Прямой эфир Новости спорта

Учёный за деньгами должен идти в бизнес, а не в МОН

Фото 365Info
Фото 365Info
Ерлан Сагадиев обещает давать учёным больше денег из бюджета. Но только тем, кто уже получил деньги от бизнеса.

Казахстанской науке 97 лет. Первая научная организация – краевая станция по охране растений – была открыта в 1924 году.

По мнению министра образования и науки Ерлана Сагадиева, за этот срок в Казахстане создали собственную крепкую систему науки. Развились и дали серьёзные результаты научные школы по разным направлениям, планомерно накапливался большой багаж знаний. Так ли это на самом деле, он рассказал в своём выступлении на Дне науки, который прошёл в Алматы в здании "Ғылым ордасы".

Министр образования и науки заявил, что научная мысль не имеет официальных границ, поэтому наша наука двигается по глобальным мировым трендам. Для примера он привёл несколько цифр.

"Спектр научных исследований в мире стремительно расширяется. И это не удивительно. Согласно многим исследованиям, в частности ГИК ВЭФ, в новой, современной мировой экономике более 70% конкурентоспособности страны приходится на человеческий капитал. Традиционные платформы экономической силы государства, такие как сырьевая база и развитая инфраструктура, даже индустрия, не основанная на человеческом капитале, сегодня сократились до 20-25%", – сказал министр образования и науки.

Как результат, в ведущих странах интересы науки связаны с очень широким спектром деятельности: возобновляемыми источниками энергии, нанотехнологиями, генной инженерией, био- и цифровыми технологиями, прогрессивными материалами, экологичными технологиями, развитием искусственного интеллекта, внедрением киберфизических систем в производство, "интернетом вещей" и нейротехнологиями.

Гуманитарные науки не отстают: страны заняты борьбой с антропогенными и социальными проблемами. Идет активный поиск как лекарств от старения на одном конце спектра, так и лекарств от последствий экономического, образовательного, ментального, идеологического и национального расслоения обществ на другом.

Министр Сагадиев считает, что перспективы можно найти в любом деле. Причём для того, чтобы достичь в чём-то успеха, не обязательно основываться на историческом опыте. К примеру, корейская медицина развилась до мирового уровня буквально за пару десятков лет, а сотовая индустрия Швеции завоевала рынок практически за считанные месяцы. Энтузиазм группы талантливых учёных с хорошим образованием определил будущее этих стран. То есть история науки вовсе не определяет будущие успехи.

Кроме того, современные тенденции в мире диктуют перенос успехов и, соответственно, внимания с НИИ на группы и отдельных ученных. Работа, открытия и школы вращаются и передвигаются вокруг отдельных светил науки и групп талантливых учёных. В современном мире личность или группа может создать целую отрасль.

По мнению Сагадиева, в Казахстане сильная научная база по горнорудной, нефтяной и химической отраслям. Казахстанские биотехнологии начинают конкурировать с лучшими научными продуктами. Очень сильны позиции Казахстана в теоретической физике, химии и математике. Есть ещё ряд направлений с хорошей школой, на мировом уровне. Но всё же, считает глава МОН, наше основное богатство – это человеческий капитал, личности, способные вывести отдельное направление на мировой уровень.

"Отвечая на вопрос "чем нужно заниматься", скажу: задача стоит, не отрицая и поддерживая наши научные школы, значительно диверсифицировать спектр научных исследований", – пояснил министр.

То есть необходимо расширить количество грантов по направлениям. На данный момент МОН уже определил приоритеты, но, по словам министра, они не носят обязательный ограничительный характер. Они достаточно широкие, чтобы любой хороший проект получил признание.

Один из главных вопросов, которым МОН занимается достаточно плотно, – научные кадры и их обучение. Глава МОН объяснил, почему становление современных научных работников начинается ещё в школе.

"По образованию, как вы знаете, внедряется обновлённое содержание, – сказал он. – Казалось бы, при чём здесь школа? Но считаю, что это очень важно: смысл обновлённого содержания в упоре на функциональную грамотность: не только знать, но и уметь! Уметь думать, уметь свои знания применять, уметь искать эти знания и уметь что-то делать. 35 стран ОЭСР уже 20-25 лет назад поняли, что это серьёзный задел для будущей науки. Молодёжь должна мыслить по-другому".

Кроме того, в 2017 году увеличивается количество грантов на научные исследования. Подготовка PhD увеличилась с 600 до 1000, введено платное обучение. Предусмотрена их подготовка в рамках гранта на исследования. В каждом гранте есть научный, академический и коммерческий результат. Академическим результатом теперь будет подготовка магистров и докторов PhD, поддержка вузовской науки.

Это важно для обеспечения связи вузов, НИИ и бизнеса. Полторы тысячи компаний надо связать с полутора тысячами коллективов и таким же количеством PhD.

"Кто будет заниматься наукой? Задача – поднять качество человеческого капитала и большее количество молодёжи направлять в вузы, далее в магистратуру, PhD и далее в науку, чтобы ускоренно увеличить приток талантливой молодёжи", – сказал Ерлан Сагадиев.

Но в то же время педагогическая наука в Казахстане стоит практически на последнем месте. В ближайшее время Министерство бросит все силы на то, чтобы поднять этот сектор науки и привлечь туда новые квалифицированные кадры.

Между наукой и отраслями должна быть связь, считает Ерлан Сагадиев. Закон о коммерциализации принят в Казахстане ещё в 2015 году, сейчас Министерство постепенно воплощает этот принцип в жизнь. Это не означает, что теоретические исследования не будут финансироваться. Но внедрение науки на предприятиях должно продолжаться усиленными темпами.

"Когда учёный, не гуманитарий, утром выходит из дома, у него есть две дороги: в МОН или на предприятие. Сегодня он идёт в МОН. Мы считаем, что учёный за деньгами должен идти в бизнес и доказывать, что он полезен. Причём бизнес должен проголосовать деньгами. Тогда на каждые 20 тенге, который дал ему бизнес, мы дадим больше", – сказал министр.

В 2016 году бизнес выделил один млрд тенге на софинансирование научных проектов. К 2018 году ожидается, что предприятия дополнительно выделят семь млрд тенге, а это около 30% от суммы грантов. МОН хочет, чтобы предприятия за внедрение изобретений проголосовали уже в начале финансирования, причём проголосовали деньгами.

Поделиться:

Новости партнеров