Прямой эфир Новости спорта

В Минэнерго объяснили, почему дизельное топливо сравнялось по цене с бензином

Фото с сайта cdn.impremedia.com
Фото с сайта cdn.impremedia.com
Пока автовладельцы ностальгируют по тем временам, когда солярка стоила дешевле бензина, чиновники рассказывают о преимуществе свободных цен на ГСМ.

Сентябрьские цены на дизельное топливо стали настоящей неожиданностью для казахстанцев. Дизтопливо, которое испокон веков считалось бюджетным горючим и стоило дешевле большинства других видов ГСМ, вдруг подорожало до уровня самой ходовой марки бензина – АИ-92, а на некоторых заправках и вовсе стала стоить дороже 92-го. Интернет-пользователи в связи с этим даже начали ностальгировать по тем временам, когда люди специально покупали автомобили с дизельным двигателем, чтобы сэкономить на топливе, которое, надо признать, зимой, особенно в северных регионах, использовать крайне затруднительно – солярка при минусовой температуре в баке замерзает, и транспорт, оставленный на ночь на улице, утром не заведёшь.

"Теперь просто так не подизелишь. В 1990-е многие в Акмоле покупали авто с дизельным движком, потому что солярка была дешевле. Теперь это такое же авто, как и на Аи-92, но круче", – написал на своей странице в Facebook Жанболат Мамышев. 


Пользователи социальных сетей обсуждают новую ценовую политику ГСМ

Говорить о том, что казахстанцев не предупреждали о подорожании солярки, конечно нельзя. Цены на социальное топливо, прежде регулируемые государством, в августе были отпущены в свободное плавание. О волевом решении Министерства энергетики сообщалось в СМИ. В итоге с 99 тенге за литр ДТ подорожало до 120. Основная причина невозможности больше сдерживать цены на дизельное топливо, как отмечают в профильном ведомстве, – это стихийный экспорт ГСМ из приграничных регионов Казахстана в Россию и Кыргызстан.

"Это решение считается обоснованным, в связи с тем что на внутреннем рынке Казахстана прогнозировался дефицит дизельного топлива из-за его перетока на рынки соседних Кыргызстана и России, где цена на ГСМ значительно выше: в частности, литр дизтоплива в Кыргызстане стоит свыше 160 в пересчёте на тенге, а в России – свыше 180, в то время как в Казахстане установленная государством цена для потребителей составляла 99 тенге за литр. В связи с чем возникает особый интерес жителей приграничных районов Казахстана и соседних стран заняться вывозом топлива и перепродажей", – говорится в ответе Министерства энергетики на официальный запрос informburo.kz.

Результат не заставил себя долго ждать: вывоз дизельного топлива в соседние страны резко снизился до исторически сложившегося уровня. Впрочем, реакция экспертного сообщества на решение профильного министерства оказалось неоднозначной. Одни убеждены, что Казахстан ещё не готов к саморегулированию цен на горючее, и теперь, когда стоимость ДТ не контролируется, реализаторы точно не упустят возможности набить себе карманы сверхприбылью. Другие, наоборот, считают, что государству уже давно следовало бы не вмешиваться в рыночное ценообразование, и тогда проблема дефицита решилась бы сама собой.

"Нам всегда говорят, что в условиях рынка произойдёт саморегулирование цены, – ничего подобного у нас не происходит. Все пользуются моментом. Как только наступает период дефицита, а сейчас наблюдается этот дефицит в связи с сельскохозяйственными работами, то тут же пользуются этим моментом. Сегодня, в условиях, когда отпущены цены, каждый реализатор может искать выгоду только в повышении стоимости, это мы и видим. А говорить о том, как формируется цена, сегодня уже вообще не приходится", – прокомментировал ситуацию главный научный сотрудник Института экономики Министерства образования и науки Олег Егоров.

"По большому счёту, сезонный дефицит дизтоплива для нас традиционен. Это говорит о том, что Казахстан, на мой взгляд, запаздывает с унификацией цен с Российской федерацией. Представьте себе, если бы бензин, допустим, стоил 150-160 за тенге за литр, как в России, как вы думаете, был бы сегодня дефицит на нашем внутреннем рынке? К тому же низкие цены на ГСМ ведут к потерям в налогах, поэтому я считаю, что наиболее оптимальный выход из ситуации – это, может быть, либо плавная, либо шоковая унификация цен с Россией. Ведь автолюбители – это не самый бедный слой населения", – считает Жасулан Кужеков, эксперт в нефтегазовой сфере, 20 лет проработавший на АНПЗ.

При обсуждении цен на топливо невольно напрашивается вопрос о себестоимости солярки и бензина. То, что ДТ – априори более дешёвый продукт, нежели АИ-92, – это, как оказалось, миф, в который люди охотно поверили после многолетнего искусственного сдерживания цен на этот вид ГСМ. На самом же деле, средств на производство 92-го бензина и солярки, судя по таблице, предоставленной Министерством энергетики, тратится примерно одинаково. На графике видно, что разница только в налоговой ставке (на бензин она выше) и в количестве сырья (на ДТ нефти расходуется больше). В конечном счёте, показатели уравнивается.


Себестоимость бензина марки АИ-92 и ДТ

Данные предоставлены Министерство энергетики РК
Себестоимость бензина марки АИ-92 и ДТ

Пик роста цен на дизтопливо пришёлся на период уборки урожая. Эксперты объясняют это тем, что для восполнения сезонного дефицита ДТ везут в Казахстан из России, где цены на ГСМ выше. Чтобы не работать себе в убыток, частные поставщики вынуждены продавать привезённую солярку дороже, чем местный бензин марки АИ-92, отсюда и дисбаланс ценников на некоторых заправках. Сезонный дефицит, по мнению специалистов – это ещё один важный фактор, который сказался на необходимости отпустить цены в свободное плавание.

"Парадокс в том, то что заводы не могут, когда это необходимо, осенью и весной производить больше дизтоплива, а летом – бензина. В течение года выработка ГСМ одинаковая. При этом хранить топливо негде, поэтому придержать солярку, для того чтобы избежать сезонного дефицита, невозможно. В итоге возникает большой дефицит, и ДТ везут из России, где оно там стоит на уровне 92-го бензина", – прокомментировал генеральный директор консалтинговой компании BRB Invest Галим Хусаинов.

Избежать сезонного дефицита солярки, по данным Министерства энергетики, осенью 2016 года пока удаётся. Для проведения уборочных работ выделено 391 600 тонн по цене 79 тенге за литр с завода. Отгрузка ведётся своевременно, в соответствии с произведённой оплатой за выделенные объёмы. Кроме того, в профильном ведомстве отмечают, что поскольку в осенне-зимний период спрос и потребление ДТ снижается, то и цена на него может упасть.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров