинге. По техническим индикаторам у нас, действительно вроде улучшается ситуация. Разрешительные документы, к примеру, меньше времени готовятся – это один из ключевых факторов, из-за чего мы выросли в рейтинге. Впрочем, можно зарегистрировать 15 тысяч предприятий, но вы посмотрите, сколько из них становятся банкротами или закрываются в первый год?" - поделился своим мнением управляющий директор "Международного финансового центра Астана" Саясат Нурбек.

Кроме того, по его словам, рейтинг Doing Business не учитывает две ключевые проблемы, с которыми сталкивается каждый казахстанский бизнесмен: отсутствие действенных инструментов для защиты частной собственности и слишком большие полномочия многочисленных надзорных органов.

"Мы сейчас в такой странной идеологической вилке: с одной стороны, мы себя ругаем за иждивенчество – у государства просим с протянутой рукой. С другой страны, свободных условий для ведения бизнеса мы не даём", – добавил г-н Нурбек.

В числе 10 показателей, которые берутся во внимание Всемирным банком, по 3 у Казахстана положительная динамика в этот раз не наблюдается. "Обеспечение исполнения контрактов" - без изменения, "Получение кредитов" - минус 5 пунктов и "Налогообложение" - минус 3 пункта. Что касается последнего, то ответственные за бизнес-климат в стране особо обеспокоены и сравнивают налоговиков не иначе, как с трёхголовым псом-надсмотрщиком из древнегреческой мифологии.

"Считаем необходимым пересмотреть роль налоговых органов с "церберов" до "налоговых консультантов", которые будут подсказывать, как платить налоги, как правильно их исчислять. Пример превентивного взаимодействия государства и бизнеса, предупреждающего возникновение рисков, мы видим на опыте электронного портала государственных закупок", - отметила председатель правления АО "Центр развития города Алматы" Жанна Тулегенова.

Рейтинг Doing Business, по её словам, также не отвечает и на такие вопросы как: "Сложилась ли хорошая бизнес-культура в стране? Есть ли деловая активность? Создаются ли рабочие места для граждан"? Кроме того, немаловажными остаются две конкретные проблемы, с которыми сталкивается каждый казахстанский бизнесмен: отсутствие действенных инструментов для защиты частной собственности и слишком большие полномочия многочисленных надзорных органов.

"Но представьте ситуацию, что рано или поздно каждая страна достигнет максимально возможного успеха. Тогда рейтинг просто перестанет существовать, а будет оцениваться только по показателю передового рубежа. Хотелось бы обратить внимание, что по восьми показателям, Казахстан уже имеет выше 70 баллов", - заключила она.

Лидерами в рейтинге Doing Business - 2017 стали: Новая Зеландия, Сингапур и Дания. Замыкают таблицу: Ливия, Эритрея, Сомали. Казахстан, для сравнения, уступил всего одну позицию в рейтинге Японии, которая разместилась на 34 месте, а также уверенно опередил Россию, занявшую 40 позицию и Беларусь с её 37 местом.


Рейтинг Doing Business - 2017

Рейтинг Doing Business - 2017

Группа Всемирного банка – это один из крупнейших в мире источников финансирования и знаний для развивающихся стран. Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой организаций: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Каждая организация играет важную роль в миссии по сокращению масштабов бедности и повышению благосостояния населения развивающегося мира.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter