Кира Муратова скончалась вечером 6 июня 2018 года после тяжёлой болезни. Ей было 83 года. Она создавала то, что сегодня называют артхаусом, в те времена, когда этого слова ещё не было в обиходе у советского зрителя. Да и показывать её фильмы в СССР начали только в 1987 году.

В картинах украинского и советского режиссёра можно увидеть гротеск, сюрреализм и натурализм одновременно. Она создавала на экране нарочитый, наполненный жестокой иронией мир. Её герои – даже если это совершенно тривиальные фигуры – благодаря авторскому взгляду превращались в чудаковатых, порой почти идиотичных персонажей. Но от этого они не кажутся нереальными, скорее – наоборот. Словно режиссёр предстаёт в качестве натуралиста, который наблюдает за разумными животными и отмечает их повадки и стратегии выживания. У Киры Муратовой есть и герои иного характера – одинокие, не вписывающиеся в своё окружение, "оригиналы и добрые нонконформисты", как она сама говорила о них в интервью Дмитрию Быкову.


Фото с сайта "Земляки"

Киру Муратову порой упрекали в мизантропии. Сама она в одном из интервью отвечала на это следующее:

"Я не кошка и не Господь Бог, чтобы любить людей вообще. Чтобы так их любить, надо быть либо сверху, либо снизу, а я - рядом".

Запреты на показы и увольнения

Кира Муратова родилась 5 ноября в 1934 году в бессарабском городе Сороки в семье коммунистов. Её отец был расстрелян румынскими военными. Её мать была арестована в том же году, когда родила дочь. Позже мать Киры Муратовой работала в министерстве культуры, врачом бухарестского родильного дома и в последствии заместителем министра здравоохранения СРР (Социалистическая Республика Румынии).

Кира Муратова изучала филологию в МГУ, а в 1959 году окончила режиссёрский факультет ВГИКа. Одним из учителей Киры Муратовой стал Сергей Герасимов, который работал на студии "Фабрика актерской эксцентрики". Эта площадка обучала актёров той самой нарочито-отстранённой манере игры, которую можно встретить во всех фильмах Киры Муратовой.


Кадр из фильма "Долгие проводы"

Кадр из фильма "Долгие проводы"

В 1961 году она начала работать режиссёром на Одесской киностудии. Творческий путь Киры Муратовой начался в неблагоприятный для неё брежневский период. Она была слишком неординарна для времени стагнации и подавления всего индивидуального. Одна из первых её авторских работ – фильм "Долгие проводы" – был запрещён к показу на протяжении 16 лет. Его назвали мелкобуржуазным и искажающим облик советских людей, представляющим их в качестве дегенератов.


Кадр из фильма "Настройщик"

Кадр из фильма "Настройщик"

Признание таланта Киры Муратовой, как и многих художников, родившихся в её эпоху, зависело от того, как менялась реальность, в которой они оказались. Сначала её назвали профнепригодной и дважды увольняли с Одесской киностудии. А в перестроечные времена её запрещённые фильмы начали показывать, вдруг пришли успех и признание.

"Вчера мне говорили: "Идиотка, косоглазая тупица, выматывайся отсюда!" И вдруг: "Ты – гений! Все, что ты делаешь – изумительно!". Чёрное стало белым. "Немедленно приступай к работе, снимай все, что хочешь". Они начали использовать меня в собственных интересах: "Посмотрите, как всё для нее обернулось благополучно, а тот, кто думает, что всё осталось по-прежнему, могут катиться ко всем чертям", – комментировала эту перемену Кира Муратова.

Кира Муратова дважды была замужем. Первым её супругом и соавтором стал режиссёр Александр Муратов. Вторым – художник Евгений Голубенко, с которым она познакомилась в Ленинграде, уехав из Одессы. Дочь Киры Муратовой – Марианна – трагически погибла.

Творческий путь

Свои первые фильмы Кира Муратова поставила совместно с мужем Александром Муратовым. Это короткометражка "У крутого яра" и полнометражный "Наш чёрствый хлеб".

В 1967 – 1971 годах начали появляться самостоятельные картины: "Короткие встречи" и "Долгие проводы". В "Коротких встречах" Кира Муратова сама исполнила одну из главных ролей – Валентины Ивановны, ответственной сотрудницы горсовета, которая завела роман с геологом Максимом ( его сыграл Владимир Высоцкий).


Кадр из фильма "Кортокие встречи"

Кадр из фильма "Короткие встречи"

Одна из самых известных работ Киры Муратовой – "Астенический синдром" была удостоена специального приза жюри "Серебряный медведь" 40-го Берлинского кинофестиваля, а также кинопремии "Ника" за лучший игровой фильм. Фильм состоит из двух историй. В первой показана женщина, у которой скончался муж и которая находится в состоянии близком к маниакально-депрессивному психозу. При этом действительность, в которую она погружена, также адекватностью не отличается. Во второй – учитель с нервным срывом, который попадает в сумасшедший дом.


Кадр из фильма "Астенический синдром"

Кадр из фильма "Астенический синдром"

Один из самых авангардных фильмов Киры Муратовой словно отражает застой и астению, в которую впал весь социум в умирающей советской империи. Стилизованность и формализм, с которыми показаны самые тривиальные сцены из жизни того времени, превращает людей, стоящих в очереди или пришедших на собрание, в участников некоего ритуального действия или перфоманса.

В новое время одним из известных фильмов Муратовой стала лента "Три истории". Режиссёр препарирует природу убийства в трёх новеллах. В первой, кочегар-поэт и по совместительству сутенёр для живущего в душевой гея встречает знакомого, который пришёл к нему со спрятанной в похожем на гроб шкафу убитой соседкой. Во второй автор рефлексирует на тему отношений матери и дочери. Здесь Рената Литвинова играет маниакальную медсестру-убийцу. В третьей в роли пожилого мужчины в инвалидной коляске появляется Олег Табаков. В этой истории воплощением смерти выступает маленькая девочка, которая подсыпает старику в стакан яду. Здесь – и символическая победа нового над умирающим и ницшеанский подтекст.


Кадр из фильма "Мелодия для шарманки"

Кадр из фильма "Мелодия для шарманки"

В 2009 году выходит фильм Киры Муратовой "Мелодия для шарманки". Антирождественская история, как бы выворачивающая наизнанку традиционный нарратив о милосердии и спасении. Беспомощный ребёнок, оставшийся на улице, не находит помощи. Добрая фея, в образе которой появляется Рената Литвинова, тоже не в силах спасти ребёнка: бездуховность и тривиальность окружающего мира оказываются сильнее.

Финальный кадр, в котором мальчика находят мёртвым на стройке словно пародийно повторяет сцену поклонения волхвов. Рабочие картинно встали вокруг бездыханного ребёнка. И вместо слов благословения слышится икота одного из них.

В 2012 году вышел последний фильм Киры Муратовой "Вечное возвращение".

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter