Прямой эфир Новости спорта

Ставки по утильсбору снижены в два раза. Как отреагировали автомобилисты

Фото Informburo.kz
Фото Informburo.kz
Мнения участников рынка разделились.

23 февраля 2022 года первый заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр объявил новые размеры ставок утильсбора на авто и сельхозтехнику. Этой новости ждали сотни тысяч, если не миллионы граждан, после того как глава государства Касым-Жомарт Токаев заявил о необходимости пересмотра условий по утильсбору, выступая в парламенте 11 января. 

"Принято взвешенное решение снизить на 50% ставку на все виды автотранспорта и сельхозтехнику", – сообщил Роман Скляр.

Informburo.kz опросил экспертов, как они восприняли это решение и насколько, по их мнению, оно было действительно взвешенным.

Арсен Шакуов, президент Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога", считает, что снижение сбора в два раза – вполне разумное и реалистичное решение. Оно обрадовало многих граждан, а в числе недовольных оказались люди, которые живут одним днём, не думают о будущем, о технической и экологической безопасности и просто стараются сэкономить по максимуму. К числу сторонников полной отмены утильсбора, по его мнению, относится и группа лоббистов, связанных с импортёрами сельхозтехники. 

"Противники утильсбора кивают на зарубежные страны, где его размер существенно ниже. Однако они не проговаривают, что если в Германии, например, утильсбор составляет 100 евро, то содержание самого автомобиля обходится около пяти тысяч долларов в год. Там есть налог "на старость" – чем старее машина, тем выше на неё налог. А также оплата парковочного места", – сказал эксперт. 

По его мнению, у государства должен быть инструмент, чтобы защищать свою страну от потока старых, коптящих машин. И если совсем отменят утильсбор, то Казахстан превратится в помойку для автохлама. 

"Я считаю, что если смотреть в перспективе, утильсбор полезен для экономики страны, в частности для развития отечественного автопрома. Думаю, лет через пять в Казахстане уже будет своё производство качественных автомобилей. Как автолюбитель я сторонник приобретения новых авто, которые находятся на гарантии у местных компаний. И для улучшения качества воздуха, экологической обстановки гражданам стоит покупать новые машины. Поэтому льготное кредитование должно быть направлено именно на покупку нового транспорта", – подчеркнул Арсен Шакауов. 

Оптимальный вариант – создать новые качественные программы доступного автокредитования. Без первоначального взноса и бюрократической волокиты. Основная проблема – это не утилизационный сбор, а бедность граждан. Если бы в Казахстане были более высокие зарплаты, люди не стали бы гнаться за дешевизной.

Вице-президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Анар Макашева также поддерживает принятое властями решение.

"Граждане ждали, что ставки будут пересмотрены. И по моему мнению, 50% – это очень хорошо. Мы ожидали гораздо меньшего. Предполагали, что для легковушек утильсбор будет уменьшен на 5-10%. А тут целых 50! Но для Ассоциации Казахстанского автобизнеса было очень важно, чтобы существовал какой-то барьер, который бы защищал Казахстан от наплыва подержанных авто, не соответствующих техническому регламенту, экологическим требованиям, которые в других странах были уже направлены на утилизацию. И утильсбор является одной из защитных мер", – отметила Анар Макашева. 

По ее словам, для автолюбителей начинаются хорошие времена, ведь помимо уменьшения утильсбора в стране запускается программа льготного кредитования по ставке 4%. Это очень хорошо, так как в Казахстане ставка по большинству кредитов составляет примерно 17-25%. 

Председатель Независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков придерживается мнения, что у казахстанского автопрома нет шансов и поддерживать его бессмысленно.

"Снижение ставки утильсбора – это не то, чего все ожидали. 50% – это, конечно, гораздо лучше, чем 100%. Но всё равно это большая нагрузка на наши кошельки в пользу чёрной дыры в виде отечественного автопрома. Наш автопром никогда не сможет конкурировать с зарубежными гигантами, как бы его ни поддерживали. 15 лет власти пытаются создать отечественный автопром – и ничего не получается. 15 лет – это не полтора-два года. И никаких успехов. Наши автопроизводители – это на самом деле шиномонтажники, которые вставляют в корпус машины сиденья, стёкла, мотор, прикручивают колёса, заливают бензин и потом говорят – вот казахстанская техника", – акцентировал Эдуард Эдоков. 

При этом почти все составляющие этих авто – импортные, добавил он. Локализация, то есть доля местного содержания в продукте, составляет не более 7-8%. Причём туда ещё вплетают воду, отопление и прочие коммунальные.

По мнению Эдуарда Эдокова, эта ситуация выгодна только людям, которые получают и распределяют финансовые потоки для субсидирования нежизнеспособных отраслей. Потребителям же это совершенно невыгодно и не нужно. Им проще и дешевле покупать импортные машины. И это же относится к сельхозтехнике. Сельхозтехника местного производства всегда будет дороже импортной. А фермеры, приобретая её, будут потом закладывать эту цену в стоимость продаваемой продукции. Казахстан может очень хорошо зарабатывать на сельском хозяйстве, но не на производстве сельхозтехники, уверен Эдоков.

Что касается утилизации старых авто, то её можно отдать частным фирмам, полагает эксперт. Это давно уже практикуется в Европе. "Утилизация транспорта за границей – уже давно самоокупаемый бизнес, которые развивается без всяких субсидий, налогов, госпрограмм", – подчеркнул глава автомобильного союза 


Читайте также:


Новости партнеров