Дефиниции толерантности

Андрей Титушкин руководит Службой региональных связей отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата. На заседании рабочей группы секретариата съезда диакон озвучил свой взгляд на трудности перевода. Священнослужитель предложил убрать из проекта рекомендаций съезда на русском языке понятие "толерантность", заменив его в отдельных пунктах на "взаимоуважение" и "веротерпимость".

- Само слово "толерантность" скомпрометировано. Его используют  везде, где только можно. И в европейском обществе это понятие иногда используется, как нам кажется, в негативном смысле. В Европе романтизируют грех, апеллируют к понятию любви: мол, поймите, когда мальчик любит мальчика - у них любовь, просто они немного другие. Исходя из западной трактовки данного термина, мы должны быть толератны и к гомосексуализму, и к блудному сожительству, и к абортам, то есть к проявлениям греха. Но с точки зрения церкви, мы не можем быть к этому толерантны. И грех мы будем называть грехом, - говорит Андрей Титушкин.

Тревожным трендом, считает диакон, становится применение термина "толерантность" в искажённом смысле в международных документах.

- В том числе, в тех документах, где как раз оправдывается грех. А обвинение в том, что ты не толерантен, становится для человека клеймом. 

"Говорят: "не толерантен" и тут же через запятую добавляют, что человек экстремист и фашист".

При этом необходимости в альтернативном унифицированном определении толерантности диакон не видит.

- Не знаю, как в других языках, но в русском есть разные слова, которые могут отразить подлинный смысл тех или иных понятий. Даже слово любовь в нескольких контекстах применяется – братская любовь, любовь родителей к детям, между супругами. Так и с толерантностью – в зависимости от конкретных обстоятельств, следует заменять это слово, например, на "взаимоуважение" или "терпимость", - поясняет терпеливый во всех смыслах диакон.

Родитель-1 и родитель-2

Мы рассказали Андрею Титушкину, что недавно Конституционный совет РК признал проект гомофобного закона неконституционным, и поинтересовались его мнением о том, можно ли говорить о "потеплении климата" в вопросах однополых отношений на постсоветском пространстве.

- Я не знаю, какая ситуация в Казахстане, но в России, на мой взгляд, они (представители нетрадиционной ориентации. – Авт.) всё-таки отступили, попыток (пропагандировать идеи ЛГБТ-сообщества. – Авт.), благодаря мнению общественности, депутатов, родителей, стало меньше. Но это не значит, что стоит расслабляться. Ведь вопрос сохранения традиционной семьи – это вопрос национальной безопасности любого государства.Человек пойдёт защищать только свою семью – жену и детей, потому что это - высшая ценность. А когда они там поигрались, потом разбежались – здесь, не думаю, что будет такая реакция, – говорит Андрей Титушкин.

Если будет пародия на семью: родитель А, родитель B и, может, добавится родитель C, - то государство не сможет себя сохранить в определённый момент, когда наступит, к примеру, не дай Бог, война.

Что касается законов, затрагивающих тему нетрадиционных отношений, то, по мнению священнослужителя, представители нетрадиционной ориентации таким образом "прощупывают" почву в Казахстане, России и в других странах.

- Делают, как сейчас говорят, вброс. Какие-то законопроекты называют поначалу обтекаемо, смотрят реакцию общественности. Если видят, что тема не прошла, – откладывают до лучшего времени. Потом опять делают вброс. Поэтому всем общественным организациям – и казахстанским, и российским, и других стран – надо быть начеку. Потому что они всё равно будут пытаться продвигать свои идеи в разных упаковках, под разными начинками – в законопроектах или подзаконных актах. Будут называть законы самыми красивыми именами – Закон "О равенстве", "Возлюби ближнего" и так далее. Поэтому важно, чтобы в этом процессе участвовали общественные, религиозные и, конечно, политические деятели. Политики должны понимать, что они – гарант конституции, их выбрал народ, значит, передоверил им свою волю. А у нас получается, что меньшинство диктует свою волю большинству, причём в таких странах, как Россия и Казахстан, это подавляющее меньшинство диктует свою волю подавляющему большинству, - говорит диакон. 

Тривиальные сюжеты на новый лад 

Узнали мы и точку зрения представителя Московского патриархата на ситуацию с популярностью произведений на религиозную тематику.

 - Таланты скудеют. У людей уже не хватает мысли, чтобы создать шедевр. Для того чтобы как-то привлечь к себе внимание и заработать денег, они прибегают к религии. Не обладающие глубокими  познаниями, не отметившиеся ничем выдающимся, после провокации на религиозных символах, эти личности становятся "жертвами", "мучениками", "защитниками" прав человека. Они устраивают богохульную акцию в храме или околохрамовом пространстве, в мечети или синагоге, рисуют карикатуры на Иисуса Христа, пророка Мухаммеда или на один из иудейских символов. Это связано с бездарностью.

Понимаете, мало кто купит книгу с сюжетом "Паша любит Машу". А если в том же самом сюжете просто поменять имена и ввести какое-то религиозное имя (даже не хочу называть эти произведения), или имя какого-то святого, всё – эта книга становится бомбой, которая всем интересна.

А сюжета – никакого, и творчества – никакого. Если убрать из этих произведений религиозные имена, то останется самая настоящая провокация, - раскрывает своё видение диакон и призывает всех, кто занимается творчеством, использовать в своих произведениях глубоко продуманные интересные сюжеты и концепции.

- Не нужно использовать религиозные символы и вскрывать табуированные темы, создавая таким образом провокации. Рано или поздно их всё равно забудут, - уверен Андрей Титушкин.

К слову, за скандально известными провокациями в московском Храме Христа Спасителя и  другими диакон не склонен видеть "американский след":

- Америка – тоже страна неоднородная, в которой представлены разные силы, разные общественные организации. И православная церковь там присутствует. Думаю, что за какими-то акциями стоят некоторые международные организации, некоторые не совсем добросовестные журналисты подхватывают эту тему. И получается соответствующий результат. А иногда за этим вообще никто не стоит – просто люди хотят прославиться, – полагает священнослужитель.

На вопрос о том, как бороться с этими явлениями, диакон ответил:

- Мы боремся словом. Нужно называть все вещи своими именами. Террориста – террористом,  убийцу – убийцей. Неважно, чьим именем человек пытается оправдать свой поступок. Человек ничего в жизни не делает так хорошо, как оправдывает самого себя. Но Господь, именем которого пытаются обелить преступление, сотворил человека по образу своему и подобию, и никогда не благословит ни умерщвления, ни вреда другому человеку.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter