Представьте себе спектакль, который начинается с того, что в полной темноте и актёры, и зрители вслух читают с экрана текст. Текст управляет ими: делит на группы или объединяет, заставляет менять громкость голоса или испытывать определённые эмоции, задаваться вопросами или притворяться кем-то другим. Артисты рассказывают воспоминания, которые только кажутся неважными, но на самом деле они личные. А зрители в этот момент отпускают ехидные комментарии, задают вопросы или перетягивают внимание на себя.
Именно таким был показ лаборатории "Практика участия". Проходил он в рамках актёрско-режиссёрского курса театра ARTиШОК. Спустя четыре месяца работы к студентам приехал с мастер-классом авангард партисипативного театра: драматург Наташа Боренко и лидеры европейского театрального движения – немецкий театр She She Pop. Этот коллектив 25 лет занимается горизонтальным театром и театром соучастия. Его представители – Лиза Лукассен и Себастьян Барк научили ребят профессиональным приёмам и вместе с ними подготовили перформанс.
Informburo.kz поговорил с немецкими артистами и выяснил, зачем театр нарушает личные границы и почему людям, которые боятся современных спектаклей из-за излишней интерактивности, возможно, стоит быть смелее.
"Ты никогда не знаешь, что будет происходить"
Партисипативный театр, или по-простому театр соучастия, – это спектакль, в котором и актёры, и зрители фактически на равных. Действие не может произойти без участия в нём зрителя. У театра соучастия есть два типа:
- Первый – уличный. Когда прохожие не знают, что это театр, что они стали соучастниками и принимают участие в каком-то представлении. Действие формируется в процессе.
- Второй (к нему относят себя She She Pop) – со зрителями и сценой. Зритель вовлекается в спектакль с помощью вопросов или каких-то задач. Этот театр работает с идеей "мы здесь вместе, и вместе несём ответственность за то, что сейчас происходит".
"Мы больше любим такой театр, когда двери закрываются и никто не может покинуть помещение. Это может быть немного страшно, потому что никто не знает, что дальше будет. Но, знаете, мы сами тоже немного боимся", – смеётся Себастьян Барк.

Большинство казахстанцев не ходят в современные театры из-за уверенности, что на сцене будет происходить что-то слишком концептуальное, а их самих непременно заставят что-то делать. По мнению Себастьяна Барка, главная причина этого страха в том, что человек боится потерять контроль и столкнуться с непривычным опытом.
"Когда ты идёшь в классический театр, ты практически всегда знаешь, что будет происходить. Ты будешь сидеть, смотреть на красивых эмоциональных людей и следить за ходом истории, которую ты, наверняка, уже знаешь. Но когда ты приходишь в современный театр, приходится отпустить привычку контролировать процесс, потому что ты никогда до конца не знаешь, что будет происходить. Но этим волнением можно наслаждаться", – уверен немецкий актёр.
Для актёров такая неизвестность – тоже стресс. Но он компенсируется возможностью быть удивлённым. Для зрителя же риски минимальны. Как правило, артисты хорошо подготовлены. Приглашение к действию должно быть аккуратным, вежливым и обоснованным. У зрителя всегда есть возможность сказать артисту "нет".
"Мы всегда стараемся войти в контакт с теми людьми, которых хотим привлечь, – поясняет Себастьян Барк. – Мы никогда не подойдём к человеку, который пытается спрятаться или дистанцироваться. Чаще происходит обратная игра: подай нам знак, если ты хочешь участвовать, ведь мы хотим с тобой взаимодействовать".
"После этого никто не чувствует себя лучше"
Кроме адреналина от непривычной ситуации, партисипативный театр дарит возможность взглянуть на привычные вещи под другим углом. Иной взгляд может быть и на пьесу, и на тему, которую поднимает спектакль, и на привычные окружающие вещи и понятия. Это расширяет границы и перспективы. Когда человек находится внутри действия и разделяет его с артистами, изменения происходят гораздо быстрее, чем если бы он оставался в стороне и просто наблюдал.
Главное преимущество такого театра в том, что он отличается от кино. Сложно игнорировать тот факт, что с тобой в комнате находится сотня человек и тебе так или иначе приходится делиться с ними своим переживанием и взаимодействовать.

В качестве примера немецкие артисты привели одну из первых своих работ – спектакль "Почему ты не танцуешь?". Действие происходит на большом танцполе, где любой человек может подойти к другому и пригласить его потанцевать. Спектакль был о проблемах, с которыми мы сталкиваемся прежде, чем познакомиться с новым человеком. О том, что каждый человек надеется, что где-то есть другой человек, который может стать ему другом.
Идея была не в том, чтобы актёр и зритель потанцевали и стали друзьями. She She Pop хотел исследовать поведение и тех, и других в попытке открыться, рассказать о себе, страхах и барьерах, которые мешают людям общаться. Ведь театр – это то пространство, где может возникнуть утопичная ситуация, в которой мы можем сделать что-то, на что в обычной жизни никогда бы не решились.

Это было заметно и на том перформансе, которое поставили студенты ARTиШОКа под руководством актёров из She She Pop. Зрители в зале сначала настороженно отнеслись к идее выполнять команды, которые диктовал им текст на экране. Но с каждой новой строчкой голоса становились увереннее, и вот уже кто-то вступает в диалог с девушкой на сцене. Они обмениваются всего парой реплик. Но чувствуется внутреннее довольство от того, что человек пришёл посмотреть на артистов, а в итоге стал пусть маленькой, но частью спектакля.
-
1😷 Гонконгский грипп в Казахстане: чем опасен вирус и что рекомендуют медики
-
2465
-
0
-
8
-
-
2💣В Астане взорвался газовый баллон в тандырной: пострадали 4 человека
-
2496
-
3
-
26
-
-
3🤔 Не успели морозы вступить в силу, как тут же сдали позиции.
-
2404
-
1
-
6
-
-
4🎵 Щелкунчик, квартирники и AZAGHAL. Что можно посмотреть в Алматы и Астане с 11 по 31 декабря
-
2527
-
0
-
8
-
-
5🚕 Учишь казахский - ездишь бесплатно: в Темиртау появилось необычное такси
-
2584
-
0
-
47
-
-
6✈️ В аэропорту Алматы начали реконструкцию главного входа
-
2334
-
1
-
10
-
-
7🚗 В Абайской области больше 30 машин незаконно прорвались через блокпосты, выставленные из-за непогоды.
-
2279
-
5
-
20
-
-
8❤️ Прогноз погоды на 13 декабря: снег, метель и гололёд ожидаются на большей части страны
-
2129
-
2
-
5
-
-
9🚓 В Алматы задержали восьмиклассника за угрозы школам в соцсетях
-
2227
-
2
-
26
-
-
10🫥В СКО учитель получила ожоги на уроке химии — дети не пострадали
-
2068
-
0
-
15
-
USD:
521.5 / 524.1
EUR:
611.5 / 616.5
RUB:
6.45 / 6.57