Прямой эфир Новости спорта

В Казахстане сменился министр образования. Почему назначили Куляш Шамшидинову?

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Сферу образования позиционируют как инновационную, но решать фундаментальные задачи в этой области не доверили молодым специалистам. Ставку сделали на опыт.

Новым министром образования и науки Казахстана назначена Куляш Шамшидинова. Что о ней известно?

Она стояла у истоков обновлённого содержания образования в НИШ и теперь должна завершить переход всех школ страны на новую программу. Вспоминаем скандалы с ЕНТ-2008, тесты на наркотики в вузах и 10-летнее курирование всех НИШ страны.

Путь от учителя химии до сотрудника Правительства

Куляш Ногатаевна родилась в 1958 году в Талды-Курганской области, она старше своего предшественника Ерлана Сагадиева на 8 лет. Карьеру, в отличие от многих остальных министров образования, начала школьным учителем – преподавала химию в 1979-1981 годах. Затем в течение 10 лет, вплоть до 1991 года, работала в райкоме и обкоме партии.

Когда Советский Союз распался, Куляш Шамшидинова в течение ещё 10 лет налаживала карьерный путь по двум направлениям: образование и собственно управление – она несколько лет проработала директором школы в Талдыкоргане, после чего перешла в акимат заместителем градоначальника, где проработала до 2002 года – когда её в первый раз назначили вице-министром образования.

Попытка ввести тесты на наркотики в вузах

В 2004 году Министерство образования намеревалось ежегодно обследовать студентов вузов – в обязательном порядке. Куляш Шамшидинова объясняла это тем, что наркотестирование определит группы риска, а это поможет бороться с распространением зависимости. Однако такой ответ не устроил ни студентов, ни их родителей, ни юристов.

Идея ввести обязательное тестирование школьников и студентов Казахстана на наркотики попадала в информационное пространство неоднократно, её подавали и сотрудники сферы образования, и здравоохранения, и полиции, и депутаты, пока в 2017 году МВД решительно не отказалось от неё, объяснив это необходимостью соблюдать права человека.

Стратегия развития образования и науки

Начало 2000-х было основополагающим временем для нынешних реформ: в 2004 году в Казахстане была принята Госпрограмма развития образования в РК на 2005-2010 годы. В задачи этой программы входили те изменения, которые и сейчас проводит МОН РК:

  • обеспечение доступности качественного образования для всех слоёв населения;
  • приоритетное развитие государственного языка;
  • обновление содержания и структуры образования;
  • переход на 12-летнее среднее общее образование;
  • реструктуризация системы профессионального образования и подготовки кадров в соответствии с рекомендациями Международной стандартной классификации образования (МСКО);
  • интеграция с мировым образовательным пространством;
  • создание национальной системы оценки качества образования;
  • формирование единой образовательной информационной среды;
  • повышение социального статуса педагогических работников;
  • подготовка менеджеров образования и многое другое.

Таким образом, Куляш Шамшидинова 15 лет назад сама участвовала в разработке того плана реформ, которые теперь продолжит воплощать.

В 2005 году она перешла из МОН РК в национальный научно-практический образовательно-оздоровительный центр "Бобек", однако через два года вернулась в министерство – снова в должности вице-министра и параллельно в качестве председателя совета директоров АО "Центр международных программ", то есть курировала программу "Болашак".

Скандал с ЕНТ-2008

Во второй свой приход в МОН она курировала проведение ЕНТ и в 2008 году получила выговор от премьер-министра Карима Масимова за сбой в программе подсчёта баллов, когда многие абитуриенты провалили тестирование.

Скандал разгорелся в Алматы: в одном из вузов города из 900 абитуриентов 825 не набрали даже пороговые баллы. Это вышло из-за путаницы с вариантами ответов на тесты. Возмущённые родители намеревались взять штурмом университет, где их дети сдавали тестирование, и на входе пришлось поставить бойцов ОМОН.

"Более 4000 апелляционных заявлений – столько жалоб повлекла за собой ошибка сотрудников Национального центра тестирования. Хвалёная система дала осечку в первый же день в 22 пунктах проведения ЕНТ. В двух вариантах тестов были перепутаны коды ответов. Ошибки были исправлены в тот же день, однако скандал докатился до премьер-министра Карима Масимова, который поручил провести служебное расследование, – цитирует газету "Мегаполис" сайт 24.kg. – По мнению вице-министра МОН Куляш Шамшидиновой, большое количество апелляционных заявлений связано с тем, что повысилась ответственность у выпускников.

После этой истории министр образования Жансеит Туймебаев заявил, что со следующего 2009 года казахстанские школьники, возможно, не будут сдавать ЕНТ – это решение будет вынесено на обсуждение Правительства. Куляш Шамшидинова на следующий день опровергла заявление своего шефа, пояснив, что было предложено разделить ЕНТ на выпускной экзамен в школах и вступительный в вузах, но никак не отменить тестирование.

По итогам служебного расследования премьер-министр объявил выговор Куляш Шамшидиновой, курирующей ЕНТ. Она заверила, что все апелляционные заявления будут тщательно рассмотрены.

В декабре того же 2008 года её наградили орденом "Курмет".

Школа нового поколения

В октябре 2009 года Куляш Шамшидинова была назначена председателем правления АО "Оркен" (с июля 2010 года – АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы"). Она руководила сетью НИШ в течение 10 лет – с самого создания интеллектуальных школ и до того момента, как её назначили министром образования и науки.

В 2015 году она дала интервью блогеру Самату Искакову, где она опровергла мнение, что НИШ – это элитарная школа, куда не попасть обычным жителям Казахстана.

Однако какой должна быть школа нового поколения, в интервью телеканалу "Хабар 24" в октябре 2018 года чётко сформулировать не смогла, несмотря на десятилетнее курирование этого направления.

"Школа нового поколения – сегодня сказать, какой она будет, трудно. Мы понимаем одно: школа – это огромная сила, которая выполняет очень большую работу в становлении личности", – высказалась Куляш Шамшидинова очень общими фразами.



"Школа нового поколения, какой бы она ни была, какими бы новыми технологиями ни была оснащена, её основой должны оставаться ценности народа, страны, наше историческое прошлое, которое должно идти вперёд. С этой позиции, как бы мы ни смотрели, сегодня перед школой стоит большая задача не столько давать знания на пятёрки, сколько чтобы они (дети. – Авт.) были нравственно устойчивыми. Самое главное – чтобы человек мог в будущем создавать благополучие и для себя, и для окружающих людей", – сказала в интервью Куляш Шамшидинова.

Президент страны высказывался по этой теме более ярко:

"Эти школы должны стать примером для всех, мы будем учитывать их опыт при открытии новых школ. С 2008 года интеллектуальные школы окончили 5660 человек, все они свободно владеют тремя языками. Мы показали всему обществу, что учиться в Казахстане на трёх языках является вполне осуществимым делом", – сказал Нурсултан Назарбаев на встрече с Куляш Шамшидиновой в Акорде в феврале 2018 года.

Какие задачи стоят перед новым министром

Помимо тех, что значатся в стратегии развития образования от 2004 года и не решены полностью и поныне, это переход на латиницу, введение подушевого финансирования в школах и формирование национальных научных советов, которые распределяют миллиарды тенге на науку.

В свой первый рабочий день новый министр образования отказалась отвечать на вопросы и прояснять, со скольки лет дети должны идти в первый класс осенью 2019 года. Она сообщила, что ей сначала потребуется время, чтобы вникнуть в проблемы министерства.

"Будем работать в современном темпе. Давайте начнём работать, и я буду готова ответить на все ваши вопросы", – пообещала Куляш Шамшидинова.

Учителя считают, что первым делом министр всё-таки возьмётся за обновлённое содержание образования и внедрение опыта Назарбаев интеллектуальных школ в остальные школы страны.

Поделиться:

Новости партнеров