Скоро минует уже два месяца с того момента, как Правительство Казахстана окончательно одобрило правила реализации расширенных обязательств производителей и импортёров, названные для удобства восприятия населением "утилизационным сбором". Однако до сих пор у рядовых граждан страны по вопросу введения РОП возникает немало вопросов. Редакция informburo.kz решила разобраться во всех хитросплетениях этих "расширенных обязательств", обратившись за комментариями к руководству ТОО "Оператор РОП", которое, кстати, получило от Правительства страны монопольное право на аккумулирование средств от "утилизационных сборов".

От антифриза до автомобилей

Для начала – немного информации для размышления. В соответствии с утверждёнными Правительством РК правилами от 27 января 2015 года, на первом этапе "расширенных обязательств" утилизационный сбор будет взиматься со всех видов продукции автомобильной промышленности. Причём как той, что производится внутри страны, так и той, что ввозится из-за рубежа всевозможными дистрибьюторами и дилерами, а также частными предпринимателями и рядовыми гражданами.

Речь идёт не только об автомобилях, но и об аккумуляторах, шинах, покрышках, моторных маслах, тормозных жидкостях, антифризах и так далее. При этом, судя по информации официального сайта ТОО "Оператор РОП", сумма утилизационного сбора, например за колёсные диски или шины, пока ещё не определена. Чего не скажешь о непосредственно автомобилях.

Базовая ставка и коэффициенты утилизационного сбора в Казахстане


Виды и категории ТС


Базовая ставка РОП


Коэффициент к базовой ставке


Легковые автомобили и внедорожники


Электромобили


50 МРП (106 050 тенге)


3


Автомобили с объёмом двигателя до 1000 см³


50 МРП (106 050 тенге)


3


Автомобили с объёмом двигателя до 2000 см³


50 МРП (106 050 тенге)


7


Автомобили с объёмом двигателя до 3000 см³


50 МРП (106 050 тенге)


10


Автомобили с объёмом двигателя свыше 3001 см³


50 МРП (106 050 тенге)


23

 


Виды и категории ТС


Базовая ставка РОП


Коэффициент к базовой ставке


Грузовые автомобили


Автомобили с полной массой до 2,5 т


50 МРП (106 050 тенге)


3


Автомобили с полной массой до 3,5 т


50 МРП (106 050 тенге)


4


Автомобили с полной массой до 5 т


50 МРП (106 050 тенге)


5


Автомобили с полной массой до 8 т


50 МРП (106 050 тенге)


5


Автомобили с полной массой до 12 т


50 МРП (106 050 тенге)


6


Автомобили с полной массой до 20 т


50 МРП (106 050 тенге)


11


Автомобили с полной массой до 50 т


50 МРП (106 050 тенге)


17

 


Виды и категории ТС


Базовая ставка РОП


Коэффициент к базовой ставке


Микроавтобусы и автобусы


С объёмом двигателя до 2500 см³


50 МРП (106 050 тенге)


6


С объёмом двигателя до 5000 см³


50 МРП (106 050 тенге)


10


С объёмом двигателя до 10000 см³


50 МРП (106 050 тенге)


19


С объёмом двигателя свыше 10001 см³


50 МРП (106 050 тенге)


20

Просто цифры

Вне всякого сомнения, посмотрев таблицу, многие читатели заметили, что разовый утилизационный сбор за легковой автомобиль с самым популярным объёмом двигателя до 2000 см³ составляет 742 тысячи 350 тенге (50 МРП умножаем на коэффициент 7). Это, кстати, существенно больше, чем в аналогичные платежи в России и Беларуси. В Российской Федерации с 1 января 2016 года утилизационный сбор на ввозимый, скажем из Германии, новый автомобиль с двигателем объёмом в 2000 см³ составляет 44 тысячи 200 рублей, на подержанный возрастом старше 3 лет – 165 тысяч 200 рублей. Если перевести это в тенге по текущему курсу Национального банка РК (1 рубль = 5,05 тенге), то получаем 223 тысячи 200 тенге и 834 тысячи 260 тенге, соответственно.

Для информации: базовая ставка утилизационного сбора в РФ – 20 тысяч рублей, коэффициент для нового автомобиля – 2,21, за машину старше 3 лет – 2,7.

С 4 февраля 2016 года новые тарифы на утилизационный сбор установлены и в Республике Беларусь. Согласно сообщениям белорусской прессы, они выросли в 1,65 раза для юридических и в 8,25 раза для физических лиц. Таким образом, рядовые граждане Беларуси при ввозе 2-литрового автомобиля из-за границы должны заплатить за новую машину 13 млн 266 тысяч, а подержанную возрастом более 3 лет – 81 млн 774 тысячи белорусских рублей. При пересчёте на валюту Казахстана (100 белорусских рублей – 1,71 тенге) эти суммы эквивалентны 226 тысячам 848 тенге и 1 млн 398 тысячам 335 тенге. Базовая ставка утилизационного сбора в Беларуси изначально полностью унифицирована с аналогичной российской ставкой. То есть 20 тысяч российских или 5 млн 840 тысяч 860 белорусских рублей.

Забудем о коэффициентах

В этой связи редакция informburo.kz задала руководству ТОО "Оператор РОП" вопрос о согласовании утилизационного сбора в Казахстане с аналогичными платежами в России и Беларуси, при этом обратив внимание, что за новый 2-литровый автомобиль там размер этого сбора ниже, чем у нас. Ответ пришёл следующий, цитируем дословно: "При разработке документа (по РОП. – Авт.) учитывался международный опыт. Методика расчёта в Казахстане, России, Беларуси – единая, разница лишь в размерах базовой ставки. С транспортных средств, подпадающих под действие принципа РОП, выплачивается утилизационный сбор согласно утверждённой методике расчёта. Данная формула применима как для завезённых автомобилей из стран-партнёров Евразийского экономического союза, так и для ТС ввезённых на территорию Казахстана из государств не входящих в ЕАЭС. Условия одинаковы для всех".

Всё по плану

Надо заметить, что главной целью Правительства, принявшего решение о начале взимания утилизационного сбора, является не столько поддержка казахстанских автопроизводителей, сколько создание за счёт поступивших в ТОО "Оператор РОП" средств современных предприятий, способных утилизировать и автотранспортные средства, и твёрдые бытовые отходы. Предполагается, что такие перерабатывающие производства появятся уже в 2017 году. При этом в соответствии с намеченными планами они должны будут перерабатывать до 80% всех сданных в утиль автомобилей.

Естественно, что у редакции informburo.kz тут же возник вопрос: а есть ли что-либо похожее в Казахстане в настоящий момент? Оказалось, что таких предприятий в стране пока не наблюдается. "В настоящий момент в Казахстане отсутствует должная инфраструктура для утилизации автотранспортных средств. Нельзя, конечно сказать, что утилизацией транспортных средств никто не занимается, в нашей стране есть компании, которые осуществляют разбор и переработку отдельных частей автомобилей и моторных масел, но утилизации, соответствующей международным стандартам, нет", – пояснили в ТОО "Оператор РОП".

Идеальная схема

Кстати, есть у главной рециклинговой компании Казахстана и идеальная схема переработки автомобилей, которая, по убеждению её руководителей, заработает уже в ближайшее время. Выглядит она, отметили в ТОО "Оператор РОП", следующим образом: "Автомобиль поступает на утилизационный завод (своим ходом или привозится), проводится его взвешивание и проходит проверка радиационного фона при помощи специальных приборов. Затем происходит удаление опасных жидкостей, аккумуляторной батареи и автопокрышек, резиновых изделий (коврики), топливного бака. При помощи специальных насосов (или методом слива, кроме хладагентов в кондиционере) удаляют остатки топлива (бензин или дизельное топливо) моторное масло, масло из мостов, антифриз, антиобледенительную жидкость. Снимаются запасные части, пригодные для продажи, и пластиковые бамперы. В шредере происходит сепарация системой автоматической сортировки цветных металлов. После шредирования чёрный металл собирается и загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переплавку на сталелитейный завод. Остатки цветного металла, пластика, ткани, стекла поступают на линию автоматической сортировки. Отобранный цветной металл загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переработку. Завершающей стадией является "захоронение" деталей ТС, не подлежащих утилизации и переработке".

За деталями – к Лаврентьеву

Безусловно, всё это интересно и познавательно, но вот только ответа об истинных причинах введения в Казахстане "расширенных обязательств" от руководства ТОО "Оператор РОП" редакции informburo.kz получить так и не удалось. По этой причине и было решено уточнить детали появления в стране утилизационного сбора у одного из инициаторов создания РОП – председателя совета директоров АО "Группа компаний Allur" и по совместительству первого руководителя Казахстанской ассоциации автобизнеса (АКАБ) Андрея Лаврентьева. И надо заметить, в своём эксклюзивном интервью для informburo.kz, он был весьма откровенен.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter