В Узбекистане многие дома известных писателей также являются памятниками традиционной узбекской интерьерной архитектуры.
Становление узбекской культуры происходило на Шёлковом пути, в таких легендарных городах, как Бухара и Самарканд. Это одна из причин, почему архитектура интерьера всегда играла важную роль в повседневной жизни узбекского народа, ставшего оседлым гораздо раньше соседних народов – киргизов и казахов, которые вплоть до начала XX века оставались преимущественно кочевыми.
Один из лучших способов познакомиться с наследием замысловатых интерьеров конца XIX – начала XX века – посетить дома известных писателей и художников. В Советском Союзе сложилась традиция открывать дома-музеи или музеи-квартиры писателей, симпатизировавших социалистическим идеям или поддерживавших их до и во время коммунистического периода (1917–1991 гг.). Как правило, в таком музее, где жил творец, представлены предметы быта, книги и переводы произведений писателя, фотографии и личные вещи – одежда, очки, ручки. К примеру, как в видео о доме русского и советского писателя Константина Паустовского.
После распада Советского Союза эту традицию продолжили, а в 15 постсоветских государствах стали признавать "антисоциалистических" авторов, которых ранее вычищала цензура.
В Узбекистане, где в 1930-е годы прославляли одних общественных деятелей, а других сажали в тюрьмы, депортировали и убивали за предполагаемую антикоммунистическую деятельность, также были популярны дома-музеи, часто с ухоженной садовой территорией. Узбекские семьи, как правило, большие, состоящие из нескольких поколений, обычно возделывают сады, чтобы выращивать фрукты и овощи, а также создавать зелёное прохладное пространство во время долгого жаркого иссушающего летнего сезона.
Одним из таких музеев в городе Коканде в Ферганской области на юго-востоке Узбекистана является дом Хамзы Хакимзаде Ниязи, известного в народе как Хамза. Его можно назвать "красным мучеником" в политическом смысле: писатель искренне поддерживал коммунистическую власть в советском Узбекистане и в результате был забит камнями до смерти консервативными мусульманами. Он считается главным драматургом узбекской литературы и одним из ключевых реформаторов узбекского языка.
Дом-музей небольшой, но в нём представлены все типичные интерьеры конца XIX – начала XX века, которые и по сей день в Узбекистане многими считаются образцом для подражания. Действительно, в советский период, с 1920-х до начала 1990-х годов, социалистическая архитектура и дизайн городов считались эталоном, и многие в то время отказывались от традиционного оформления, по крайней мере, жилых помещений. Сегодня же происходит возрождение узбекской культурной самобытности, и всё больше людей, в том числе и в городах, стараются подражать традиционному дизайну интерьера.
Приведённые ниже фотографии иллюстрируют некоторые ключевые элементы традиционной узбекской архитектуры, представленные в литературном Доме-музее Хамзы в Коканде.
Так выглядит вход в дом-музей – с замысловатой резьбой по дереву на двери.
Это главная комната, служившая для приёма гостей в культуре, очень трепетно относящейся к правилам гостеприимства. Характерная особенность традиционной архитектуры интерьера: замысловатые встроенные полки, окружённые рамой, часто используемые для демонстрации более изысканных предметов посуды и чайной утвари, книг и мелких предметов. Внешняя рама по традиции изготавливается из дерева, которое впоследствии окрашивается в тот же цвет, что и стены. В узбекском языке такие полки называются "мехроб", по аналогии с михрабом – нишей в мечети, указывающей направление на Каабу для совершения молитвы.
Вот ещё один пример такого же традиционного стиля встроенных полок в другой комнате музея:
Другой важнейшей составляющей дизайна интерьера является расписной деревянный потолок, сочетающий резьбу по дереву и яркие цвета. Это также распространено и в Таджикистане.
Здесь можно видеть, как используется мебель в традиционном дизайне: толстые ковры укрывают пол. На них садятся люди, скрестив ноги. Поверх ковров для удобства кладут тонкие матрасы, набитые ватой. По-узбекски они называются "тошак", их можно увидеть сложенными в одной из задних ниш. Небольшой столик используется в основном для еды и чаепития. В больших деревянных сундуках хранится одежда или ценные вещи. В среднем алькове – традиционные струнные инструменты, которые также являются частью домашнего убранства.
Вот ещё один пример комбинации ковра, тошака и небольшого столика, покрытого скатертью, украшенной традиционной вышивкой сюзане, характерной для многих культур Центральной Азии:
Пример искусной тонкой резьбы по дереву на дверях:
И ещё один пример резьбы по дереву на сундуках, называемых по-узбекски "джавон".
Сохраняя традиции домов-музеев и открывая новые, жители Узбекистана и гости страны получают уникальную возможность прикоснуться к ценной части культурной истории.
Источник: Globalvoices.org
-
1По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2897
-
1
-
170
-
-
2❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2959
-
10
-
174
-
-
3❌ Главный въезд в аэропорт Алматы закрыли на неделю
-
3024
-
0
-
5
-
-
4🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2948
-
1
-
7
-
-
5🍽 Тараканы в школьной столовой: в Петропавловске расторгли договор с подрядчиком
-
2489
-
9
-
19
-
-
6🚓Жестокое убийство в Шымкенте: подростку дали 7,5 лет тюрьмы
-
2337
-
6
-
64
-
-
7💵 Доллар – 500: в Нацбанке считают укрепление тенге своей заслугой
-
2364
-
6
-
41
-
-
8📞 Открыта "горячая линия" для алматинцев
-
2564
-
1
-
5
-
-
9🔖 Минэнерго пока не сообщает объёмы ущерба после атаки на КТК
-
2420
-
5
-
9
-
-
10📹 Видео очевидцев, а также эвакуация жителей, школьников.
-
2395
-
2
-
11
-
USD:
507.9 / 511.3
EUR:
590.5 / 595.5
RUB:
6.49 / 6.61