Он снял лишь восемь художественных фильмов, но увековечил себя как один из важнейших советских и российских авторов. Каждый фильм Хуциева по-своему уникален. Он не боялся быть непохожим на других и превращать идеологические картины в нечто большее.

Во время съёмок он сотрудничал со множеством ярких творческих личностей. Рассказываем о четырёх выдающихся лентах из фильмографии режиссёра. Среди них, к слову, любимый фильм Нурсултана Назарбаева – "Весна на Заречной улице".

"Весна на Заречной улице" (1956 год)

По сюжету, выпускницу педагогического института Татьяну отправляют работать в вечернюю школу, обучать рабочую молодёжь. Неопытной интеллигентной девушке приходится преподавать матёрым работникам металлургического завода. У одного из них – самоуверенного сталевара Александра – просыпаются чувства к Татьяне.



Режиссёрский дебют Марлена Хуциева, снятый совместно с Феликсом Миронером ("Улица молодости", "Увольнение на берег") мог бы легко стать стандартной, пропитанной идеологией советской лентой из 50-х. К этому располагали и не самый оригинальный сюжет о любви между двумя противоположностями, и тема труда на благо родины. Однако, опережая время, автор "заземлил" свою картину, добавив бытовые детали, реалистичных персонажей. Это разбавило типичный для тех времён пафос и сделало историю объёмной. Такая искренность позволила фильму обрести популярность – в кинотеатрах Союза его посмотрело более 30 миллионов зрителей.

"Весна на Заречной улице" стала второй операторской работой Петра Тодоровского, который отличился в ленте внимательным к персонажам использованием крупных планов. Впоследствии Тодоровскому предстояло переквалифицироваться в режиссёры и снять такие знаменитые картины как "Военно-полевой роман" и "Интердевочка".

"Застава Ильича" (1964 год)

Главный герой Сергей – уволенный в запас солдат, потерявший отца на войне. Новый период в его жизни совпал с новым периодом в стране – с уходом Сталина, завершением культа личности и появлением некоторой свободы. Вместе с друзьями Николаем и Славой Сергей пытается найти своё место во взрослой жизни.



"Застава Ильича" (сначала вышедшая на экранах под названием "Мне двадцать лет") является ярким образцом советской новой волны. Об этом свидетельствуют и нестандартные ракурсы, и документальный стиль некоторых сцен, и обрывистый монтаж. Переплетая несколько линий судеб персонажей, "Застава Ильича" отказывается от сюжета в классическом понимании. Недаром в "Госкино" фильм раскритиковали за "крайнюю фрагментарность" и подвергли цензуре. Лента фокусируется не на сюжете, а на том, чтобы запечатлеть действительность и эпоху, ощущение которой передано здесь блестяще. Таким образом, "Застава Ильича" стала неким кинематографическим символом хрущёвской "оттепели". А также была удостоена специальной премии жюри на Венецианском кинофестивале.

Для съёмок "Заставы Ильича" Хуциев привлёк отлично подходящих фильму соратников – творческую интеллигенцию 60-х. К примеру, в сцене вечеринки золотой молодёжи в качестве актёров выступают его знакомые режиссёры – Андрей Тарковский и Андрей Кончаловский. А в сцене поэтического вечера снялись реальные молодые поэты – Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский и Белла Ахмадулина.

"Послесловие" (1983 год)

75-летний Алексей Борисович без предупреждения приезжает в Москву в гости к дочери. Однако оказывается, что дочь уехала в командировку. Дома остался лишь её муж Владимир, работающий над диссертацией. Тестю и зятю, людям разных поколений, предстоит провести вместе несколько дней.



"Послесловие" – самая камерная картина в карьере Хуциева. Сюжет здесь отсутствует вовсе, вместо этого фильм состоит из серии будничных и неторопливых диалогов между двумя мужчинами. Фокусируясь исключительно на персонажах, режиссёр продолжает начатую в "Заставе Ильича" тему о поколении "шестидесятников", которое к концу 80-х годов превратилось в чёрствых и безжизненных людей. Именно таким является главный герой "Послесловия" Владимир, пишущий никому не нужную диссертацию. И его нелицеприятные черты в фильме отлично показаны через контраст с его жизнерадостным тестем.

Благодаря тому, что в сценарии фигурируют лишь два героя, "Послесловие" является настоящим актёрским бенефисом для Ростислава Плятта ("Деловые люди", "Визит к Минотавру") и Андрея Мягкова ("Ирония судьбы, или С лёгким паром!", "Служебный роман"). Для Плятта фильм стал предпоследним появлением на экране, а известный в первую очередь по комедиям Мягков получил возможность сыграть нестандартную для себя драматическую роль.

"Бесконечность" (1992 год)

Подойдя к закату собственной жизни и осознав конечность бытия, главный герой Владимир путешествует по различным моментам своих воспоминаний. Он проходит этот путь вместе с молодой и неопытной версией самого себя.



"Бесконечность" – последний художественный фильм Марлена Хуциева. Это самая амбициозная и при этом наименее известная широкому зрителю работа режиссёра. В ней Хуциев впервые обращается к откровенно нереалистичному сюжету, похожему скорее на притчу. Это позволяет режиссёру свободно путешествовать во времени, останавливаясь на наиболее интересующих его моментах. Фильм стал для Хуциева возможностью оглянуться назад и порефлексировать, не только на тему истории России, но и собственного творчества.


Читайте также: "Я не кошка и не Господь Бог, чтобы любить людей вообще". Что мы знаем о Кире Муратовой?


При всей непохожести фильма на другие картины Хуциева в нём можно заметить отсылки к предыдущим работам режиссёра. А главное, через задумавшегося о своей жизни главного героя, Хуциев подводит итоги темы шестидесятников, которую он развивал в течение всей карьеры. На Берлинском кинофестивале картина была награждена призом Альфреда Бауэра за "открытие новых путей в киноискусстве", а также призом экуменического жюри.

"Бесконечность" примечательна ещё тем, что музыку для неё написал композитор Николай Каретников – один из основоположников российского послевоенного авангарда.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter