Отечественный автопром не один год находится под мощным огнём критики. Его нередко называют "чёрной дырой", убыточной и бесперспективной отраслью. Главный аргумент критикующих: казахстанский автопром – это сборка машин из уже готовых и привезённых комплектующих, доля местного содержания минимальна.
Не верящие в будущее местного машиностроения казахстанцы считают, что нужно перестать поддерживать казахстанское автопроизводство и убрать все барьеры для импорта иностранной техники, в том числе утилизационный сбор. Пусть люди за свои деньги покупают то, что сами пожелают, а не то, что им навязывает государство.
Автопроизводители не согласны. По их словам, свой автопром стране нужен, а утилизационный платёж – не столько финансовая поддержка местных производителей, сколько барьер для чужого автохлама.
"Автопром – это область высоких переделов. Она создаёт очень много рабочих мест. Причём не только на самом производстве, но и в сопутствующих отраслях – это доставка, создание окружающей инфраструктуры, её обслуживание, подготовка профильных специалистов", – подчеркнула вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашева.
Наряду с крупноузловой запускается мелкоузловая сборка, строятся новые заводы, расширяется ассортимент, увеличивается экспорт, заверяют производители.
По словам генерального директора компании "Астана Моторс" Бекнура Несипбаева, завод Hyundai Trans Kazakhstan был запущен в Казахстане октябре 2020 года и выпускает семь моделей Hyundai: Accent, Elantra, Sonata, Creta, Tucson, Santa Fe, Palisade. Из них две модели – Accent и Tucson – изготавливаются методом мелкоузловой сборки, которая создаёт больше возможностей для постепенной локализации.
"В 2021 году было произведено 26 тысяч автомобилей, в том числе 4,5 тысячи на экспорт в Республику Узбекистан и Республику Беларусь, – сообщил он. – При этом налоговые отчисления в бюджет страны составили 9,4 млрд тенге. Сегодня на заводе работает 700 человек, большинство из которых высококвалифицированные специалисты.
В 2022 году предприятие выйдет на полную производственную мощность – 45 тысяч автомобилей в год. 70% от общего числа произведённых единиц техники "Астана Моторс" планирует реализовывать на рынке Казахстана и 30% – поставлять в страны СНГ".
У некоторых граждан могут возникнуть вопросы, какой смысл экспортировать авто, если в самом Казахстане наблюдается дефицит на рынке. Но представители автобизнеса отвечают, что чем больше объём производства, тем ниже стоимость единицы произведённой продукции.
Это же относится к производству не только легковых машин, но и других видов транспорта.
"Наша компания занимается производством коммерческого транспорта, в том числе сельхозтехники, – рассказал директор компании "Вираж" Ермек Ескергенов. – В 2007 году мы открыли первый завод по выпуску автобусов в Семее. После введения утильсбора в 2016 году наша группа пересмотрела свою стратегию и решила вкладывать в автопром. В 2019 году было принято решение о производстве автомашин группы ГАЗ на территории РК.
На сегодня мы занимаем около 70% рынка коммерческого транспорта. Это транспорт для бизнеса".
По его словам, компания продолжает работать над усилением локализации. Теперь "Вираж" не завозит извне кузова, рефрежераторы, палатки, а заказывает у местных производителей.
Если говорить о сельхозтехнике, то сегодня в Казахстане функционирует три конкурирующих между собой завода, запущенных при помощи белорусских партнёров. За прошлый год они продали четыре тысячи тракторов местной сборки.
"Сельхозтематику мы начинали с простого – выпускали плуги, сенокосилки. Но в 2019 году мы увеличили производство сельхозтехники и теперь 70% навесного оборудования выпускаем у себя – от плугов до прицепов", – сообщил Ермек Ескергенов.
Сейчас его компания работает над программой лизинга для фермеров.
Директор по государственному регулированию Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ) Кайрат Еламанов подчеркнул, что утильсбор позволяет не превратить страну в свалку старых машин, эксплуатация которых наносит серьёзный урон окружающей среде.
"Цены на импортные автомобили сопоставимы со стоимостью отечественных. Например, из России перестали завозить новые авто, потому что это невыгодно – в Казахстане эти же марки можно купить по такой же цене. Завозят только подержанные, и именно утильсбор сдерживает наплыв старья", – отметил он.
По словам Анар Макашевой, казахстанские автозаводы – это в основном непубличные организации.
"Много негатива в соцсетях в их адрес, потому что люди не знают, что наши производители делают и как они это делают. Поэтому наши производители недавно объявили, что будут проводить дни открытых дверей и экскурсии, чтобы граждане могли увидеть, что такое местный автопром", – заключила Анар Макашева.
Читайте также:
- Про утильсбор и не только. Пять ответов Нурлана Смагулова Раимбеку Баталову
- Как изменятся цены на новые автомобили в Казахстане
- Ставки по утильсбору снижены в два раза. Как отреагировали автомобилисты
-
1✈️ Токаев поручил увеличить производство авиатоплива в Казахстане
-
3024
-
0
-
125
-
-
2💬 Аким Улытауской области назвал плюс скандального ляпа в журнале Scat
-
3175
-
4
-
37
-
-
3❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2700
-
10
-
173
-
-
4⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2763
-
27
-
106
-
-
5❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2755
-
3
-
28
-
-
6🚫 Roblox заблокировали в России: регулятор заявил об угрозах для детей
-
2678
-
9
-
65
-
-
7🔖 Токаев поручил пересмотреть тарифную политику аэропортовых услуг
-
2930
-
0
-
107
-
-
8По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2542
-
1
-
170
-
-
9🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2351
-
5
-
148
-
-
10🌡Прогноз погоды на 4 декабря: в Астане и 14 областях страны объявили штормовое предупреждение
-
2452
-
0
-
6
-
USD:
505.5 / 508.5
EUR:
587.5 / 592.5
RUB:
6.47 / 6.59
"Автопром – это область высоких переделов. Она создаёт очень много рабочих мест. Причём не только на самом производстве, но и в сопутствующих отраслях – это доставка, создание окружающей инфраструктуры, её обслуживание, подготовка профильных специалистов", – подчеркнула вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашева.
"В 2021 году было произведено 26 тысяч автомобилей, в том числе 4,5 тысячи на экспорт в Республику Узбекистан и Республику Беларусь, – сообщил он. – При этом налоговые отчисления в бюджет страны составили 9,4 млрд тенге. Сегодня на заводе работает 700 человек, большинство из которых высококвалифицированные специалисты.
"Наша компания занимается производством коммерческого транспорта, в том числе сельхозтехники, – рассказал директор компании "Вираж" Ермек Ескергенов. – В 2007 году мы открыли первый завод по выпуску автобусов в Семее. После введения утильсбора в 2016 году наша группа пересмотрела свою стратегию и решила вкладывать в автопром. В 2019 году было принято решение о производстве автомашин группы ГАЗ на территории РК.