Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
Восемь месяцев в плену у колумбийских повстанцев. Как ботаник-любитель из Британии рискнул жизнью ради редких орхидей

Страсть Тома Харта Дайка к растениям привела его в одно из самых опасных мест на планете / Фото Tom Hart Dyke
Страсть Тома Харта Дайка к растениям привела его в одно из самых опасных мест на планете / Фото Tom Hart Dyke
Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News".

Британский натуралист-любитель Том Харт Дайк уже три месяца находился в плену среди сельвы и болот, где-то вблизи границы Панамы и Колумбии, когда услышал от своих похитителей слова, которых он боялся больше всего: "У тебя пять часов, приятель, прежде чем мы снесём тебе голову".

Охотник за редкими растениями был похищен в 2000 году вооружёнными людьми в печально известном Дарьенском пробеле, на одном из самых опасных в мире маршрутов между Панамой и Колумбией. Он искал новый вид орхидеи, который намеревался назвать в честь своей бабушки.

Тома захватили вместе с Полом Уиндером, британским туристом, с которым он познакомился во время путешествия по Латинской Америке.

В интервью Би-би-си Дайк рассказал, как невероятные испытания привели его к орхидеям, увидеть которые он не мог и мечтать.

Сегодня Том управляет ботаническим садом, где представлено около 8 тысяч растений со всего мира / Фото Nicola Stocken

Рождение натуралиста

Том Харт Дайк родился в состоятельной семье английских землевладельцев и вырос в замке на юге Англии, принадлежащем поколениям Дайков с 1361 года.

По его словам, своей любовью к растениям он обязан "невероятной природной красоте", окружавшей его с детства, а также его бабушке, которая, будучи художником-ботанистом, тоже привила ему эту страсть.

Он рассказывает, как бабушка с юных лет поощряла его трудиться, не боясь запачкать руки, как они вместе преодолевали трудности, выращивая растения в новых климатических условиях.

По словам Тома, она вдохновила его настолько, что в конечном итоге он стал охотником за растениями.

Это понятие впервые использовал британский писатель Майн Рид в своём романе "Охотники за растениями, или Приключения в Гималайских горах", написанном в 1857 году.

Охотники за растениями путешествуют по миру в поисках редких образцов, в том числе ещё не открытых. Они играют важную роль в распространении новых видов растений в разных странах.

Том открыл этот цветок, похожий на львиный зев, в Мексике, но ему очень хотелось найти новый вид орхидеи, и он отправился дальше / Фото The World Garden

Первое приключение Тома в поисках растений

В 1996 году, когда Тому было 20 лет, он отправился в своё первое приключение – велопутешествие из Англии в Португалию.

Эта поездка стала хорошей подготовкой к его первой настоящей экспедиции по поиску растений, в которой он побывал несколько лет спустя. Он провёл год в Юго-Восточной Азии, изучая орхидеи, а затем ещё один год в Австралии.

Том присылал домой семена найденных им растений и свои дневниковые записи и фотографии.

Ещё через два года он отправился в США, чтобы воочию увидеть калифорнийские секвойи, известные своей необычайной высотой.

Оттуда в ноябре 1999 года он перебрался в Медный каньон в Мексике, где и познакомился с 28-летним Полом Уиндером, британским туристом, находящимся в длительном путешествии по Африке, Юго-Восточной Азии и Центральной Америке.

Там же, в Медном каньоне, события вдруг пошли по неожиданному сценарию.

Дарьенский пробел расположен на границе Панамы и Колумбии и является единственным сухопутным маршрутом, соединяющим Центральную и Южную Америку / Фото Getty Images

Дарьенский пробел

По словам Тома, они "мгновенно подружились". Себя он называет экстравертом, а Пола – интровертом.

Именно от Пола Том узнал о Дарьенском пробеле, о котором он раньше ничего не слышал.

Дарьенский пробел расположен на границе Панамы и Колумбии. Это единственный сухопутный путь, соединяющий эти страны, а также Центральную и Южную Америку.

Это один из самых красивых природных ландшафтов и один из самых опасных маршрутов в мире.

В этой удалённой от цивилизации местности нет дорог. Маршрут пролегает через густые тропические леса, горы, бурные реки и обширные болота – и так почти 100 км.

Люди, отваживающиеся на этот путь, отчаянно рискуют жизнью.

В 2000 году в этих местах скрывались отряды ФАРК – Революционных вооружённых сил Колумбии. Эта леворадикальная вооружённая группировка была основана в 1964 году как боевое крыло колумбийской Коммунистической партии и десятилетиями вела партизанскую войну против властей страны.

Но Том слишком сильно хотел найти новую орхидею. Поэтому, проехав значительный путь автобусами, в марте 2000 года они вместе с Полом прибыли в Панаму и в итоге оказались в начале Дарьенского пробела.

Мечтой Тома было найти редкие и неизвестные науке дикие растения, такие как национальный цветок Панамы перистерия, которую так назвал в 1831 году английский ботаник Уильям Дж. Хукер / Фото Getty Images

Плохая идея

Том вспоминает, что все, кто узнавал об их намерении пройти этим маршрутом, настоятельно советовали отказаться от этой идеи.

Но они с Полом не смогли удержаться.

"Это было невероятно пугающее и в то же время прекрасное место, и там не было ни души", – вспоминает Том их первые дни пути в Дарьенском пробеле.

"Есть что-то особенное в агрессивной природе этого тропического леса, и с точки зрения ботаники он очень мало изучен", – говорит он.

Пройдя семь дней пешком по панамской части пробела и не встретив никого, примерно в двух днях пути до границы Колумбии друзья повстречали Карлоса.

Дарьенский пробел богат биоразнообразием, но таит в себе много природных опасностей и угрозу повстречать контрабандистов, действующих в этом районе / Фото Getty Images

"Он предложил нам обменять деньги и стать нашим проводником", – вспоминает Том.

Том и Пол отдавали себе отчёт, что понятия не имеют, где находятся, и решили довериться Карлосу, который оказался не один, а в компании ещё одного человека по имени Франсиско.

Со своими новыми проводниками они шли по тропе ещё два дня и в конце концов оказались в 45 минутах от Колумбии.

Было решено сделать привал на обед. К столу проводники подстрелили из ружья несколько птиц.

"Мы с Полом начали нервничать. Мы понимали, что находимся в опасном месте, а они [проводники] шумят", – вспоминает Том.

"Когда мы встали, взяв в руки рюкзаки, неожиданно появились трое юнцов, по виду школьного возраста, но в камуфляже, и наставили на нас М16 и АК-47", – рассказывает Том.

Двое проводников упали на землю, заложив руки за спину.

"Удивительно ощущать, как у тебя подгибаются колени", – говорит Том.

По его словам, через считаные секунды нападавших было уже не трое, а шестеро.

Боевики ФАРК позируют для фотографии в 1998 году. Это был период активной борьбы группировки против колумбийского правительства. Мирное соглашение между сторонами было достигнуто только в 2016-м / Фото Reuters

Вылазки к орхидеям под конвоем

Похитители заявили, что они боевики ФАРК.

Первые шесть недель плена, по словам Тома, похитители хотели денег. Они даже предлагали отпустить одного из пленников домой, чтобы тот вернулся с деньгами и выкупил друга.

Но Пол и Том побоялись, что того, кто останется в плену, могут убить, и отказались.

"Включился режим выживания", – говорит Том.

В конце концов их отвезли в туманный лес (так называют вечнозелёные тропические леса с особо высокой влажностью), где Том увидел "самые фантастические", никогда прежде не виданные орхидеи.

И его страсть оказалась заразительной. По словам Тома, похитители разрешили ему ходить к тем орхидеям под присмотром вооружённой охраны.

Из образцов, принесённых из туманного леса, в месте пленения Том разбил целый сад орхидей.

"Я не хочу, чтобы меня застрелили из-за орхидеи"

Том вспоминает, как однажды Пол решил напомнить ему, где они и как сюда попали. Он сказал: "Том, не забывай о том, в какой мы ситуации. Я не хочу, чтобы меня застрелили из-за орхидеи, понятно?"

В конце концов похитителям надоела охота Тома за орхидеями, и эти вылазки прекратились.

Через три месяца плена, в июне 2000 года, Тома и Пола разделили.

"У тебя пять часов, приятель, прежде чем мы тебе голову снесём", – сказали Тому.

"Больше никакого садоводства. Ты останешься в этой хижине, Том. Если выйдешь, тебя застрелят", – вспоминает он.

Том начал вести дневник, который он прятал от тюремщиков.

Он искал утешения в собственных фантазиях, рисуя воображаемый сад с растениями, которые находил во время своих странствий, включая, конечно же, орхидеи. Эта фантазия, по его словам, спасла ему жизнь.

Том (слева) и Пол в 2000 году / Фото Getty Images

Нежданная свобода

Однажды людей, которые за ними приглядывали, неожиданно поменяли.

Затем, восемь месяцев спустя, опять же совершенно неожиданно, мужчин отвели в район, близкий к месту их похищения, и сообщили, что они свободны.

Им вернули все их вещи. Но на этом их мучения не закончились.

На несколько дней они оказались, по их словам, "погруженными в болото", тщетно пытаясь выбраться.

"Змеи прямо свисают с веток", – вспоминает Том, добавляя, что оба чувствовали себя "душевно опустошёнными".

Пол предложил Тому вернуться к похитителям и спросить у них дорогу.

Поэтому они отправились назад по зарубкам, оставленным на стволах деревьев, и снова нашли своих похитителей.

"Они сказали: это те идиоты из Англии, от них не избавиться", – шутит Том. После того как их продержали под дулом пистолета, их снова отпустили, на этот раз по правильному маршруту.

И они нашли рейнджера природного парка, который помог им связаться с британским послом.

Но, по словам Тома, сотрудник посольства повесил трубку, сказав, что им поступает много таких звонков и что эта пара уже несколько месяцев считается погибшей.

Они позвонили снова, на этот раз, к удивлению сотрудников посольства, говорил уже Пол. Том рассказывает, что сотрудники посольства никак не могли поверить, что они живы.

Замок Лаллингстон – историческое поместье, в котором живут вот уже двадцать поколений семьи Харта Дайка / Фото Getty Images

Возвращение домой

Том и Пол вернулись домой 21 декабря, как раз к Рождеству.

Но после столь длительных и травмирующих испытаний Тому потребовалось время, чтобы привыкнуть к прежней жизни.

"Я провёл две недели в постели, обливаясь потом", – вспоминает он.

"В конце января 2001 года я открыл свой дневник, и как только я это сделал, зловонный запах и жар джунглей сошли со страниц. А в середине моих записок было описание сада моей мечты, который я хотел создать", – добавляет он.

Итак, он приступил к проектированию сада в форме карты мира на территории своего семейного дома в английском графстве Кент. Растения из каждого региона земного шара высаживались на своих участках сада, имеющих форму континентов.

Том приступил к воплощению своей мечты по созданию всемирного ботанического сада в 2005 году, создавая отдельные участки в форме континентов / Фото KEO Films

Пять лет спустя Ботанический сад мира открылся для публики. Именно этот момент представлял себе Том в тот роковой день, который, как обещали боевики, должен был стать последним днём его жизни.

Сад мира, задуманный Томом в неволе: в нём представлена коллекция из восьми тысяч видов растений со всех континентов нашей планеты / Фото Stephen Sangster

Тома в детстве вдохновляла его бабушка, и после его возвращения она оставалась рядом еще девять лет, прежде чем скончалась в 2010 году. Она успела увидеть сад, который разбил Том.

Он так и не нашёл неизвестную науке орхидею, чтобы присвоить ей домашнее прозвище бабушки – Крак. Но он обнаружил новый вид другого растения в Мексике.

Цветок, открытый Томом в Мексике в 1999 году, в 2005-м получил официальное название "Восторг Пентсемоны Крак"

Том говорит, что оно похоже на львиный зев и вот его-то он и назвал в честь бабушки "Восторг Пенстемоны Крак".

«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ