Статистика Covid-19
в Казахстане:
Заразились:
168 096
Выздоровели:
153 035
Умерли:
2 408 (17.01.2021)
Коронавирусная
пневмония:
Заразились:
46 831
Выздоровели:
34 573
Умерли:
538 (17.01.2021)

Владельцы авто на иностранном учёте и правительство. Чем закончится противостояние?

Государство встретило сопротивление со стороны владельцев автомобилей из Армении и Кыргызстана.

Одной из самых обсуждаемых тем января нового 2020 года в Казахстане стала регистрация автомобилей с иностранными номерами, завезёнными из Армении и Кыргызстана. До начала 2020-го казахстанцы покупали в этих странах дешёвые подержанные авто, пользуясь переходным периодом, действовавшим в этих странах при вступлении в Евразийский экономический союз.

1 января этот период закончился, и Министерство внутренних дел РК напомнило гражданам о необходимости регистрировать ввезённые автомобили по закону. Чиновники считают, что отсутствие казахстанских номерных знаков позволяет водителям не платить штрафы за нарушение правил дорожного движения. Кроме того, сами машины могут не соответствовать техническим и экологическим требованиям Казахстана.

Действия МВД, которое уже заявило о планах проводить рейды по авто с иностранными номерами, вызвали сопротивление со стороны автовладельцев. Они говорят, что постановка автомобилей на первичный учёт в Казахстане, в быту – растаможка, обойдётся дороже стоимости самих автомобилей. Всего таких транспортных средств, с номерами других стран-участниц ЕАЭС, в Казахстане может быть до 170 тысяч. Но точной статистики пока нет, и непонятно, как государство собирается решать эту проблему. В ситуации разбирался Informburo.kz.

Тема для Казахстана не новая

Вопрос ввоза в Казахстан автомобилей из стран ЕАЭС поднимается не в первый раз. Ранее казахстанцы активно ввозили транспортные средства из Кыргызстана. Это государство, как и Армения, вошло в ЕАЭС позже Казахстана, России и Беларуси. Поэтому там действовали так называемые переходные положения в том числе и на автотранспорт. Главным образом это более низкие таможенные пошлины, из-за которых и ввозимые автомобили были дешевле, чем в Казахстане.

Порядок был следующий. Автомобили для личного пользования, завезённые и поставленные на учёт в Кыргызстане до 1 января 2014 года, признавались "товарами ЕАЭС". На них не распространялись пошлины при продаже в другие страны союза. Ввезённые позже авто признавались "товарами" только при оплате разницы между ставками таможенных платежей и налогов, которые действовали в Кыргызстане до вступления в ЕАЭС и действуют сейчас. В Казахстане эти автомобили считаются иностранными. Ещё одно важное ограничение – машины, ввезённые в Армению и Кыргызстан с 2014 по 1 января 2020 года, могли покупать по старым таможенным тарифам только граждане этих же стран либо лица, постоянно проживающие там.

В 2017 году начались рейды по автомобилям с кыргызстанскими номерами. Уже тогда чиновники говорили о необходимости зарегистрировать авто по казахстанским законам. В феврале 2017-го департамент государственных доходов Алматы, например, сообщал, что во время рейдов были задержаны более 300 автомобилей с кыргызстанскими государственными номерами. Лиц, управлявших ими, тогда привлекали к административной ответственности.

Однако это, судя по всему, была лишь разовая акция. Проблема регистрации автомобилей с иностранными госномерами не была решена, и казахстанцы продолжили скупать подержанные авто, но теперь не только в Кыргызстане, но и в Армении.

Покупка легкового транспорта в этой стране стала популярной среди казахстанцев в 2019 году. Главная причина, как и в случае с Кыргызской Республикой, – дешевизна. Из-за более низких таможенных пошлин конечная цена авто тоже была ниже. Как отмечал в августе 2019 года вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов, разница в стоимости могла быть почти двукратной.

Другой вопрос, который до сих пор неясен, – это количество ввезённых из Кыргызстана и Армении автомобилей. В Министерстве внутренних дел Казахстана говорят об около 170 тысячах транспортных средств.

Откуда взялась эта цифра? Судя по всему, в это число вошли все автомобили с госномерами стран ЕАЭС, которые пересекали границу Казахстана. А это, помимо собственно купленных в Армении и Кыргызстане авто, и автомобили из России и Беларуси. Войти в это число мог и транспорт граждан стран ЕАЭС, которые лишь временно въехали в Казахстан, например, в гости или по работе. Другими словами, точных данных у государства нет. Возможно, именно из-за отсутствия понимания объёмов проблемы её решение откладывалось.

Так в чём проблема?

С наступлением 2020 года, как уже отмечалось выше, для Армении и Кыргызстана закончилось действие переходных положений при вступлении в ЕАЭС. Теперь таможенные пошлины на ввоз товаров, в том числе и автомобилей, должны выровняться. Соответственно, закончится и льготный период для граждан Армении и Кыргызстана, во время которого они могли ввозить автомобили по низким таможенным ставкам.

Именно из-за завершения переходного периода МВД Казахстана взялось за ввезённые в страну автомобили. 14 января министерство обратилось к казахстанцам с призывом зарегистрировать транспорт, состоящий на иностранном учёте. В ведомстве напомнили, что автомобили, зарегистрированные в Кыргызстане и Армении с 2014 года до 1 января 2020 года, могут временно ввозиться в Казахстан без уплаты таможенных пошлин и прочих платежей только лицами, постоянно проживающими в этих странах. Теперь эта лазейка закрылась. При этом автомобилей с российскими и белорусскими номерами это не касается.

Согласно законам Казахстана, граждане при покупке автомобилей в Армении и Кыргызстане должны были регистрировать транспорт с уплатой таможенных пошлин и прочих платежей. Регистрацию нужно проводить в течение 10 рабочих дней с момента покупки транспорта на таможенной территории ЕАЭС. При нарушении этой нормы автовладельцу грозит штраф в 10 МРП, или 26 510 тенге, а автомобиль заберут на временное хранение до устранения проблем с регистрацией.

По мнению МВД, одна из проблем, которая возникает из-за отсутствия регистрации авто с иностранными номерами, – это вопрос безопасности на дорогах. Полицейские считают, что чувство безнаказанности из-за отсутствия регистрации привело к тому, что по вине водителей таких транспортных средств совершено более 1,8 тысячи дорожно-транспортных происшествий. В них погибли 132 человека, более 500 получили ранения.

В 2019 году автоматическими системами фиксации нарушений ПДД выявлено более 90 тысяч нарушений на сумму свыше 1,1 млрд тенге. Основные виды нарушений – это превышение скоростного режима и несоблюдение требований знаков и разметки.

Но есть и другие аспекты этой истории. Один из них – это недополучение бюджетом таможенных и других платежей, которые нужно заплатить при регистрации. Точных данных по этому поводу также нет. Но авторы Telegram-канала Finance.kz посчитали, что казна могла недополучить около 300 млрд тенге. К примеру, с 2015 года на программу льготного автокредитования государство выделило пять траншей на более 60 млрд тенге.

Расчёт проводился из условий, что из 170 тысяч названных МВД автомобилей с иностранными номерами регистрацию смогут пройти 120 тысяч (из-за несоответствия остальных техрегламенту – например, праворульных авто), а средняя стоимость транспортного средства составляет около 5 тысяч долларов, или чуть более 1,88 млн тенге по курсу 376,51 тенге.

Ещё одна сторона вопроса – потенциальный ущерб развитию автомобилестроения Казахстана. Покупка автомобилей за пределами страны означает, что от казахстанских производителей фактически ушла часть потенциальных клиентов. Об этом, например, говорил вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов в августе 2019 года. По его словам, если ввоз в страну подержанных авто из Армении продолжится, то вся работа по увеличению производства легковых автомобилей и меры по автокредитованию уйдут впустую.

В союзе предприятий автомобильной отрасли "КазАвтоПром" также отмечают, что создавшаяся ситуация косвенно сказывается на официальном рынке новых авто. По предварительным данным, в 2019 году их было продано около 70 тысяч, на пике же – в 2013-2014 годах – продажи были выше более чем в два раза – на уровне 150-160 тысяч новых автомобилей в год. Рынок до сих пор не может подтянуться до этих показателей.

Другой момент – влияние ввозимых автомобилей на окружающую среду и их техническое состояние. Директор по стратегическому планированию "КазАвтроПрома" Артур Мискарян заметил, что у многих из ввозимых из Армении и Кыргызстана автомобилей техническое состояние оставляет желать лучшего. Эти автомобили не новые и не соответствуют экологическим стандартам, отмечает собеседник informburo.kz. Сейчас, напомним, в стране действуют экологические стандарты топлива "Евро-4" и "Евро-5", в то время как подержанные автомобили обычно используют топливо "Евро-2" и "Евро-3".

Кроме того, у Казахстана есть проблема со старением автопарка. По официальной статистике, к 1 декабря 2019 года в стране были зарегистрировано более 3,7 млн легковых автомобилей. При этом 65,2% из них, или более 2 млн транспортных средств, были старше 10 лет. Ввоз подержанных автомобилей ситуацию исправить не помогает, а наоборот, обостряет проблему.

Кроме того, из Кыргызстана и Армении в Казахстан могли ввозить праворульные автомобили либо же восстановленные после аварии. Дело в том, что в Казахстане, России и Беларуси с 1 января 2015 года действует единый технический регламент по безопасности транспортных средств. В Кыргызстане он вступил в силу только 12 февраля 2018 года, а в Армении – 2 января 2020-го. До этого там действовали собственные регламенты. Поэтому в Казахстан могли ввозить транспортные средства, которые не соответствуют действующим в стране техтребованиям. Пройдут ли они техническую проверку в Казахстане – большой вопрос.

Владельцы автомобилей против

В своём призыве к казахстанцам МВД заявило, что для пресечения использования гражданами автомобилей с иностранными номерами полицейские будут проводить рейды вместе с таможенными и налоговыми органами. Однако такая практика, если и начнёт действовать, может не стать повсеместной.

Например, начальник управления административной полиции департамента полиции Алматы Жандос Мураталиев 17 января заявил, что отдельных мероприятий в мегаполисе проводить не собираются. Однако при наличии нарушений правил дорожного движения со стороны владельцев таких авто у них будут проверять и регистрацию.

Почти сразу после объявления МВД во многих городах страны начали проходить собрания автовладельцев машин, состоящих на иностранном учёте. Автомобилисты заявляют, что готовы оплачивать страховку и налоги. Однако отказываются оплачивать растаможку, которая, по их словам, может доходить до 4 млн тенге. Также автомобилисты хотят, чтобы их авто поставили на учёт и легализовали.

"В Армении, Кыргызстане, России авто с казахстанскими номерами ставят на учёт. Почему же мы тогда не можем поставить свои машины с иностранными номерами на учёт? Почему на нас каждый раз давят новыми порядками и законами?" – сказали участники собрания в Алматы 19 января.

Действительно сумма растаможки и регистрации подержанного автомобиля, завезённого из Кыргызстана или Армении, может быть высокой. Например, сервис Комитета госдоходов Министерства финансов подсчитал, что для автомобиля стоимостью 5 тысяч долларов 2012 года выпуска с бензиновым двигателем объёмом 2 литра ориентировочная сумма таможенных платежей и налогов может составить более 4 млн тенге. Это больше 10 тысяч долларов, то есть в два раза дороже самого автомобиля.

Правда, относится эта сумма к автомобилю, ввезённому из-за границ ЕАЭС. В случае с авто из Армении и Кыргызстана цифра будет отличаться: казахстанцу для регистрации придётся заплатить разницу между пошлинами, действовавшими, например, в Армении и действующими сейчас в Казахстане. Очевидно, в таком случае платёж снизится.



Кроме самих таможенных платежей и налогов, таких как, например, НДС, нужно будет провести дополнительные платежи. К примеру, за свидетельство о безопасности транспортного средства и установку кнопки ЭВАК (это информационная система экстренных вызовов при авариях и катастрофах) придётся заплатить около 300 тысяч тенге.

Другой довод автовладельцев – это то, что норма о необходимости регистрации транспорта с иностранными номерами является новой. На самом деле необходимость регистрировать в Казахстане транспорт спустя 10 дней после приобретения на таможенной территории ЕАЭС существует в Законе "О дорожном движении" с 2014 года – это подпункт 2 статьи 66. Действительно в декабре 2017 года в этот подпункт вносили поправки, но лишь для замены слов "Таможенный союз" на "Евразийский экономический союз".

Казахстанское законодательство позволяет ездить на автомобилях с иностранными номерами на срок до года, затем выехать из страны на месяц и вернуться в Казахстан. Но касается это только автовладельцев, которые проживают за рубежом постоянно. Например, авто с госномерами Армении может ездить год в Казахстане без регистрации, если за рулём будет гражданин этой страны или лицо, там постоянно проживающее.

Норму о необходимости регистрации, например, в Армении, казахстанцы могли обходить. Ещё в августе 2019 года в кулуарах Правительства вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов рассказал об одном из таких способов. По его словам, казахстанцы, желающие приобрести там авто, получают временное место жительства, покупают машину как граждане Армении без оплаты дополнительных пошлин и завозят машины в Казахстан. Временный вид на жительство в этой стране стоит 105 тысяч драм, или около 82 тысяч тенге.

Что будет дальше?

Возможно, существующую сейчас проблему вообще не пришлось бы решать, если бы темой регистрации занялись системно ещё в 2017 году (в случае с авто из Кыргызстана) или в начале 2019-го (в случае с Арменией). Теперь же вариантов для разрешения конфликта между МВД и налоговой и таможенной службами, с одной стороны, и автомобилистами, с другой, остаётся не так много.

По мнению полицейских, варианта у владельцев авто с иностранными номерами по сути два: либо законно оформить автомобиль, либо вывезти его из Казахстана. МВД ещё 14 января заявило о планах проводить рейды в отношении автомобилей с госномерами Армении и Кыргызстана.

В эфире программы "Открытый диалог" на телеканале "Хабар" 16 января министр информации и общественного развития Даурен Абаев заявил, что, покупая машину на иностранном учёте, люди прекрасно знали, что их использование возможно только после постановки на учёт, уплаты всех пошлин и налогов. По мнению чиновника, казахстанцы осознанно продолжали завозить и не регистрировать такой транспорт, надеясь на авось.

Но будет ли государство применять жёсткие меры против таких автовладельцев, предсказать сложно. Попытка силового административного решения предпринималась ещё в 2017 году, но так ни к чему не привела. В августе 2019 года МВД даже заявляло о планах ввести обязательную временную регистрацию автомобилей, зарегистрированных в государствах ЕАЭС. В дальнейшем информации о начале работы такой системы не было.

Во время активного обсуждения ввоза подержанных автомобилей из Армении никаких планов бороться с ним со стороны властей также не звучало. Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов тогда, например, заявлял, что с этим нельзя бороться.

"Если население хочет покупать такие машины, то бороться с этим не надо. Надо помочь, чтобы это было легально и чтобы завтра у наших же граждан не было проблем с законом", – сказал он 1 августа в кулуарах Правительства.

На вопрос о том, как такая легализация может пройти, представитель министерства отметил, что не надо покупать машины в Армении и завозить сюда, а лучше привезти, зарегистрировать и нормально ездить. Другими словами, это та же позиция МВД.

Какими будут действия чиновников сейчас, когда было официально заявлено о рейдах и это решение уже встретило сопротивление автовладельцев, предугадать сложно. По сути, их может быть несколько: жёстко разобраться с авто с госномерами Армении и Кыргызстана; придумать систему временной регистрации, о которой уже заявляло МВД, или же предложить гражданам компромисс. Заключаться он может либо в отмене растаможки для таких транспортных средств, ввезённых в определённый период времени, либо снизить сумму до приемлемого уровня.

Можно сказать, что текущая ситуация становится проверкой для государственной системы. Какое бы решение оно ни выбрало, оно не будет выигрышным ни для одной из сторон.