Главная тема саммита - "Торговый бизнес в Казахстане 2015: расти, когда норма прибыли падает". Организаторами выступили BBCG Казахстан и Национальная экономическая палата "Союз Атамекен".

Встреча "глухих" со "слепыми"

Во всех информационных сообщениях, распространенных организаторами саммита, весьма помпезно было отмечено, что данное мероприятие зарекомендовало себя как знаковое событие в розничной индустрии Казахстана и представляет эффективную площадку для продуктивного диалога между производителями, ритейлерами, девелоперами, инвесторами, финансистами и, конечно, представителями чиновничьего аппарата.

В реальности же создавалось впечатление, что отдельные участники пленарных сессий попросту не слышат, о чём им толкуют предприниматели. Получилось, как у Евгения Зенина: "Глухой и немой не слышат и не видят законов Мира. Где деньги, это кредит, взятый у нас государством под обязательства оплачивать наш труд - расход энергии? А дальше, у государства и у нас, полная самостоятельность, где нет справедливого учёта расхода энергии. Где всё на жадный глазок".


"Нездорова атмосфера с ритейлерами, нет связи с производителями..."

Фото Олега Спивака
"Нездорова атмосфера с ритейлерами, нет связи с производителями..."

Вот и выходит, что с одной стороны, заявления присутствовавших на саммите чиновников весьма громки, с другой - не более чем фикция с установкой силы, преобладающей в мире бизнеса. Сами же предприниматели, из числа тех, кто рискнул таки громко высказать своё мнение, говорили о наболевшем. Да вот, к примеру, сидящие в президиуме вдруг задались вопросом: насколько ритейлер готов зайти на сельский рынок, для того чтобы реализовать нормы, которые хотело бы установить Правительство? Вопрос не так чтобы очень. Но если пропустить его через всевозможные феерические процедуры в виде банковских ставок, таможенных и пожарных служб, санэпидемстанции и прочих систем "соковыжималки", то итоговый результат получается впечатляющим.

Видимо, поэтому генеральный директор ТОО "Magnum "Cash & Carry" Александр Гарбер на скромные вопросы и пожелания мажилисмена Нурлана Жазылбекова и главы департамента развития торговли Министерства национальной экономики РК Серика Камели эдак любезно посоветовал: мол, господа хорошие, поумерьте аппетиты.

"Извините, меня, банковские ставки идут по 14% годовых. И большая часть кредитования осуществляется в долларах. Дай бог, нам в Алматы и Астане выдержать экономическую модель. Что уж тут говорить о регионах и тем более сельских районах?! Вот когда инвестиции будут в разумных пределах, как нам обещают – 6%, тогда мы пересмотрим свою экспансию, свои планы", - буквально отрезал г-н Гарбер.

Равные условия: всё дело в давлении?

Другой вопрос, который интересовал уже предпринимателей, касался балансового давления рубля на тенге. "На данный момент мы на грани выживания! Не нужно быть экономистом, чтобы просчитать, что до тех пор, пока нам не будет обеспечено равноценное существование с россиянами, результат будет такой же, как сегодня", - заметил один из производителей.

"Пока мы будем искусственно под любыми предлогами регулировать свою нацвалюту – никогда не будет паритета. В ситуации с падением рубля и искусственного удержания тенге все казахстанские продавцы и производители находятся в очень невыгодных условиях", - добавил глава Центра оптовой торговли СКО Владимир Богданов.

Но представители казахстанской лёгкой промышленности видят проблему совсем в ином спектре. По мнению производителей, выйти казахстанским предпринимателям на российский рынок довольно сложно. Что странно, если вспомнить уверения отечественных чиновников, прозвучавших на предыдущем бизнес-саммите.

Напомню, сразу после подписания "тройкой" – Россией, Казахстаном и Белоруссией – договора о создании Евразийского экономического союза руководитель Антимонопольной инспекции по городу Алматы Агентства РК по защите конкуренции Азамат Камшимбаев в своём выступлении сделал упор на то, что в новых экономических условиях всем субъектам рынка ЕврАзЭС должны быть предоставлены равные условия. "Например, авиаперевозчики в Казахстане находятся в невыгодном положении по сравнению с российскими коллегами. То же самое касается и нефтегазового рынка. Вопросы урегулирования этих отраслей экономики должны будут решаться в ближайшее время", - отметил г-н Камшимбаев.

Крылатая крыловская фраза о том, что воз и ныне там, описывает реалии дня текущего весьма точно. Причина с точки зрения отдельных представителей казахстанского производства кроется в подводных течениях экспорта приправленных неким политическим налётом. "На территорию РФ зайти невозможно. Попробуйте торговать там хотя бы на базаре. Сразу же появляются таможенники, пожарные, санэпидемстанция, представители ветеринарной службы. Я считаю, что мы не выходим на российский рынок вовсе не потому, что не производим или мощностей не хватает, там просто очень большие преграды", - отметил один из предпринимателей.

"Мы производим спецодежду. Так вот, под марками российских брендов мы можем возить свой товар на их рынок, а под казахстанской маркой этот же товар, туда уже не идёт", - добавила производитель.


Наши марки в РФ не котируются

Фото Олега Спивака
Наши марки в РФ не котируются

С аналогичной проблемой столкнулся и производитель нижнего белья, по словам которого, для того чтобы реализовывать товар на российском рынке, необходимо создавать ООО и только затем задумываться о торговой точке. "Под своим казахстанским ТОО мы не можем зайти на их рынок. Поэтому этот вопрос должен быть решён на государственном уровне", - отметил бизнесмен.

Впрочем, истории производителей от лёгкой промышленности - это, скорее, единичные случаи. Быть может, прав представитель Миннацэкономики Серик Камели, когда отмечает, что в целом казахстанский производители всё-таки не готовы оккупировать российский рынок, поскольку не обладают той производственной мощностью, которая бы это позволила. Увы, но большинство казахстанских предпринимателей не готовы работать с крупными торговыми российским сетями, поскольку не вкладывают доходы в расширение своего производства. Или просто не могут себе позволить этого. Наряду с проблемами технического расширения и низкими объёмами производства есть и другие - к примеру, сложная логистика.

"Мы закупаем товар, доставляем, к примеру, из Москвы до Новосибирска. Расстояние приблизительно около 4 тыс. км. Из Москвы до Алматы тоже 4 тыс. км. Но цена логистики в первом случае будет 3,5 тыс. долларов, во втором случае уже 6,5-7 тыс. долларов. Вся загвоздка в том, что у нас нет товаропотока, который необходим транспортным компаниям, чтобы ехать из Алматы непустыми. Поэтому при доставке груза из Москвы сюда они берут уже двойную цену", - пояснил в комментариях informburo.kz генеральный директор CardPro Дмитрий Жеребятьев.

Кстати, сидящие в президиуме участники пленарных сессий "Стратегия бизнеса и власти: как преодолеть экономический спад?" и "Защита поддержки национального производства" так и не нашли, что ответить бизнесменам из зала. Одно лишь хорошо: последних представители "Союза Атамекен" и Миннацэкономики всё-таки слушали.


"Мы вас услышали", - зам.председателя правления НПК "Союз Атамекен" Гульнар Курбанбаева

Фото Олега Спивака
"Мы вас услышали", - зампредседателя правления НПК "Союз Атамекен" Гульнар Курбанбаева

Сертификация, как и было сказано

Был и ещё один сложный вопрос, который, по мнению представителей казахстанского бизнеса, требует немедленного решения. Речь о сертификации товара. Как выяснилось, эта неприятная процедура требует весьма значительных средств. Взять хотя бы, к примеру, сертифицирование карандаша. Канцелярские товары должны поставляться на рынок в довольно большом ассортименте. Но предприниматель должен сертифицировать каждую позицию отдельно. В результате выходит, что сертификация карандаша обходится – вдумайтесь! – в 40 тыс. тенге!

Вообще сертификации подлежит любой импортируемый товар. Суть недовольства предпринимателей понятна. Ведь в Таможенном союзе (ТС) приняты единые нормы. Но процедура сертификации в России гораздо дешевле, нежели у нас. А всё потому, считают предприниматели, что действующие в Казахстане центры экспертизы якобы полностью монополизировали рынок.

"Раньше, когда ТС ещё не было, существовал казахстанский сертификат качества товара, а часть товара вообще не сертифицировалась. В РФ на весь товар всегда была сертификация. После объединения в ТС наши сертификационные центры оказались не готовыми, потому что нет соответствующего оборудования для сертификации и нет специалистов. В результате и наценки на сертификацию у нас кабальные", - признался Дмитрий Жеребятьев.

Схема проста. Допустим, необходимо сертифицировать некое производственное оборудование. Единица товара будет стоить, к примеру, 200 долларов. При ввозе в РК этот товар будет обходиться уже в 500 долларов. Себестоимость товара – 700 долларов. Естественно, покупателю это невыгодно. Но голь на выдумку хитра. Казахстанские предприниматели нашли таки выход, обратив свой взор на Россию, где по их словам, сертификационные центры были подготовлены, потому что в РФ принятые позже нормы ТС уже были введены. Казахстан и Белоруссия под Россию уже просто "подравнялись". Естественно, себестоимость сертификации в России гораздо ниже. Упрощает процедуру сертификации товара в РФ ещё и то, что там рынок гораздо больше казахстанского, соответственно, и возможностей у него тоже гораздо больше. Поэтому вполне естественно, что себестоимость товара или услуги в России гораздо меньше. В первую очередь, из-за объёма.

Скажем, в РК лишь три компании предоставляют услуги по сертификации, и им нужно окупать то оборудование, которое было установлено, тогда как в России сертификационных компаний сотни, а то и тысячи, и живут они в основном за счёт быстрого оборота.

Поэтому-то против тех 200 долларов казахстанской наценки, российский долларовый полтинник выглядит более привлекательно для любого бизнесмена.


...Почём "опиум" для народа?

Фото Олега Спивака
...Почём "опиум" для народа?

В заключение стоить отметить, что, несмотря на некоторое разочарование отечественных производителей и ритейлеров, которое наблюдалось во время перерывов между пленарными сессиями, в целом само мероприятие прошло достаточно увлекательно.

По крайней мере, общение позволило некоторым бизнесменам задать свои вопросы представителям министерства и мажилиса. Другие же даже сумели заключить новые контракты. Весьма познавательными оказались и обсуждаемые на сессиях темы. К примеру, факторинг от Альфа-банка. Но об этом подробнее в следующей статье.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter