"Терпение и ещё раз терпение". Как помочь первокласснику адаптироваться в школе

Дети в школе / Фото Informburo.kz
Дети в школе / Фото Informburo.kz

Что нужно знать родителям, дети которых идут в первый класс?

По официальным данным, в новом учебном году в Казахстане около 400 тысяч детей пойдут в первый класс. Для большинства детей смена образа жизни и режима будет далеко не простым делом. Одни семьи привыкнут к новшествам легче, а для других это может стать сильным стрессом. 

Педагоги дали читателям Informburo.kz несколько советов о том, как помочь первокласснику быстрее адаптироваться в школе.  

"Волнуются не только дети"

Отличник просвещения РК Стелла Прядко, учитель с 36-летним стажем, отметила, что 1 сентября с волнением ожидают как первоклассники, так и учителя с родителями.

"Волнуются дети, волнуются родители и мы, учителя. Почему первые дни ребёнка в школе так важны? Потому что в этот период меняется весь привычный уклад жизни. Появляются новые правила, обязанности и новые друзья. И в наших с вами силах создать для ребёнка такую обстановку, которая позволит чувствовать себя в школе комфортно", – подчеркнула Стелла Прядко.

По её словам, в адаптационный период всем трём сторонам нужно быть максимально терпимыми.   

"Терпение и ещё раз терпение. В этот период родительская поддержка для ребёнка очень важна. Ругань и наказание недопустимы. Помните, все имеют право на ошибку. "У тебя всё получится. Я горжусь тобой! Ты написал красивую цифру и замечательный крючок", – вот что должен слышать от вас ваш ребёнок", – посоветовала педагог.

"В этот период, как бы банально это ни звучало, очень важен режим дня, – добавила она. – Если ребёнок придёт в школу невыспавшимся, будет клевать носом, то он не сможет полноценно усвоить материал. Не опаздывайте! Учителю придётся отвлечься и помочь ребёнку. А если опоздавших несколько? Кроме того, ученик тоже испытывает дискомфорт. Ведь когда он зайдёт в класс после звонка, на него будут смотреть тридцать пар глаз", – привела пример педагог. 

Стелла Прядко рекомендовала помогать ребёнку даже при сборе школьного портфеля.

"Проверьте, всё ли вы положили. Это очень важно. Будьте искренне заинтересованы в школьных делах. Чаще интересуйтесь у ребёнка: "Что нового ты узнал в школе? Что тебе понравилось или не понравилось? Всё ли получилось?" Помните, что терпение, доброжелательность и доброта – залог успешной адаптации первоклассника", – подчеркнула учительница.

Стелла Прядко призналась, что в начале учебного года адаптация происходит не только у учеников, но и у учителей.

"Каждый первый класс совершенно не похож не предыдущий. Надо со всеми познакомиться, уделить время каждому, кого-то поддержать словом, кому-то помочь разложить на парте школьные принадлежности, подточить карандаш, постараться с первых дней подружить детей. А придя домой, придумывать удивительные приключения букв и цифр, подготовить задачи, которые будут звучать как загадки, а рассказы превратить в увлекательные путешествия. Ведь если ребёнку на уроке будет интересно, он с удовольствием будет ждать новой встречи с учителем и школой", – сказала она.

"Только вместе мы можем сделать адаптацию ребёнка лёгкой и создать ощущение радости жизни в школе", – резюмировала учитель.

"Чаще говорите ребёнку про его сильные стороны"

Основатель детского центра "Жас талап" Гульнара Карибекова считает, что самые первые признаки готовности к школе – умение фокусировать внимание и усидчивость.

"Определить готовность ребёнка к школе можно по тому, умеет ли он адекватно реагировать на инструкции и выполнять команды педагога. Когда в классе сидят тридцать детей и учитель говорит "Ребята, здравствуйте. Откройте, пожалуйста, учебник на пятой странице", организованные дети открывают учебник, находят страницу и внимательно слушают учителя. А не готовый ребёнок, которого родители не научили соблюдать правила и выполнять команды, начинает рассматривать посторонние предметы и объекты в классе, пока учитель его не окликнет", – приводит пример из многолетней практики Гульнара Карибекова.

Все эти навыки, по её словам, прививаются детям в первую очередь через родителей и взаимоотношения с ними, а также через режим дня ребёнка.  

"Иногда я вижу, что родители проводят в наш центр сонных детей. Я спрашиваю: "А во сколько ребёнок спать ложится?". "Часов в двенадцать, иногда в первом часу", – отвечают они. Мы родителей в первую очередь учим соблюдению режиму дня ребёнка. И это надо делать не когда уже наступило первое сентября, а заранее и всё время. Вкупе с питанием этот момент играет очень большую роль", – отметила педагог.   

Нужно выстроить, по её словам, качественные и эффективные коммуникации между родителями и детьми.

"Родителям важно быть позитивными и вовлечёнными в то, что ребёнок идёт в первый класс. Уметь его мотивировать, видеть его сильные стороны и говорить об этом ребёнку. Например: "Слушай, учителя говорят, что у тебя очень хорошая память". Ребёнок начинает думать: "Ух ты! А ведь у меня действительно отличная память!" и начинает в дальнейшем опираться на свои сильные стороны. Многие родители не обращают на такие мелочи внимания, а между тем нужно обязательно говорить ребёнку, если учитель его похвалил или оценил способности", – порекомендовала эксперт.   

По её словам, типичная ошибка родителей – угроза какими-либо санкциями за нежелание учиться.

"Иногда родители к нам приводят детей и говорят: "Давай, учись читать! Если не научишься, в школу тебя не примут!" или пугают: "Будешь плохо учиться – в школе тебе покажут!" И ребёнок такой думает: "Ну и ладно, если не примут, я лучше туда не пойду". Так поступают не эффективные и незрелые родители", – считает эксперт.

"Нужно уметь в позитивном ключе рассказать ребёнку про свой опыт учёбы в школе. Это очень хороший инструмент, чтобы заинтересовать его. "Слушай, я ведь тоже, как и ты, когда-то была маленькая и пошла в первый класс, и у меня школа была такая интересная..." То есть нужно составить детальный образ школы. Дайте ребёнку нарисовать будущую школу. И насколько детальнее он её нарисует, тем лучше он будет подготовлен к ней", – посоветовала педагог.

"Родители в свою очередь должны сами постоянно заниматься саморазвитием, много читать и идти в ногу со временем и со своими детьми", – добавила она.

"Главное, чтобы ребёнок умел слушать и слышать"

Баян Сердалина, учитель начальных классов с 32-летним стажем, рассказала, что в Казахстане после того, как ребёнку исполнилось шесть лет, его зачастую "выпроваживают" из детсада и родители спешат отдать его в школу. Она с пониманием относится к такой ситуации, потому что родителям приходится работать, и им просто некогда возить детей по "развивашкам". В таком случае педагог рекомендует родителям развивать в детях в первую очередь усидчивость и внимательность.

"По глазкам видно, кто слушает и воспринимает информацию, а кто в это время сидит и ждёт, когда же всё это закончится. Основная проблема, с которой мы чаще всего сталкиваемся, в том, что ребёнок именно психологически ещё не подготовлен к школе. Пусть он не умеет ещё читать и писать, но главное, если он умеет слушать и слышать, правильно воспринимать информацию, то у него проблем с обучением не возникнет", – уверена Баян Сердалина.

"А на практике получается, что ребёнок ещё не готов на первых порах высиживать эти 30-35 минут и у него неустойчивое внимание. Первые недели и месяц мы "усаживаем" детей, приучаем их сидеть, конечно же чередуя с игровой деятельностью. Но это не так-то быстро и легко даётся", – рассказала она.

Педагог также поделилась опытом, как справиться со страхом первоклассников на первых порах.

"Многие дети приходят с боязнью в школу. Страх проходит, если учитель находит контакт с ребёнком, видит, что для него важно. И потихоньку всё это налаживается, боязнь проходит. У меня в классе был мальчик, которого отдали в школу, когда ему ещё не исполнилось полных шести лет. Несмотря на возраст, он очень хорошо учился, но у него была проблема в первом классе – он был очень-очень обидчивым. Любые замечания даже со стороны детей, не говоря про учителя, вызывали слёзы и негативное отношение к школе. Я провела беседы с родителями и одноклассниками, чтобы к нему были более внимательными, защищали его, ведь он был младше всех. И постепенно это прошло, и он начальную школу закончил на "отлично", обогнав детей, которые старше него", – вспомнила учитель случай из практики.

Сердалина не скрывает радости по поводу введённых с прошлого года правил по наполняемости первых классов.   

"Я и мои коллеги очень рады, что с прошлого года действует правило, что наполняемость в первых классах должна быть не более 25 человек. Когда в классе 30-35 человек, педагогу приходится тяжело. Хочется же каждому ребёнку уделить внимание. Иногда из-за большой наполняемости этого не получается. Требуется групповая работа, когда дети могут перемещаться по классу. Надеюсь, государство будет ещё больше уделять внимание данному вопросу и оснащению классов. Ведь как в начальной школе заложится у ребёнка, так оно и пойдёт в будущем", – напутствовала педагог.

"Не выставляйте ребёнку требования" 

Психолог Сабина Сагимбаева рассказала, что даже внешне спокойному и уверенному ребёнку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. По её словам, родителям нужно поддерживать авторитет учителя.

"В случае разногласий постарайтесь вступить в диалог с учителем, помогайте ему, берите на себя общественную нагрузку, но ни в коем случае не разрушайте авторитет педагога в глазах ребёнка. Хорошо бы заранее познакомиться самим и ребёнку с учителем, одноклассниками, обстановкой в школе. Ещё лучше, если друзья ребёнка идут с ним в первый класс", – сказала Сабина Сагимбаева.

По словам психолога, если у ребёнка есть особенности, лучше заранее предупредить об этом учителя.

"Например, если ребёнок медлительный, попросить учителя давать ему больше времени на переодевание. Поговорите с ребёнком по поводу изменений в его распорядке дня, обязанностей, проясните волнения и страхи, связанные с походом в школу, поделитесь своим позитивным опытом преодоления сложностей в школе. В последние летние месяцы плавно переходите на режим дня в школе: подъём, приём пищи, занятия, отдых", – посоветовала она.   

Сабина Сагимбаева порекомендовала обсуждать с ребёнком учёбу и развеивать его сомнения.

"Обсуждайте с ребёнком после уроков его школьный день, но не оценки и успехи, а что ему понравилось, что нет, что запомнилось, что было интересного. Очень важно во время этих разговоров сохранять безоценочную позицию и эмпатию", – считает психолог..

"Не выставляйте ребёнку требования по качеству выполнения школьных заданий – это прерогатива учителя. Вы должны сохранить за собой позицию родителя – помощника и сотрудника. Сохраняйте ребёнку место и время для игры, особенно для сюжетно-ролевых, настольных и подвижных игр. Именно они являются источником мотивации и тренировкой психологических навыков", – посоветовала эксперт.  

Сабина Сагимбаева предложила родителям: сделайте приятное событие из покупки ранца, спортивной формы, обуви, принадлежностей. Дети это любят.

"Если учёба даётся ребёнку слишком легко вследствие способностей или усиленной дошкольной подготовки, постарайтесь заинтересовать его другими аспектами школьной жизни: например, возможностью помочь другим детям, учителю или школе. Будьте спокойны сами и верьте в своего ребёнка! Ваша поддержка и вера поможет справиться с любыми сложностями", – напутствовала психолог.


Читайте также:


Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Новости партнеров