Представьте себе спектакль, который начинается с того, что в полной темноте и актёры, и зрители вслух читают с экрана текст. Текст управляет ими: делит на группы или объединяет, заставляет менять громкость голоса или испытывать определённые эмоции, задаваться вопросами или притворяться кем-то другим. Артисты рассказывают воспоминания, которые только кажутся неважными, но на самом деле они личные. А зрители в этот момент отпускают ехидные комментарии, задают вопросы или перетягивают внимание на себя.
Именно таким был показ лаборатории "Практика участия". Проходил он в рамках актёрско-режиссёрского курса театра ARTиШОК. Спустя четыре месяца работы к студентам приехал с мастер-классом авангард партисипативного театра: драматург Наташа Боренко и лидеры европейского театрального движения – немецкий театр She She Pop. Этот коллектив 25 лет занимается горизонтальным театром и театром соучастия. Его представители – Лиза Лукассен и Себастьян Барк научили ребят профессиональным приёмам и вместе с ними подготовили перформанс.
Informburo.kz поговорил с немецкими артистами и выяснил, зачем театр нарушает личные границы и почему людям, которые боятся современных спектаклей из-за излишней интерактивности, возможно, стоит быть смелее.
"Ты никогда не знаешь, что будет происходить"
Партисипативный театр, или по-простому театр соучастия, – это спектакль, в котором и актёры, и зрители фактически на равных. Действие не может произойти без участия в нём зрителя. У театра соучастия есть два типа:
- Первый – уличный. Когда прохожие не знают, что это театр, что они стали соучастниками и принимают участие в каком-то представлении. Действие формируется в процессе.
- Второй (к нему относят себя She She Pop) – со зрителями и сценой. Зритель вовлекается в спектакль с помощью вопросов или каких-то задач. Этот театр работает с идеей "мы здесь вместе, и вместе несём ответственность за то, что сейчас происходит".
"Мы больше любим такой театр, когда двери закрываются и никто не может покинуть помещение. Это может быть немного страшно, потому что никто не знает, что дальше будет. Но, знаете, мы сами тоже немного боимся", – смеётся Себастьян Барк.

Большинство казахстанцев не ходят в современные театры из-за уверенности, что на сцене будет происходить что-то слишком концептуальное, а их самих непременно заставят что-то делать. По мнению Себастьяна Барка, главная причина этого страха в том, что человек боится потерять контроль и столкнуться с непривычным опытом.
"Когда ты идёшь в классический театр, ты практически всегда знаешь, что будет происходить. Ты будешь сидеть, смотреть на красивых эмоциональных людей и следить за ходом истории, которую ты, наверняка, уже знаешь. Но когда ты приходишь в современный театр, приходится отпустить привычку контролировать процесс, потому что ты никогда до конца не знаешь, что будет происходить. Но этим волнением можно наслаждаться", – уверен немецкий актёр.
Для актёров такая неизвестность – тоже стресс. Но он компенсируется возможностью быть удивлённым. Для зрителя же риски минимальны. Как правило, артисты хорошо подготовлены. Приглашение к действию должно быть аккуратным, вежливым и обоснованным. У зрителя всегда есть возможность сказать артисту "нет".
"Мы всегда стараемся войти в контакт с теми людьми, которых хотим привлечь, – поясняет Себастьян Барк. – Мы никогда не подойдём к человеку, который пытается спрятаться или дистанцироваться. Чаще происходит обратная игра: подай нам знак, если ты хочешь участвовать, ведь мы хотим с тобой взаимодействовать".
"После этого никто не чувствует себя лучше"
Кроме адреналина от непривычной ситуации, партисипативный театр дарит возможность взглянуть на привычные вещи под другим углом. Иной взгляд может быть и на пьесу, и на тему, которую поднимает спектакль, и на привычные окружающие вещи и понятия. Это расширяет границы и перспективы. Когда человек находится внутри действия и разделяет его с артистами, изменения происходят гораздо быстрее, чем если бы он оставался в стороне и просто наблюдал.
Главное преимущество такого театра в том, что он отличается от кино. Сложно игнорировать тот факт, что с тобой в комнате находится сотня человек и тебе так или иначе приходится делиться с ними своим переживанием и взаимодействовать.

В качестве примера немецкие артисты привели одну из первых своих работ – спектакль "Почему ты не танцуешь?". Действие происходит на большом танцполе, где любой человек может подойти к другому и пригласить его потанцевать. Спектакль был о проблемах, с которыми мы сталкиваемся прежде, чем познакомиться с новым человеком. О том, что каждый человек надеется, что где-то есть другой человек, который может стать ему другом.
Идея была не в том, чтобы актёр и зритель потанцевали и стали друзьями. She She Pop хотел исследовать поведение и тех, и других в попытке открыться, рассказать о себе, страхах и барьерах, которые мешают людям общаться. Ведь театр – это то пространство, где может возникнуть утопичная ситуация, в которой мы можем сделать что-то, на что в обычной жизни никогда бы не решились.

Это было заметно и на том перформансе, которое поставили студенты ARTиШОКа под руководством актёров из She She Pop. Зрители в зале сначала настороженно отнеслись к идее выполнять команды, которые диктовал им текст на экране. Но с каждой новой строчкой голоса становились увереннее, и вот уже кто-то вступает в диалог с девушкой на сцене. Они обмениваются всего парой реплик. Но чувствуется внутреннее довольство от того, что человек пришёл посмотреть на артистов, а в итоге стал пусть маленькой, но частью спектакля.
-
1✈️ Приятные новости!
-
3089
-
2
-
19
-
-
2❗️Учащиеся 0-6 классов первой смены Астаны завтра переходят на дистанционку в связи с ухудшением погоды.
-
2796
-
6
-
17
-
-
3🌡Завтра ожидается похолодание на севере и востоке Казахстана
-
2814
-
0
-
6
-
-
4❓💵 В каком регионе Казахстана предусмотрели выплаты к Новому году и кто их получит
-
2832
-
0
-
22
-
-
5👮♂️💵 Водители, смотрите, на новой линии BRT в Алматы уже начали штрафовать нарушителей
-
2804
-
1
-
16
-
-
6🔥 Пожар в многоэтажке Костаная: эвакуированы 20 человек
-
2627
-
1
-
15
-
-
7✈️ Частный самолёт разбился в Мексике: погибли 10 человек
-
2546
-
0
-
23
-
-
8😔Помните ту кошмарную историю в Австралии? Мужчина, стрелявший в людей, вышел из комы.
-
2634
-
2
-
16
-
-
9❄️Тем временем, в Костанайской области удалось спасти трёх человек с заснеженной трассы. Вывозили их на вездеходе. Произошло это в Карасуском районе, сообщает пресс-служба МЧС.
-
2536
-
1
-
19
-
-
10❗️Непогода унесла жизни трёх человек в ЗКО
-
2447
-
0
-
42
-
USD:
516.1 / 518.9
EUR:
603.0 / 608.0
RUB:
6.41 / 6.53