Отечественный автопром не один год находится под мощным огнём критики. Его нередко называют "чёрной дырой", убыточной и бесперспективной отраслью. Главный аргумент критикующих: казахстанский автопром – это сборка машин из уже готовых и привезённых комплектующих, доля местного содержания минимальна.
Не верящие в будущее местного машиностроения казахстанцы считают, что нужно перестать поддерживать казахстанское автопроизводство и убрать все барьеры для импорта иностранной техники, в том числе утилизационный сбор. Пусть люди за свои деньги покупают то, что сами пожелают, а не то, что им навязывает государство.
Автопроизводители не согласны. По их словам, свой автопром стране нужен, а утилизационный платёж – не столько финансовая поддержка местных производителей, сколько барьер для чужого автохлама.
"Автопром – это область высоких переделов. Она создаёт очень много рабочих мест. Причём не только на самом производстве, но и в сопутствующих отраслях – это доставка, создание окружающей инфраструктуры, её обслуживание, подготовка профильных специалистов", – подчеркнула вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Анар Макашева.
Наряду с крупноузловой запускается мелкоузловая сборка, строятся новые заводы, расширяется ассортимент, увеличивается экспорт, заверяют производители.
По словам генерального директора компании "Астана Моторс" Бекнура Несипбаева, завод Hyundai Trans Kazakhstan был запущен в Казахстане октябре 2020 года и выпускает семь моделей Hyundai: Accent, Elantra, Sonata, Creta, Tucson, Santa Fe, Palisade. Из них две модели – Accent и Tucson – изготавливаются методом мелкоузловой сборки, которая создаёт больше возможностей для постепенной локализации.
"В 2021 году было произведено 26 тысяч автомобилей, в том числе 4,5 тысячи на экспорт в Республику Узбекистан и Республику Беларусь, – сообщил он. – При этом налоговые отчисления в бюджет страны составили 9,4 млрд тенге. Сегодня на заводе работает 700 человек, большинство из которых высококвалифицированные специалисты.
В 2022 году предприятие выйдет на полную производственную мощность – 45 тысяч автомобилей в год. 70% от общего числа произведённых единиц техники "Астана Моторс" планирует реализовывать на рынке Казахстана и 30% – поставлять в страны СНГ".
У некоторых граждан могут возникнуть вопросы, какой смысл экспортировать авто, если в самом Казахстане наблюдается дефицит на рынке. Но представители автобизнеса отвечают, что чем больше объём производства, тем ниже стоимость единицы произведённой продукции.
Это же относится к производству не только легковых машин, но и других видов транспорта.
"Наша компания занимается производством коммерческого транспорта, в том числе сельхозтехники, – рассказал директор компании "Вираж" Ермек Ескергенов. – В 2007 году мы открыли первый завод по выпуску автобусов в Семее. После введения утильсбора в 2016 году наша группа пересмотрела свою стратегию и решила вкладывать в автопром. В 2019 году было принято решение о производстве автомашин группы ГАЗ на территории РК.
На сегодня мы занимаем около 70% рынка коммерческого транспорта. Это транспорт для бизнеса".
По его словам, компания продолжает работать над усилением локализации. Теперь "Вираж" не завозит извне кузова, рефрежераторы, палатки, а заказывает у местных производителей.
Если говорить о сельхозтехнике, то сегодня в Казахстане функционирует три конкурирующих между собой завода, запущенных при помощи белорусских партнёров. За прошлый год они продали четыре тысячи тракторов местной сборки.
"Сельхозтематику мы начинали с простого – выпускали плуги, сенокосилки. Но в 2019 году мы увеличили производство сельхозтехники и теперь 70% навесного оборудования выпускаем у себя – от плугов до прицепов", – сообщил Ермек Ескергенов.
Сейчас его компания работает над программой лизинга для фермеров.
Директор по государственному регулированию Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ) Кайрат Еламанов подчеркнул, что утильсбор позволяет не превратить страну в свалку старых машин, эксплуатация которых наносит серьёзный урон окружающей среде.
"Цены на импортные автомобили сопоставимы со стоимостью отечественных. Например, из России перестали завозить новые авто, потому что это невыгодно – в Казахстане эти же марки можно купить по такой же цене. Завозят только подержанные, и именно утильсбор сдерживает наплыв старья", – отметил он.
По словам Анар Макашевой, казахстанские автозаводы – это в основном непубличные организации.
"Много негатива в соцсетях в их адрес, потому что люди не знают, что наши производители делают и как они это делают. Поэтому наши производители недавно объявили, что будут проводить дни открытых дверей и экскурсии, чтобы граждане могли увидеть, что такое местный автопром", – заключила Анар Макашева.
Читайте также:
- Про утильсбор и не только. Пять ответов Нурлана Смагулова Раимбеку Баталову
- Как изменятся цены на новые автомобили в Казахстане
- Ставки по утильсбору снижены в два раза. Как отреагировали автомобилисты
-
1⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 10 октября
- 3353
- 1
- 2
-
2🌧 Прогноз погоды на 11 октября: дождь и снег ожидаются на большей части Казахстана
- 2966
- 0
- 5
-
3💬💬 Токаев провёл переговоры с президентом Туркменистана в расширенном формате
- 2693
- 0
- 6
-
4🇰🇿🇹🇲 Какие документы подписали Казахстан и Туркменистан по итогам переговоров президентов
- 2924
- 1
- 10
-
5🏃♀️🚧 25 участков дорог перекроют в столице во время Astana City Marathon
- 2835
- 2
- 17
-
6‼️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️🅰️‼️ Преступный разгул в Талгаре: кто ответит за убийство 16-летнего Шерзата
- 2902
- 0
- 23
-
7🎾 Алматы готовится к турниру ATP 250 Almaty Open. Фоторепортаж
- 2435
- 0
- 7
-
8🌈 Мощная магнитная буря может вызвать полярное сияние: учёные полагают, что его увидят и в Алматы
- 2315
- 1
- 23
-
9👊 Юноша задержал напавшего на ломбард преступника в Шымкенте
- 2396
- 8
- 64
-
10🔖 Колебания валютного курса и налоги: что мешает Казахстану привлекать иностранных инвесторов
- 2397
- 1
- 5