Пилотировавший самолёт молодой лётчик майор Адильбек Искаков катапультировался, предварительно направив аварийную машину подальше от населённых пунктов, которые в этом районе Алматинской области расположены достаточно близко друг от друга. Истребитель упал в труднодоступной горной местности в 25 километрах от авиабазы. Сам майор Искаков спускался на парашюте практически в полной темноте и во время приземления получил сильные ушибы. Сейчас он находится в военном госпитале. Что представляет из себя Су-27, какие модификации этой машины стоят на вооружении в Казахстане, и как они эксплуатируются? Об этом небольшой обзор подготовленный корреспондентом informburo.kz Григорием Беденко.

Во времена СССР истребителей семейства Су-27 на территории Казахстана не было. Эти боевые машины 4-го поколения были переданы нашей стране Российской Федерацией в обмен на выведенные в 1992 году стратегические ракетоносцы Ту-95 МС, которые базировались на авиабазе в Чагане рядом с Семипалатинским полигоном.


Модернизированный Cу-27 УБМ 2 на авиабазе в Талдыкоргане

Модернизированный Cу-27 УБМ 2 на авиабазе в Талдыкоргане / Фото Григория Беденко

До распада Советского Союза большая часть Су-27 принадлежала войскам ПВО. На 1991 год на вооружении ВВС, а также истребительной авиации ПВО СССР со­стояло порядка 500 истребителей Су-27. Советское наследство распределилось следующим образом:

  • Украина – (831-й истребительный авиаполк, город Миргород 136-й истребительный авиаполк ПВО, пос. Киров­ское в Крыму сейчас Украина располагает 70 единицами Су-27, из них только 16 исправны)
  • Узбекистан – (9-й гвардейский истребительный авиаполк ПВО, город Андижан. Всего 24 единицы, из них 11 на консервации)
  • Белоруссия – более 20 Су-27, нахо­дившихся на ремонте в Барановичах, где расположен авиазавод

В России в настоящее время находится самая крупная в мире группировка этих самолётов. Общее их количество составляет 393. Из них 134 Су-27С, 139 Су-27/27УБ, 94 Су27-СМ2, 26 Су-27СМ3, и 38 Су-27УБ.

Первые 4 борта Су-27С (серийный) прибыли в Казахстан в 1996-м году. Учитывая сложность и крайнюю степень ответственности за эту операцию, в нашем Министерстве обороны назначили перегонять "сухари" командира Талдыкорганской авиабаза полковника Александра Сорокина. Впоследствии он стал генералом и главнокомандующим Силами Воздушной обороны РК. В результате в период с 1999 по 2001 год казахстанские ВВС получили в свой боевой состав более двух десятков бортов в модификации Су-27С и Су-27 УБ (учебно-боевой, двухместный). Из них до вчерашнего происшествия в строю находились 24 самолёта. Машины были уже далеко не новыми, они входили в боевой состав BC РФ, кроме того, можно представить в каком состоянии находились истребители после деструктивных для военной авиации постсоветских стран 90-х годов.

Наиболее активная эксплуатация истребителей семейства Су-27 в Казахстане началась после 2009-го года. Сложившаяся в стране благоприятная экономическая ситуация позволила модернизировать часть действующего парка. 10 бортов Су-27 С и Су-27 УБ направили в Белоруссию на авиазавод в Барановичах в 2007-м году. Модернизация самолётов заключалась в установке спутниковой системы навигации и расширении номенклатуры применения высокоточного оружия. На "сушках" смонтировали лазерно-телевизионное оборудование. В результате модернизированные истребители получили индекс Су-27 БМ 2 (боевой, модернизированный) и Су -27 УБМ 2 (учебно-боевой, модернизированный). Уровень машин был доведен до 4+ (продвинутое 4-е поколение).

Перегон самолётов в Казахстане осуществляли белорусские летчики-испытатели под руководством Владимира Купчинского. Модернизированные самолёты вошли в состав боевого подразделения "Барсы Семиречья", которое было создано специально под обновлённые машины. Они серьезно усилили боевую мощь казахстанских Военно-воздушных сил. До этого у нас на вооружении стояли самолёты 3-го и 4-го поколений, такие, например, как многофункциональный истребитель-бомбардировщик МиГ-27 и перехватчик МиГ-31.

Подразделение "Барсы Жетысу" набрали из молодых лётчиков, многие из которых совсем недавно окончили Актюбинское училище. К августу 2010-го на авиабазу после модернизации поступили почти все самолёты, что позволило начать полноценные учебные полёты в разных метеоусловиях в дневное и ночное время.


Летчики пилотажной группы “Барсы Жетысу”

Летчики пилотажной группы "Барсы Жетысу" / Фото Григория Беденко

Тактико-технические характеристики Су-27 БМ 2:

  • Экипаж: 1 чел.
  • Силовая установка: два ТРДДФ АЛ-31Ф тягой на форсаже по 12 500 кгс (122,58 кН)
  • Размеры: размах крыла 14,70 м длина 21,94 м высота 5,93 м
  • Площадь крыла: 62 м2
  • Масса: пустого 16 000 кг нормальная взлётная 22 500 кг максимальная взлётная 30 000 кг
  • Скорость максимальная: на большой высоте 2500 км/ч (М=2,35) у земли 1400 км/ч
  • Потолок практический: 18 500 м
  • Дальность максимальная: 3900 км
  • Скорость отрыва: 360 км/ч посадочная скорость: 290 км/ч
  • Длина разбега: 700 м
  • Длина пробега: 700 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 9g
  • Вооружение: 1 30-мм пушка ГШ-301 с боезапасом 150 снарядов 6 УР класса воздух-воздух средней дальности Р-27Р/Т 4 ракеты ближнего боя Р-73

Cу-27 УБМ 2 заруливает на стоянку после выполнения учебного полета
Cу-27 УБМ 2 заруливает на стоянку после выполнения учебного полёта / Фото Григория Беденко

Примечательно, что при очень активной эксплуатации парка Су-27 в Казахстане до 2014-го года серьёзных происшествий с этими машинами не было. Стоит отметить, что казахстанские военные специалисты относятся к делу очень грамотно и ответственно. Самыми неприятными инцидентами были разве что сходы с полосы, чаще всего во время посадок. Как правило, их участниками были молодые лётчики, только что пришедшие из училищ. Масса Су-27 без боекомплекта составляет почти 18 тонн, самолет не имеет форсажной тяги – скорость при посадке гасится двумя тормозными парашютами. Удержать машину на полосе в этих условиях достаточно сложно. Как правило, во время схода с ВВП повреждения получает передняя стойка шасси. Но на авиабазе есть все условия для быстрого и качественного ремонта таких поломок.


Казахстанские Су-27 на выставке KADEX-2016

Казахстанские Су-27 на выставке KADEX-2016 / Фото Григория Беденко

В 2014-м году произошла трагедия. Катастрофа Су-27 УБМ2 (бортовой номер 50) унесла жизни командира авиабазы 37-летнего подполковника Ерлана Науанова и начальника штаба 40-летнего подполковника Дениса Горбунова. Они также выполняли ночной полёт. Связь с экипажем оборвалась 23 сентября в 20 часов 42 минуты. Поиски экипажа истребителя велись почти сутки. Самолет упал на территории Алматинской области в районе населённого пункта Коксу. В поисковой операции участвовал практически весь личный состав Талдыкорганской авиабазы – 60 человек, 10 автомобилей и 4 вертолёта. До самого последнего момента оставалась надежда, что летчики всё же успели катапультироваться и выжили. Однако 24 сентября 2014 года Министерство обороны официально объявило о том, что экипаж погиб, найдены фрагменты тел Ерлана Науанова и Дениса Горбунова. Они находились внутри пилотской кабины, которая ушла в грунт на несколько метров, так как Су-27 падал практически вертикально. Расследование показало, что причиной падения стал отказ оборудования самолёта, который упал через 6 минут после взлёта, успев набрать высоту 4000 метров. Указом главы государства, за отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и служебного долга, подполковники Ерлан Науанов и Денис Горбунов посмертно награждены орденом "Айбын" II степени.

После гибели Ерлана Науанова командиром Талдыкорганской авиабазы был назначен казахстанский летчик-ас полковник Жанибек Жумашев, который занимает эту должность в настоящее время. При нём авиабаза превратилась в элитную часть казахстанских Военно-воздушных сил.


Командир Талдыкорганской авиабазы полковник Жанибек Жумашев

Командир Талдыкорганской авиабазы полковник Жанибек Жумашев / Фото Григория Беденко

В апреле 2015 года авиационный парк пополнился четвёркой новейших многофункциональных истребителей Су-30 СМ, которые поступили с авиазавода в Иркутске в соответствии с контрактом, подписанным годом ранее на выставке KADEX в Астане. Стоимость одного борта составляет $50 млн. Однако в Казахстан они были проданы с существенной скидкой и, кроме того, вне очереди. Эти самолёты должны были в 2015 году поступить в ВВС России, однако свою роль сыграла политическая составляющая: Казахстан является активным участником ОДКБ, имеет одну их самых протяжённых внешних граница в Евразии и обширное воздушное пространство, которое активно используется на разных стратегических направлениях.

Самолёты, которые поступили в Казахстан, являются усовершенствованной модификацией самолёта Су-30 МК, которые в настоящее время поставляются в Индию, а также поставлялись в ВВС Малайзии и Алжира. Однако от данной экспортной модификации истребители Су-30 СМ отличаются весьма существенно, так как поставляются в ВВС и в ВМФ России. Таким образом, наша страна получила боевые машины самого высокого класса, именно такие, которые сегодня составляют ударную мощь российских военно-воздушных сил. И на сегодняшний день, кроме России и Казахстана именно, таких самолетов больше нет нигде.


Cу-30 СМ военно-воздушных сил Казахстана на выставке KADEX-2016

Cу-30 СМ Военно-воздушных сил Казахстана на выставке KADEX-2016 / Фото Григория Беденко

Су-30 СМ решает задачи по уничтожению воздушных целей (завоевание господства в воздухе, прикрытие войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха, сопровождение), а также способен "работать" и по наземным целям (изоляция района боевых действий, поражение объектов войск и тыла противника). Третья задача истребителя – уничтожение надводных объектов (кораблей противника). Су-30 СМ может выполнять задачи противодействия системам радиоэлектронной борьбы и вести дальнее обнаружение, а также осуществлять оперативное управление группой самолётов, выполняющих совместную задачу. Таким образом, Су-30 СМ как бы совмещает в себе функции двух типов боевых машин, стоящих на вооружении СВО РК. Это Су-27 УБМ 2 и Миг-31. Только элементная база на Су-30 СМ самая современная. Истребитель оснащён широким спектром вооружения и современным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования. Истребитель способен поражать воздушные цели (включая объекты с малой радиолокационной заметностью) в ближнем бою и вести упреждающие бои на дальних дистанциях. Боевая нагрузка Су-30 СМ общим весом 8000 кг размещается на 12 узлах подвески.

"В настоящее время у нас есть соглашение с Российской Федерацией по единой системе противовоздушной обороны, – рассказывает Главнокомандующий СВО РК генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов, – Мы подходим к тому, чтобы унифицировать всю систему вооружения как противовоздушной обороны, так и авиационной составляющей. И вот этот самолёт – Су-30 СМ, он сейчас только принят на вооружение у Российской Федерации, и поэтому он считается одним из лучших в своем классе самолётов-истребителей. Многофункциональный, который может использовать своё вооружение как по воздушным целям, так и по наземным. При этом используется высокоточное оружие.


Cу-27 БМ 2 на стоянке

Cу-27 БМ 2 на стоянке / Фото Григория Беденко

Что произошло вчера в небе над Талдыкорганом, уже в скором времени выяснят специалисты из Минобороны, вошедшие в состав комиссии. Сейчас обломки самолёта лежат в труднодоступной горной местности, заваленной снегом. Когда их доставят на базу, извлекут устройства объективного контроля, изучат все параметры, ситуация прояснится. По всей видимости, тут опять имел место отказ техники. Майор Искаков, лётчик хотя и молодой, но уже имеет достаточно солидный общий налёт – 556 часов. Кроме того, система подготовки на Су-27 предполагает особый вид допуска к полётам в сложных метеоусловиях и тёмное время суток. И такие полёты необходимы – летчику надо быть готовым перехватить реальный вражеский объект в любой момент.


Командир авиабазы с молодыми летчиками

Командир авиабазы с молодыми летчиками / Фото Григория Беденко

Какой же вывод можно сделать из вышесказанного? Во-первых, хотелось бы сразу остудить все горячие головы из категории "диванных экспертов", которые уже наперебой заголосили о непрофессионализме наших военных лётчиков, пустой трате бюджетных средств и т. п. Факты говорят сами за себя. Сегодня казахстанские ВВС – вторые по численности на постсоветском пространстве после ВВС России. Военные эксперты утверждают, что ВВС Казахстана являются одними из лучших по уровню подготовки среди стран СНГ. Средний налёт на одного летчика – свыше 100-150 часов. Это хороший показатель для СНГ и сопоставим с налётом авиации стран НАТО. В России и Украине средний налёт – 50 часов. Небоевые потери в военной авиации имеют место в любой стране, где она есть. Полёт на истребителе по уровню экстремальных нагрузок на технику и лётчика не идёт ни в какое сравнение с полётом на коммерческом авиалайнере. Это вещи разного порядка, которые понятны любому грамотному человеку. Отказы техники здесь случаются намного чаще. Давайте вспомним совсем свежие события – потерю за одну неделю двух истребителей на российском авианосце "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" в Средиземном море. Пока пользователи соцсетей упражнялись в троллинге, окрестив корабль "дымоносец", "Кузя" и т. п., как-то никто из них почти не заметил потери за одну неделю сразу 4 истребителей F/A-18E/F Super Hornet ВМС Соединённых Штатов, произошедшей примерно в это же время.

"Кто не летает, тот не падает и не умеет воевать". Так говорят военные лётчики. И хотелось бы пожелать им всем, а особенно нашим, казахстанским, боевым пилотам чистого неба и поменьше неприятных происшествий.


Проход звена модернизированных Су-27 военно-воздушных сил Казахстана

Проход звена модернизированных Су-27 Военно-воздушных сил Казахстана / Фото Григория Беденко

Некоторые интересные факты о Су-27:

  • По кодификации НАТО самолёт называется Flanker ("удар с фланга")
  • Су-27 создавался как тяжёлый истребитель для завоевания господства в воздухе
  • Первым в ВВС СССР в 1984 году истребители Су-27 получил 60-й истребительный авиаполк ПВО, дислоцированный на аэродроме Дземги (Комсомольск-на-Амуре)
  • На Западе об истребителе Су-27 широко узнали по­сле столкновения 13 сентября 1987 года Су-27 с патрульным Р-3С ВВС Норвегии. "Орион" выполнял облёт района учений Северного флота. Советский истребитель должен был вытеснить его из зоны учений. В результате столкновения оба самолета были незначительно повреждены. После этого событии фотографии Су-27 с полным ракетным вооружением обошли всю западную прессу
  • Изначально Су-27 создавался, чтобы составить паритет американскому McDonnell Douglas F-15 Eagle, однако его современные модификации настолько превзошли все имеющиеся на сегодняшний день аналоги, что фактически конкурентов у истребителя в странах НАТО сейчас нет. Достаточно упомянуть сверхманевренность и применение одного из самых мощных на сегодняшний день ПФАР-радаров HO11М "Барс"на Су-30 СМ
  • Модернизированные до уровня 4+ Су-27 могут работать и по наземным целям. К примеру, казахстанские Су-27 БМ и Су-27 УБМ 2 способны нести на внешней подвеске и стрелять противокорабельными ракетами Х-31П. Эти дальнобойные ракеты способны также поражать активные радиолокационных средства ПВО противника (радары и РЛС)
  • Всего на базе Су-27 создано около 20 модификаций: палубный истребитель Cу-33 и его учебно-боевая модификация Су-33 УБ, многоцелевые истребители Су-30, Су-27M, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и другие
  • Кроме Казахстана, Су-27 стоят на вооружении 12 стран мира (Россия, Украина, Беларусь, Китай, Монголия, Узбекистан, Ангола, Вьетнам, Эфиопия, Армения, Эритрея, Индонезия)
  • Два пригодных для полётов экземпляра Су-27 есть в США. Они были приобретены на Украине. Находятся в частном пользовании
  • На учениях Сoup India-2004, был разыгран учебный воздушный бой между Су-27 индийских ВВС и F-15C ВВС США. Американцы проиграли 2/3 общего числа воздушных боёв. Индийские пилоты использовали нестандартную тактику: выключали РЛС и подбирались к противнику на дистанцию прицельного пушечного огня, используя оптико-электронные системы своих Су-27. Хотя американские ракеты "воздух-воздух" оказались лучше российских аналогов.
  • В общей сложности советские и российские авиазаводы серийно произвели более 680 лётных единиц Су-27
  • Китай, воспользовавшийся неразберихой 90-х годов, создал cобственный Су-27, который получил наименование J-11. Хотя, китайские конструкторы утверждали, что их разработка не имеет ничего общего с советской (российской), на самом деле – это точная копия базовой модификации Су-27 С, по всей видимости, спроектированной по украденной российской технической документации с применением реверсного дизайна. Любопытно, что Китай пытается поставлять J-11 экспорт, создана также его палубная модификация. Палубный самолет используется на единственном китайском авианосце "Ляонин", который является достроенным в Китае кораблем "Варяг", аналогом российского "Кузнецова", выкупленным в 90-х годах на Украине всего за 20 миллионов долларов.
  • В 1999–2000 годах несколько Су-27 принимали участие в эфиопско-эритрейской войне в составе ВВС Эфиопии. В воздушных боях они сбили 3 эритрейских МиГ-29 (ещё один МиГ, возможно, был списан из-за полученных повреждений), не понеся потерь. Это был единственный серьёзный вооруженный конфликт, где участвовал Су-27

    После полётов
    После полётов / Фото Григория Беденко

  • В настоящее время воздушно-космические силы России обкатывают в Сирии новейшие модификации на базе Су-27 – многофункциональный Су-30 СМ, одноместный Су-35 и бомбардировщик Су-34
  • Точное число аварий и катастроф с самолётами типа Су-27 неизвестно. По состоянию на 10 июня 2016 года описано 28 аварий и катастроф, приведших к потере самолётов. Вполне возможно, что наша вчерашняя стала 29-й по счёту
  • В 1990-е годы авиационная техника в строевых частях практиче­ски не подкрашивалась, поэтому многие Су-27 приобрели крайне причудливый облик, в котором грунтовка зеленовато-желтого цвета стала полноценной частью камуфляжной окраски. Интересно, что такие "облезлые" самолеты в воздухе замет­ны гораздо меньше, чем камуфлирован­ные "настоящим образом"
  • Опытные и экспериментальные Су-27 периода 1990-х годов окрашивались по разным камуфляжным схемам, ничего общего с настоящей камуфляжной или маскировочной окраской не имеющим – машины должны были привлекать внимание
  • Су-27 ВВС Беларуси и Казахстана пе­рекрашены по стандарту, близкому ВВС СССР, хотя казахстанские "сушки" имеют более насыщенные синие цвета камуфля­жа. На килях самолетов ВВС Беларуси изображен национальный флаг. Су-27 ВВС Украины получили новую окраску из оттенков голубого цвета, близкую к так называемому "цифровому" камуфляжу
  • Казахстанские лётчики во время учебно-тренировочных полётов на Су-27 всегда берут с собой мобильные и спутниковые телефоны на случай непредвиденных обстоятельств.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter