Уроки нелюбви. Почему выпускникам детских домов так трудно создать семью

Фото с сайта Depositphotos
Фото с сайта Depositphotos

Люди, выросшие вне семьи, часто оказываются не способны взять на себя ответственность за своих детей.

Общественный деятель Акмарал Басирова подняла в соцсетях серьёзную проблему. Её знакомая, 32-летняя алматинка по имени Регина, бывшая воспитанница детской деревни SOS, живёт в антисанитарных условиях, устраивая в квартире, выделенной государством, пьяные вечеринки. Двоих детей органы опеки у неё уже забрали, один малыш умер от пневмонии, а сейчас женщина ждёт четвёртого ребёнка.

Начальник управления полиции Алатауского района Алматы Талгат Беркинбаев подтвердил, что двоих детей органы опеки забрали у женщины ещё в апреле 2021 года из-за антисанитарных условий, пьянства и отсутствия у их родителей постоянной работы. В мае 2021 года женщину и её сожителя лишили родительских прав. Также их оштрафовали за неисполнение обязанностей по воспитанию детей, в рамках статьи 127 КоАП РК – на 10 месячных расчётных показателей (29 170 тенге в 2021 году).

На этот раз, когда по поводу алматинки снова поступило обращение, участковые инспекторы ограничились профилактической беседой и обещали держать вопрос на контроле. Сама бывшая воспитанница детского дома проживает уже с другим мужчиной и находится на седьмом месяце беременности, что зафиксировано правоохранительными органами. Теперь общественники опасаются за судьбу будущего ребёнка.

В детских домах не воспитывают

По словам Басировой, такие ситуации нередки. "В прошлом году у такой же мамаши забрали четырёх детей, – рассказала активистка. – Самый младший умер, когда ему было несколько месяцев, от переохлаждения, и потом её видели снова беременную".

Акмарал Басирова – социальная предпринимательница, она руководит клининговой компанией, где работают многодетные мамы, а также центром поддержки многодетных матерей "Бакытты отбасы". То есть помощью оказавшимся в сложной ситуации семьям с детьми она занимается постоянно и очень часто наблюдает ситуации, когда с родительскими обязанностями не справляются люди, выросшие в государственных учреждениях. Есть, конечно, и положительные примеры, однако тот факт, что родительство даётся выпускникам детских домов непросто, игнорировать невозможно.

Эксперты, опрошенные Informburo.kz, основной проблемой называют саму систему воспитания в детских домах. В них детей не учат работать. Девочки и мальчики находятся полностью на государственном обеспечении.

"Бесплатно всё – и еда, и одежда. Затем им выдают квартиры, а кто-то в доме юношества живёт. Поэтому они не умеют ни зарабатывать, ни работать, даже в сфере услуг. Мы постоянно выявляем такие семьи, проводим беседы, пытаемся объяснить, что надо работать, содержать ребёнка. Мы даже бесплатно организуем для них курсы, чтобы они могли получить востребованную профессию, но многие из них не идут – не хотят", – поделилась своим видением ситуации Акмарал Басирова.

Как пояснил президент Ассоциации психологов Казахстана Владимир Стеблянко, в детском доме воспитательного процесса как такового нет, там детям предоставляют кров, питание, прививают простейшие навыки, но не воспитывают.

По словам психолога, когда ребёнок рождается, в нём изначально заложены все необходимые для жизни программы, в том числе и по рождению детей, по их воспитанию. Весь этот "софт", формирующий цельную поведенческую программу взаимодействия с обществом, находится в спящем режиме.

Именно за его запуск несут ответственность родители, подчеркнул Владимир Стеблянко. Происходит запуск не в институте и не в школе, а в семье. Плюс близкие люди дают ребёнку любовь, которая является необходимым условием для создания полноценной семьи.

Когда же ребёнок растёт в государственном учреждении, мамы с папой, благодаря которым чаще всего происходит воспитание, в этой системе нет. Понятно, что заменить родительскую любовь непросто, но модель семьи надо попытаться как-то воссоздать, убеждён психолог.

"Эту задачу очень сложно реализовать. Вполне возможно, что надо привлекать к воспитанию детей те семьи, которые не могут иметь их по медицинским показаниям, например. Ещё один более-менее нормальный выход – стимулировать брать детей в семью, чтобы ребёнок видел, как строятся отношения в семье", – предложил президент Ассоциации психологов Казахстана.

Нужны профессиональные семьи

Детский омбудсмен Аружан Саин также считает, что ребёнок не должен воспитываться в казённом учреждении, ему нужна индивидуальная забота и постоянные взрослые.

"А это только семья – мама, папа. И даже если нет отца, есть мама, бабушки, дедушки – тот круг взрослых, которые всегда рядом. В учреждении няни, воспитатели, работающие сутки через трое, меняются постоянно – увольняются, болеют и никогда не смогут заменить семью! Вне семьи, в детских домах дети не могут получить то, что важнее всего для их развития. Ребёнок страдает психологически необратимо, и чем дольше он находится в учреждении, тем глубже и негативнее последствия для его жизни", – отметила Аружан Саин в беседе с корреспондентом Informburo.kz.

Особенно это касается малышей в возрасте до пяти лет, которые ничего не могут сами, и отсутствие индивидуальной опеки катастрофически влияет на их развитие. По этой причине большинство стран идут по пути деинституциализации учреждений, создавая все возможности для семейного воспитания, подчеркнула уполномоченный по правам ребёнка. Это и работа на профилактику – помощь семье, чтобы биологические родители воспитывали детей, а если это невозможно, то приёмная семья – усыновление, опека, патронат, уточнила Аружан Саин. В любом случае только в семье ребёнок приобретает все необходимые навыки и опыт для взрослой жизни.

"Если у ребёнка этого всего [семьи] не было, то он не сможет организовать свою взрослую жизнь так, чтобы быть мамой или папой. Трудно винить таких девушек, как Регина, потому что государство и общество в целом должны были приложить все усилия, чтобы она выросла в семье, пусть приёмной, но где могла бы получить все навыки, в том числе и материнские. Невозможно требовать от человека делать то, чего он был лишён, и просто не знает самую важную ценность – ценность семьи", – подчеркнула эксперт.

Омбудсмен уточнила, что сейчас в учреждениях интернатного типа находится примерно 4500 детей, а граждан, желающих стать приёмными родителями – более 7000 человек. Так что Казахстан находится на этапе, когда внедрение института профессиональных семей и детских домов семейного типа на смену госучреждениям должно дать максимальный эффект.

"Казахстан должен разработать нормативные и институциональные основы для обеспечения права детей, в том числе детей с инвалидностью, расти в семейном окружении. Речь идёт об институте профессиональных семей, статус которых необходимо закрепить законодательно, чтобы избежать помещения детей даже на короткий период в любое интернатное учреждение", – подчеркнула Аружан Саин.

Где маме помогают не отказаться от ребёнка

Детский омбудсмен предложила женщинам, испытывающим трудности по уходу за ребёнком либо не имеющим понимания, как его воспитывать, обращаться в общественный фонд "Дом мамы" (Ана үйі).

Туда принимают женщин от 13 до 30 лет с детьми до полутора лет и женщин с беременностью от 28 недель. Матери могут находиться там до полутора лет, им помогают с трудоустройством, для них проводят мастер-классы и краткосрочные обучающие курсы.

Женщинам также помогут прикрепиться к поликлинике, где врачи проведут бесплатное обследование, поддержат матерей и детей лекарствами.


Читайте также:


Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров