Прямой эфир Новости спорта

Учёба за границей: казахстанцы рассказали, с какими трудностями им приходилось сталкиваться

Фото Depositphotos.com
Фото Depositphotos.com
Собеседники об атмосфере в зарубежных вузах и о сложностях адаптации.

После массовых беспорядков на межнациональной почве в Бишкеке, которые вспыхнули в результате драки с участием иностранцев, свыше 600 граждан Пакистана покинули Кыргызстан. Желание последовать их примеру изъявили также студенты из других стран. 

Редакция Informburo.kz обратилась к казахстанцам, обучавшимся в разные годы за границей. Участники международных программ, в том числе "Болашак" рассказали о том, с какими трудностями им пришлось столкнуться в других странах.

Культурный шок обеспечен

Журналист, кинорежиссёр и документалист Алия Ашим два года (с 2019-го по 2021-й) обучалась в Школе коммуникаций (курсы журналистики) Бостонского университета США. В общей сложности в Штатах она прожила около пяти лет.

"Для меня не было так сложно адаптироваться к образу жизни в Америке. Правда, в первое время я переживала из-за языкового барьера и некоторого культурного шока, пока не привыкла к новым реалиям, попав в иную среду", – вспоминает журналистка.

С проявлениями национализма, по её словам, она там не встречалась. Более того, в США не принято спрашивать у собеседника, какой он национальности, пола или религиозных взглядов. Подобные вопросы считаются неэтичными.  

"Помню случай, когда я работала над новостью для местной газеты. Один мигрант из Украины за рулём грузовика сбил насмерть группу людей. И то, что я указала в начале новости, что за рулём был мигрант из Украины, вызвало недовольство у нашего профессора. Он заявил, что это неэтично и неправильно. Мол, таким образом, я создаю предвзятое отношение к мигрантам. Другое дело, если бы я указала на страновую принадлежность героя сюжета где-нибудь в конце новости, не акцентируя на этом внимание", – рассказала Алия.

Конфликтов с другими студентами, в частности с местными, казахстанка не припомнит. Собеседница, напротив, считает, что в США очень уважительно относятся к представителям любых нацменьшинств.

"Единственное, во время пика Covid-19 некоторые косо посматривали в сторону всех азиатов, думая, что они китайцы. Да и то, недовольные взгляды мы замечали не среди студентов или преподавателей, скорее среди представителей так называемой неблагополучной части общества. Например, помню, как одна бездомная крикнула мне на автобусной остановке, чтобы я "убиралась в Китай". Но я не приняла это близко к сердцу, потому что она, кажется, была пьяна", – прокомментировала Алия Ашим.

Исполняющий обязанности директора департамента партнёрств и региональных проектов в казахстанском агентстве международного развития KazAID Алишер Базарбаев обучался в Лондоне (UCL) в 2021-2022 годах по специальности "планирование городского развития". Говорит, что, оказавшись в Лондоне, он тоже испытал культурный шок и ощутил различия в ритме жизни у себя на родине и в стране, куда приехал учиться.

"Перед поездкой туда я проконсультировался с соотечественниками, которые жили в Великобритании, где лучше арендовать жильё, где покупать продукты, порасспрашивал об особенностях жизни в Лондоне. То есть уже был достаточно информирован, куда и зачем отправляюсь", – рассказал участник международной программы.

Он сообщил, что, к примеру, в Лондоне продуктовые магазины делятся на три категории: премиум-класса, это магазины Waitrose, среднего класса – Tesco и бюджетные Lidl.

Большинство его однокурсников и одногруппников были из развивающихся стран, преимущественно из Южной Америки. Немало было студентов и из развитых стран – Италии, Испании, Португалии, США, Японии и Кореи.

"Я слышал, что там бывают проблемы с азиатами, особенно после Covid-19, когда китайцев обзывают узкоглазыми или ещё как-то. Но у меня таких проблем не было. Все студенты и преподаватели были очень дружелюбными и приветливыми, всегда готовыми помочь", – вспоминает Базарбаев.

По его словам, ни с какими предубеждениями со стороны городских служб он тоже не сталкивался. Например, однажды он оставил сумку в трамвае Манчестера и обратился в полицию, не особо надеясь, что её найдут. Но вечером с ним связались и сообщили, что пропажа нашлась.

Алишер говорит, что ему повезло и он никогда не встречался с проявлениями превосходства местных по отношению к приезжим.

Чувствовал снисходительное отношение

Диас Ахметбеков обучался в Москве в 2016-2018 годах, где получал магистерскую степень в Высшей школе экономики (ВШЭ), в настоящее время проходит обучение в США для получения докторской степени по политическим наукам в Нью-Йоркском университете (NYU). Говорит, что сдал тест и поступил самостоятельно без участия в каких-либо международных программах. По словам Ахметбекова, ему было несложно адаптироваться как в РФ, так и в США. И вот почему.

"Русский язык – мой родной язык, и в Москве мне было очень просто. Не было языкового барьера, акцента, и даже не было понятно, что я из Казахстана. Плюс, нужно отдать должное, ВШЭ сделала всё, чтобы мне было максимально комфортно учиться. То же самое в Нью-Йорке. У меня неплохой уровень английского, и NYU тоже создал для меня все необходимые условия для жизни и учёбы", – сообщил Диас Ахметбеков.

На вопрос, сталкивался ли он с национализмом во время учёбы и были ли у него конфликты с другими студентами на национальной почве, Ахметбеков ответил, что в России он не сталкивался с такими неприятными проявлениями.

"В США я наблюдал скорее проявления пассивного расизма. Американцам неважно, что я из Центральной Азии или из постсоветской страны, что я говорю по-русски. Они этого не понимают. Они считывают информацию по внешности, по лицу. Соответственно, для них я азиат, скорее всего, китаец. Поэтому долгое время многие так и полагали, что я китаец. У них, безусловно, появилось в голове какое-то предубеждение относительно китайцев, особенно в постпандемийное время", – отметил Диас Ахметбеков.

Негативное отношение к азиатам наблюдалось в это время, по его словам, к примеру, в Северной Италии, население которой больше всего пострадало от Covid-19, в самом Нью-Йорке и в других городах, где большинство населения поддерживает республиканцев.

"Я с этим не сталкивался, но, безусловно, чувствовал, скажем так, взгляды на себе. У них стереотипное мышление относительно азиатов и низкие, к примеру, ожидания от китайцев. Когда я начинал говорить по-английски, они удивлялись и говорили: "Вау, у тебя хороший английский". Будто бы плохо говорить по-английски – это норма для азиатов", – вспоминает Диас.

Ещё в США он видел студенческие протесты, связанные с войной в секторе Газа.

"К сожалению, я стал свидетелем как исламофобии, так и антисемитизма. Учитывая, что в Нью-Йорке очень высокая доля еврейского и арабского населения, ксенофобия проявлялась довольно ярко на улицах города", – прокомментировал Диас.

По его словам, в такой диверсифицированной среде, как Нью-Йорк, людям свойственно кучковаться, то есть белые будут дружить с белыми, цветные – с цветными, азиаты – с азиатами.

"И это чувствуется везде, особенно в сегрегационном проживании, когда в Чайна-тауне живут китайцы и азиаты, в Куинсе – бразильцы или пакистанцы, на Манхэттене – доминиканцы и так далее. Люди кучкуются, и там, конечно же, есть потенциал для проявлений расизма или национализма", – говорит Ахметбеков.

По его словам, особенно тяжело находить общий язык с белыми американцами – самой большой и привилегированной группой населения.

"Не могу сказать, что я сталкивался с активным, агрессивным национализмом и слэш-расизмом. Но я, безусловно, чувствовал некое снисходительное отношение к себе", – резюмировал Диас Ахметбеков.

Сложно учиться на неродном языке

Казахстанцы выбирают для учёбы и страны Азии, которые высоко котируются на международном рынке образовательных услуг. Ещё одна собеседница Informburo.kz в настоящее время учится на первом курсе магистратуры в Национальном университете Кёнбук (Южная Корея) по специальности "массмедиа и коммуникации".

"Я мечтала продолжить своё обучение в Южной Корее, и у меня получилось. Это очень хорошая страна, здесь дают отличное образование, сюда молодёжь тянется из разных стран. Потому что по окончании учебного заведения выпускникам предоставляют хорошие возможности для развития себя в разных сферах, построения карьеры", – рассказала Айзере Орымбай.

В государственном вузе Кёнбук она учится с 2022 года по программе, в рамках которой предоставляется грант на обучение.

Казахстанка объяснила, что знала корейский язык на хорошем уровне, поэтому в этом смысле адаптироваться ей было несложно. А вот друзьям Айзере Орымбай, которые не владели корейским на достаточном уровне, первое время было непросто.

Иностранные студенты появились в Южной Корее не так давно. По мнению Орымбай, одним из стимулов роста интереса к Корее оказалась популяризация в мире К-pор-культуры. В то же время корейцы до сих пор довольно закрыты для иностранцев. Подружиться с ними нелегко. С проявлениями национализма Айзере не сталкивалась, поскольку в основном её принимают в этой стране за свою.

Девушка вспомнила также, что были определённые сложности с адаптацией к национальной кухне, поскольку в Корее еда очень острая. Она призналась, что до сих пор полностью не привыкла к корейским блюдам. Ей приходится самой готовить дома, хотя далеко не все ингредиенты для любимых блюд доступны в местных магазинах. Блюд казахской кухни в этой стране нет, но иногда можно попасть в узбекские рестораны.

В остальном больших сложностей нет, заверила собеседница: "Здесь многое зависит от самого студента. Педагоги не заставляют учиться, всё зависит только от тебя самого. Нас, иностранных студентов, очень мало на курсе. И наши однокурсники понимают, как сложно нам учиться на неродном языке, поэтому стараются нам помогать. Но тем, кто носит хиджаб, здесь сложнее находиться, я так думаю".


Новости партнеров