Прямой эфир Новости спорта

Требуются доноры!

Герард Ставрианиди
Герард Ставрианиди
Столичный центр крови за два года выплатил донорам около 3 миллионов тенге. Чтобы сократить эти расходы в будущем, Казахстану необходимо развивать традицию добровольного безвозмездного донорства.

Сейчас в базе регулярных доноров Астаны числится около 1000 человек, что не совсем много для столицы. При этом около 30% из них сдают кровь за определённую плату. Но есть регионы, где донорство на 100% безвозмездное. К примеру, в Западном Казахстане вообще нет платных донаций.

При этом, по мнению заместителя директора научно-производственного центра трансфузиологии Сании Абдрахмановой, нельзя умалять и значимость "оплачиваемых" доноров.

По данным центра трансфузиологии, стандартная доза плазмы в 600 миллилитров стоит 4 МРП. Это, примерно, 7 тыс. тенге.

"Мы их приглашаем и ночью, и в выходные, и в праздничные дни. Они всегда должны следить за своим здоровьем. Небольшая компенсация за проезд и ещё какие-то издержки ничего не стоят по сравнению с тем, что они делают для общества", - делится она с informburo.kz.


Сания Абдрахманова, заместитель директора научно-производственного центра трансфузиологии

Фото Герарда Ставрианиди
Сания Абдрахманова, заместитель директора научно-производственного центра трансфузиологии

Столичный центр трансфузиологии или, как его называют в народе, центр крови занимается заготовкой и переработкой донорской крови, которой затем обеспечивают 22 клиники Астаны. Среди них не только республиканские, но и больницы городского уровня.

В 2014 году, по данным центра, донорами Астаны было совершено 292 тыс. донаций, было получено почти 300 тыс. литров консервированной крови. В 2008, для сравнения - 260 тысяч. Получается, в среднем в год прибавляется по 500-1000 донаций.

Донорская активность населения, как оказалось, зависит от потребности региональных клиник.

"Если, допустим, в Южно-Казахстанской области на каждую тысячу населения приходится 9 донаций в год, то в Астане их 54. Высокое потребление донорской крови в столице связано  с большим количеством клиник, которые оказывают высокоспециализированную помощь - операции, трансплантации, лечение гематологических пациентов, помощь при родовых осложнениях", - объясняет Сания Абдрахманова.

Заместитель директора центра трансфузиологии уверяет: все заявки клиник, как плановые, так и экстренные, полностью удовлетворяются.

"Сколько больницам нужно крови, столько мы им выдаём. Если увеличивается потребность, то мы привлекаем новых доноров, вызываем старых, а также платных", - утверждает специалист.

Но если в центре крови справляются собственными силами, точнее с помощью донорской базы, тогда откуда берутся объявления о срочной необходимости сдачи крови для больных родственников? По мнению Сании Абрахмановой, такие сообщения несут двойной смысл и создают у людей неправильное представление о работе службы крови.

"Через наш центр в день проходит 200-220 потенциальных доноров, а бывает, что и все 240. Но насколько быстро формируются запасы крови, настолько же быстро мы её отдаём. И если просим родственников тех людей, которые попали на лечение, пригласить своих друзей или знакомых сдать кровь, это не означает, что она необходима именно их родственнику. Это делается для постоянного пополнения запасов. Пусть казахстанцы не волнуются и знают, что мы обеспечим необходимым количеством компонентов крови каждого", - утверждает она.

И вопрошает: интересно, а кто тогда сдавал бы кровь за иногородних пациентов?

"В гематологических отделениях лечится много пациентов не из Астаны, и они ежедневно получают трансфузии. Кто для них будет сдавать кровь? Не родственники, не знакомые им помогают, а чужие люди", - напоминает Сания Абдрахманова.

По её словам, в столичном центре крови имеется 100 морозильников. И все они заполнены.

"У нас имеются большие запасы плазмы, которая может храниться почти 3 года. После извлечения она должна лежать на карантине 4-6 месяцев. Мы можем использовать её только после того, как донор сдаст повторное обследование. Что же касается эритроцитов, которые хранятся максимум 42 дня, то и их запасы у нас тоже большие", - делится она.

И тут же отмечает: кровь и её компоненты, которые не были использованы в течение определённого срока, подлежат утилизации в специальных аппаратах.


В день через регистратуру центра крови проходит 220 человек

Фото Герарда Ставрианиди
В день через регистратуру центра крови проходит больше 200 человек

Также как и срок годности крови, у доноров существует определённый интервал между донациями.

"Человек может сдавать кровь, как и отдельные её компоненты, не чаще чем раз в два месяца. Плазму же можно сдавать каждые две недели, так как она восстанавливается очень быстро", - рассказывает Сания Абдрахманова.

"Путь" донора, который приходит в центр крови, начинается с заполнения анкеты в регистратуре.

"Мы каждого приходящего в центр проверяем по определённой базе данных. И отказываем, в случае, если видим, что человек переболел туберкулёзом, гепатитом, состоял на учёте в наркологическом диспансере", - сообщает представитель службы крови.

По данным центра, только в Астане база данных содержит информацию о 490 тысячах людей, которые в разное время обращались, лечились в больнице или становились на учёт по инфекционному заболеванию. Из них 370 тысяч это "отводы" - те люди, которым отказано в донорстве по различным показаниям.

На втором этапе потенциальный донор должен пройти осмотр у терапевта и ответить на вопросы: "Болели ли вы в последние три дня? Принимали ли аспирин? Была ли у вас температура? Находились ли вы на отдыхе в южных странах?" Это делается для того, чтобы выделить факторы, предрасполагающие к возможной инфекции. Если ответ на один из таких вопросов положительный, то терапевт выясняет подробности, и даже может отказать в донорстве. На отказ также влияет общее состояние здоровья человека, во внимание принимается усталость, повышенное давление, или если человек прямо с ночной смены пришёл на сдачу. Кроме этого учитывается уровень гемоглобина, который должен быть не меньше 120 грамм на литр. Результат анализа, который сдаётся в центре крови, готовится всего несколько минут.

Допущенного к донорству усаживают в кресло и начинается сам процесс. У донора забирают 3-4 пробирки на определение трансфузионных инфекций - это ПЦР, иммунологический анализ. Плюс к этому определяется группа крови. Человек, сдав кровь, уходит, а его пробирки двигаются в лабораторию, где начинается исследование на маркеры гепатитов В и С, ВИЧ, сифилис. Кроме этого, проверяется такой маркер, как аламинаминотрансфераза, который косвенно может свидетельствовать о возможном вирусном гепатите.


Третий этап - забор крови

Фото Герарда Ставрианиди
Третий этап - забор крови

При заборе крови, как оказалось, случается недобор, обморок, может порваться мешок. То есть порядка 6-7% уже заготовленной донорской крови уходит в брак.

"Среди наших доноров, которые приходят в центр, есть иностранные граждане, в частности это послы. В последнее время приходят депутаты, которые не хотят афишировать своих имён, и сдают кровь в обычном порядке", - делится Сания Абдрахманова.

Кроме традиционной сдачи крови в специализированном центре практикуется выезд мобильной бригады.

"Практически ежедневно мы договариваемся с какой-нибудь организацией, предприятием, и наша бригада выезжает туда с со своей мобильной лабораторией, креслами, мешками для сбора крови. В день на таком выезде 40-50 человек сдают кровь. Самые активные доноры - студенты ЕНУ, две воинские части, которые дислоцируются в городе, и городская больница №1", - отмечает представитель центра трансфузиологии.


Запасы крови должны постоянно пополняться

Фото Герарда Ставрианиди
Запасы крови должны постоянно пополняться

Сания Абдрахманова отмечает, что в последнее время наблюдается рост безвозмездного добровольного донорства. Хоть он и не такой высокий, но всё же это показатель, что мероприятия по пропаганде донорства и волонтёрские акции не проходят зря.

"Последние годы мы активизировались, и используем любую возможность, чтобы лишний раз показать населению, обществу, что есть такая служба крови, что сюда надо приходить. Ведь каждая капля крови - это чья-то надежда на жизнь".

Специальное интервью

Почётный донор СССР, казахской ССР, а теперь и Казахстана, отличник здравоохранения Казахстана, награждённый медалью "Шапагат", что значит "Милосердие", 69-летний Александр Скаковский 12 июня 2015 года установил рекорд, сдав кровь в 1000-й раз. В эксклюзивном интервью informburo.kz он рассказал, что для него значит этот статус и как он встал на этот путь.


Александр Скаковский, почётный донор Казахстана

Фото с сайта mk-kz.kz
Александр Скаковский, почётный донор Казахстана

- В жизни человека иногда случаются такие моменты, которые определяют всю его дальнейшую судьбу, становятся судьбоносными. Так случилось и со мной. В 1970 году я окончил историко-теоретический факультет Алматинской государственной консерватории имени Курмангазы по специальности "музыковедение" и по направлению был утверждён старшим преподавателем на кафедре теории музыки в Шымкенте. Проживал в студенческом общежитии.

По окончанию трудового года я уже сидел на чемоданах, предвкушая прелести первого отпуска, как в дверь моей комнаты постучали. Это был преподаватель с кафедры общественной дисциплины. Его жена находилась в тяжёлом положении и ей срочно требовалось переливание крови. Он попросил, чтобы мои студенты помогли ему, сдали кровь для его супруги. Я, конечно же, оббежал все этажи общежития, но не нашёл ни одного студента. Неудивительно, ведь был июль, все уехали на каникулы. Ничего не оставалось, как предложить неразъехавшимся ещё преподавателям пойти сдать кровь.

При осмотре всех, кроме меня, забраковали. Накануне все усиленно отмечали трудовой отпуск. А алкоголь и донорство - вещи несовместимые. Я же не пил, не курил, занимался спортом, вёл здоровый образ жизни. И моя кровь по всем параметрам подошла. Роженица с младенцем были спасены. С этого дня - с 12 июля 1971 года - я стал добровольным безвозмездным донором крови, а в дальнейшем плазмы и иммунной плазмы.

Вначале я сдавал кровь от случая к случаю. В наш институт часто приезжал передвижной институт по забору крови. Накануне развешивали плакаты с призывами стать добровольным донором. Но студенты побаивались, некоторые симулировали, другим, возможно, и правда здоровье не позволяло. А так как я был куратором одной из групп, я должен был стать для них примером. И они потихоньку тянулись за мной.

С 80-х годов я стал сдавать кровь регулярно, каждую неделю на плазму по поллитра, бывало даже и по литру. Всё зависело от потребностей больниц. Общий объём сданной мной крови на сегодняшний день составляет примерно 530 литров.

- Александр Николаевич, а вам известно, для кого именно вы сдавали кровь?

- Я не владею этой информацией. Однако могу сказать, что усилил свою донорскую деятельность во время чернобыльской катастрофы. Тогда вся страна, весь мир пришли на помощь пострадавшим. В фонд Чернобыля я сдавал кровь более 20 раз. Затем в 1988 году случилась новая беда - землетрясение в Армении, где погибло порядка 25 тысяч человек и были десятки тысяч искалеченных. Туда я сдавал кровь 50 раз и делал  бы это дальше, если бы не распался Союз, и транспортировка крови стала невозможной.

Самая большая беда - это последствия ядерных испытаний на семипалатинском полигоне. Я переключился на оказание донорской помощи им, и делаю это по сей день. Возможно, я буду неточен в подсчётах, но сюда я произвёл где-то около 500 донаций.

На земле постоянно происходят беды природного характера, и Казахстан, в частности республиканский центр крови, часто приходил на помощь пострадавшим странам. В основном это были последствия землетрясений в Турции, Армении, Иране, Афганистане, Индии. В каждую из этих стран я сдал кровь минимум по 10 раз.

Бывают случаи, когда экстренно сдаю кровь для пострадавших в Казахстане. К примеру, мне удалось узнать, что моя кровь была перелита одному мальчику при операции в Национальном научном центре хирургии имени Сызганова. Мне сказали, что мальчик выжил. Но мы, доноры, не знаем, кому идёт наша кровь.

- Наверняка, понимание того, что вы причастны к спасению чьей-то жизни, вам и даёт сил, чтобы идти на донорство вновь и вновь. Ведь быть донором - это тоже нелёгкий труд. Надо постоянно заботиться о своё здоровье. Вы не подумывали о том, чтобы остановиться на достигнутом рекорде?

- Было время, когда я за короткий промежуток времени сменил 10 больниц. Я сам видел, как требуется кровь для тяжелобольных людей, и как её катастрофически не хватает. Это сыграло свою роль и, наверное, стало дополнительным мотиватором для меня. После перенесённых операций, я снова встал в ряды доноров.

Хоть я и произвёл тысячную донацию, всё же не намерен останавливаться на этом. До тех пор пока мне будет позволять здоровье, пока у меня есть силы, я буду продолжать сдавать кровь.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров