Прямой эфир Новости спорта

Трансплантация костного мозга: как эта безопасная для донора процедура может спасти сотни пациентов с раком крови

Оранжевая петелька – символ борьбы с раком крови / Фото с сайта Depositphotos.com
Оранжевая петелька – символ борьбы с раком крови / Фото с сайта Depositphotos.com
В Национальном регистре насчитывается 10 800 потенциальных доноров костного мозга.

В Казахстане ежегодно около 300 человек с раком крови нуждаются в пересадке костного мозга.

Для доноров эта процедура выглядит как обычный забор крови. Она безопасна, безболезненна и может спасти чью-то жизнь.

При остром миелобластном лейкозе пятилетняя выживаемость пациентов без трансплантации костного мозга составляет меньше 5%, а если сделать трансплантацию – 46%.

Единственный шанс на спасение

Костный мозг – это ткань, которая отвечает за кроветворение – процесс создания новых клеток крови взамен отмирающих. Она находится в основном внутри тазовых костей, рёбер и грудины и никак не связана со спинным или головным мозгом.

Пересадка костного мозга активно применяется при лечении заболеваний крови, например, острого лейкоза, апластической анемии, множественной миеломы и лимфомы.

Как рассказала Мейрамгуль Юсупова, врач-гематолог Национального научного онкологического центра в Астане (ННОЦ), существует несколько видов пересадки костного мозга:

  1. Аутологичная – когда пациенту пересаживают его же собственный костный мозг. 
  2. Аллогенная – полностью совместимая пересадка костного мозга от родственного или неродственного донора. 
  3. Гаплоидентичная – частично совместимая родственная (братья, сёстры, родители до 55 лет и дети старше 18 лет) или неродственная пересадка костного мозга.

Пересадить костный мозг пациенту можно только тогда, когда он в ремиссии, то есть когда симптомы заболевания исчезают или ослабевают.

"Многие ошибочно считают, что пересадка костного мозга – это крайняя мера, к которой прибегают врачи. Но на деле это стандартная терапия. А в некоторых случаях – при острых лейкозах рефрактерного течения, когда пациент не может достичь ремиссии, и опухолевые клетки никак не реагируют на проводимое лечение, – это единственный способ спасти человека. Только сравните: при остром миелобластном лейкозе пятилетняя выживаемость пациентов после трансплантации – 46%, а без – меньше 5%", – заметила Мейрамгуль Юсупова. 

После трансплантации костного мозга есть большие шансы, что пациент пойдёт на поправку и рецидива – возвращения рака – не случится. 

"Мы наблюдаем пациентов после трансплантации в течение пяти лет: в раннем и позднем трансплантационном периоде сначала один раз в три месяца, затем раз в полгода, год. После пяти лет наблюдения при сохранении ремиссии мы его снимаем с онкологического учёта", – пояснила врач.

Не хватает доноров и койко-мест

В ННОЦ ежегодно проводят около 70 трансплантаций костного мозга. Это единственная больница в Казахстане, где проводят и аллогенную, и аутологическую пересадку костного мозга взрослым. Проблемы, с которыми сталкиваются онкологи сегодня, – это нехватка доноров и койко-мест в отделениях.

"В более половины случаев нам удаётся найти донора среди родственников с совместимостью хотя бы 50%. В остальных – приходиться искать доноров через совместный казахстанско-российский регистр доноров. Есть ещё отдельная категория граждан, которые едут на трансплантацию за рубеж – либо самостоятельно, либо через государственные программы", – рассказала Мейрамгуль Юсупова. 

По состоянию на 1 октября 2023 года, в Национальном регистре насчитывается около 10 800 потенциальных доноров костного мозга, а в казахстанско-российском – 140 тысяч доноров. Это совсем не много, ведь шанс найти совместимого неродственного донора, по статистике, – 1 на 10 000. 

"Чем больше в регистре будет насчитываться людей, тем выше вероятность найти подходящего донора для пациентов. С 2018 года при помощи 11 доноров из Национального регистра было проведено 11 неродственных трансплантаций для пациентов, три из которых были для российских клиник", – рассказала Сания Саусакова, заведующая Национальным регистром доноров костного мозга. 

Для онкобольных время – самый ценный ресурс, и если вовремя не найти совместимого донора и не провести трансплантацию в период ремиссии, высок риск рецидива – повторного появления симптомов рака, пояснила Мейрамгуль Юсупова.

"Проблема небольшого количества трансплантаций – это также нехватка койко-мест в отделении трансплантации костного мозга. Сейчас койко-мест всего семь, хотя в очереди сегодня ожидают около 50 человек, которые обследованы и готовы к пересадке. Как решение ведётся строительство нового столичного онкоцентра, в котором койко-мест будет в два раза больше", – сказала Мейрамгуль Юсупова. 

Детям трансплантации проводят в Центре материнства и детства в Астане и в Научном центре педиатрии и детской хирургии в Алматы (там также проводят аутологические трансплантации взрослым). 

"Дети – более "благодарные" пациенты. Они в большей степени выходят в долгую ремиссию и без трансплантации костного мозга. Процент выживаемости у них выше. И врачи используют пересадку костного мозга только при неподдающихся лечению лейкозах", – добавила Мейрамгуль Юсупова. 

Как стать донором

В январе 2023 года в Центре материнства и детства провели трансплантацию костного мозга мальчику с острым лейкозом. Донором для него стал алматинец Алексей (имя изменено). Ему 26 лет, и он пилот гражданской авиации. С 18 лет молодой человек регулярно сдаёт кровь.

"О донации костного мозга я впервые узнал из фильма "Семь жизней" с Уиллом Смитом. Тогда и загорелся этой идеей и начал спрашивать в Центре крови, могу ли я вступить в регистр доноров костного мозга. При очередной сдаче крови в апреле 2021 года врач предложил мне досдать ещё пару пробирок для отправки в Астану и заполнить анкету на вступление в регистр. К тому времени я уже решил, что готов", – рассказал Алексей. 

В октябре 2022 года Алексею позвонили из регистра, причём прямо в полёте. Парень не ответил на настойчивый звонок, и только во время 30-минутного перерыва между тренировочными полётами смог прочитать сообщение от Сании Саусаковой о том, что нужна его помощь. 

"У меня спросили, готов ли я стать донором. Меня предупредили, что я могу отказаться в любой момент без объяснения причины. Но я сразу же согласился и сказал, что решился на это ещё два года назад. Конечно, был мандраж, но это уже после звонка, когда пришло осознание происходящего. Мне надо было вылетать, поэтому я попросил у инструктора немного времени, чтобы собраться с мыслями. Позже я рассказал об этом своим близким друзьям. И когда смог поделиться своими эмоциями с другими, стало легче. После я не ощущал никакой тревоги – ни на одном этапе", – рассказал Алексей. 

Донация костного мозга была назначена на январь 2023 года. Восьмого числа Алексей вылетел в Астану, а девятого его госпитализировали в Центр материнства и детства. Там он находился до 20 января. 

"Сначала я прошёл полное обследование. Убедившись, что я полностью здоров, врачи начали ставить мне два раза в день в течение пяти суток специальный препарат – филграстим, который стимулирует выработку стволовых клеток из костного мозга в кровь. Честно, первые две ночи были непростыми. В первую болела голова, тошнило, рвало, ломило мышцы. Во вторую ночь было легче, но уже болел позвоночник. Но всё было терпимо, и я не вызывал врачей. С третьего дня все симптомы разом пропали. Видимо, это была первая реакция организма. Врачи предупреждали, что будет что-то вроде гриппозного состояния. Реакция на препарат у всех бывает разная: кто-то переносит легко, кто-то тяжелее", – рассказал Алексей. 

После этого была уже назначена сама процедура донации. Она мало чем отличается от обычной сдачи крови. Единственное отличие – катетеры устанавливают на обе руки. С одной забирают кровь, она поступают в специальный аппарат, который отсеивает стволовые клетки, и уже отфильтрованная кровь поступает к донору по второй руке. 

"Процедура длилась два дня по пять часов. Благо, лежал я не один, в потолок плевать не приходилось. Со мной рядом был весёлый врач-трансфузиолог и оба дня, все пять часов, – Сания Багланбаевна. А на следующий день после донации я уже летел обратно в Алматы и не чувствовал никакого недомогания. В сентябре я проходил медкомиссию, и мне сказали, что я полностью здоров и могу выполнять обязанности пилота, то есть донация никак на меня не повлияла", – отметил Алексей. 

Существует и другой способ забора стволовых клеток – напрямую из тазовых костей под общим наркозом. Но в Казахстане этот метод не применяется.

Забор стволовых клеток рассчитывается как 3-4 млн клеток на килограмм веса пациента. Чем тяжелее пациент, тем больше стволовых клеток для него потребуется. Объём стволовых клеток у донора полностью восстанавливается в течение 7-10 дней.

Трансплантация костного мозга пациенту тоже схожа с переливанием крови. Перед тем как пересадить стволовые клетки, онкобольного помещают в стерильный бокс, куда строго ограничен доступ даже для медработников. Там ему проводят курс высокодозной химиотерапии, чтобы убить его собственный костный мозг. День трансплантации же называют днём "0".

"Риски существуют: костный мозг может не прижиться, развиться дисфункция. Такое вполне возможно, даже если мы пересаживаем пациенту его собственный костный мозг. Но это случается редко. В таких случаях при аллогенной трансплантации мы проводим повторную пересадку или инфузию донорских лимфоцитов. При аутологичной трансплантации, к сожалению, это уже неудачное лечение, после которого костный мозг пациента восстановиться не может", – рассказала врач Мейрамгуль Юсупова. 

По закону доноры и пациенты не могут знать друг друга. Как объяснили врачи, это защита от человеческой алчности: чтобы ни доноры не просили денег у пациентов за донацию, ни семьи пациентов – компенсаций от доноров, если процедура пройдёт неудачно. 

"Я периодически интересуюсь в Национальном регистре о состоянии того мальчика. Знаю, что в конце февраля его состояние было настолько хорошим, что его выписали домой. Сейчас с ним, насколько я знаю, всё хорошо. Когда я лежал в Центре материнства и детства в отделении онкологии, атмосфера там была давящая, но зато понимаешь, что и для кого ты делаешь. Ко мне в палату сами зашли дети знакомиться. Для них я был как новая игрушка. Играл с ними в мяч. Они, несмотря на болезнь, были жизнерадостными и неунывающими. Тогда мне стало совсем легко. Я понял, что делаю всё правильно", – поделился своей историей Алексей.

Важно!

Чтобы стать донором костного мозга, необходимо обратиться в Центр крови вашего города, заполнить анкету и подписать информированное согласие. Вас попросят сдать 9 мл крови для определения вашего HLA-фенотипа. Впоследствии это позволит оценить совместимость донора и реципиента.

Донорами костного мозга могут стать граждане Республики Казахстан от 18 до 45 лет, весом больше 50 кг, без серьёзных заболеваний (рак, гепатиты B и C, стенокардия, перенесённый инфаркт миокарда, туберкулёз, аутоиммунные заболевания). 

Донорство костного мозга осуществляется на безвозмездной основе: доноры не получают за это никакой платы. 

Новости партнеров