Как-то не везёт индивидуальным предпринимателям, взявшимся за челночное дело: то барахолка горит, то вот "Адем" запылал. И вряд ли от жаркой любви и сострадания к ближнему. Да и вообще всё слишком уж странно складывается. Неожиданно рухнул строящийся мост в Алматы. Прошли сутки - и соцсети, из которых многие получают информацию, за пару дней до выборов, буквально взорвались из-за чудовищной истории с избиением Алиби Жумагулова. И вот опять ЧП – сгорел торговый центр.

Версий сегодня выдвигается много. Но если брать во внимание лишь последний случай, то, как считают отдельные пользователи казахстанского сегмента Сети, дело вовсе не в пожаре.

Страхование – как панацея от всего

"Сколько ещё нужно пожаров, чтобы понять одну простую истину – страхование не просто так существует на белом свете. Занимаешься предпринимательством – страхуй всё что можно! Товар, недвижимость, оборудование, ответственность.

Дополнительные расходы? Да. Ну так рассчитывай бизнес-план, учитывая затраты на страховку. Пусть это будет обязательной статьёй текущих расходов! Отговорки вроде: «Ой, это дорого! За год такая сумма выходит, я лучше на эти деньги в Анталью слетаю отдохнуть!» - это от неумения считать. А если бизнес настолько малоприбыльный и неустойчивый, когда сумма за страховку является настолько критичной, что ставит под сомнение прибыльность всего бизнеса, - то ну его к черту тогда такой бизнес", - полагает председатель Национального фонда развития финансовых услуг Михаил Кленчин.


Михаил Кленчин
Михаил Кленчин

На своей страничке в Facebook эксперт пишет, что больно видеть погорельцев, которые потеряли всё. Ведь каждый мало-мальски думающий и сопереживающий людям, попавшим в беду, человек понимает, что предприниматели по крупицам и на последние, а то и вовсе чужие деньги, вкладывались в дело. Строили планы, умудрялись как-то выживать. Но всё сгорело. Остались лишь кредиты и долги.

Беда не в пожаре, а в его последствиях

По идее, если товар не застрахован, то предприниматели "Адема" должны обратиться к владельцу здания с предложением возместить им убытки. Но это только в том случае, если в договоре аренды прописано, что арендодатель несёт ответственность за сохранность их имущества. Кстати, не исключено, что, опасаясь нового кошмара, владельцы аналогичных торговых центров поднимут стоимость аренды площадей. Как следствие – подорожание товаров на рынке.

Михаил Кленчин приводит интересные расчёты. Если исходить из того, что среднестатистический коммерсант в "Адеме" единовременно имел в обороте товара на сумму 30 тыс. долларов, то умножая на количество бутиков, получаем грубую стоимость сгоревшего добра - около 70 млн долларов. Это без учёта складов, оборудования, кредитов, вложенного времени и сил.

"Этих бед можно было бы избежать. Беда – она не в пожаре. А в его последствиях. Сам пожар – обычное явление, всякое бывает", - резюмирует эксперт.

В комментариях informburo.kz председатель правления СК "Лондон-Алматы" Ергали Бегимбетов рассказал, что индивидуальные предприниматели нечасто обращаются в страховые компании.

"Основная проблема представителей малого бизнеса в том, что при страховании они заявляют одну стоимость, но документами подтвердить её не могут. Видимо, так происходит из-за того, что они провозят товар через таможню. Товар может завозиться в Казахстан по сниженной стоимости, и предприниматели платят заниженную пошлину. А потом, когда бизнесмен хочет у нас застраховать товар, он указывает его реальную стоимость, но подтверждающих это документов у него нет", - пояснил Бегимбетов.


Ергали Бегимбетов
Ергали Бегимбетов

По словам эксперта, представители малого бизнеса могут застраховать товар на сумму, которая подтверждена только официальными документами: накладными, расчётными чеками. Другое дело, что тогда в результате наступления страхового случая предприниматель получит копейки. Естественно, разочаровавшись, человек вряд ли будет снова обращаться в страховые компании.

Страхование имущества, по словам Ергали Бегимбетова, может варьироваться от 200 тысяч до полумиллиона долларов. Страховая премия составляет примерно 0,5% от страховой суммы. Допустим, страхование было проведено на сумму в 1 млн долларов - страховая премия составит 5000 долларов. Эта премия может осуществляться и единовременно, и в рассрочку. А страховая выплата производится лишь когда все документы собраны и произошел страховой случай. Но для челночника, зависящего от быстрых продаж, даже эти 5000 долларов большие деньги.

Даже более крупные бизнесмены, как правило, предпочитают не разбрасываться, полагая, что страхование - это не что иное, как деньги на ветер. Конечно же, они ошибаются.

"В своё время собственник "Адема", не выдержав нагрузки, серьёзно "подвис" по деньгам АТФ-банку. И в результате в 2011 году здание было выставлено банкирами на продажу за $110 млн. Разумеется, здание застраховано. Не знаю точно, но могу предположить, что у своего же, "карманного" страховщика. И совсем уж будет для АТФ-банка печально, если окажется, что не перестраховались в другой компании. При таком раскладе страховой компании следует заключать ещё и договоры перестрахования с другими, более крупными страховщиками – обычно это западные гиганты. Опять же, исходя из соображений экономической безопасности - чтобы не вляпаться в огромные выплаты, в случае чего. Парадокс ситуации в том, что когда дело доходит до таких трат, иногда даже у профи включается механизм тот же, что у предпринимателя с барахолки", - пишет в Facebook Михаил Кленчин.

Застраховать можно, деньги получить тяжело

Другого мнения придерживаются сами предприниматели. Тема о сгоревшем "Адеме" горячая, и многие бизнесмены воспринимают проблему погорельцев как личную.

"ИП реально тяжело страховать, потому что страхуется конкретный товар, по которому надо вести учёт. А в ИП, в отличие от ТОО, - это обычная тетрадка", - объясняет один из пользователей Facebook.


около 2 тысяч человек остались безработными
Около 2 тысяч человек остались безработными

Другой вообще уверен, что "страхование товара – это вообще бесполезная вещь. Движение товара происходит каждый день, что требует автоматизации учёта, которого нет ни в одном бутике "Адема". А для выплаты нужен подтверждённый факт наличия товара в магазине на момент наступления страхового случая".

Есть и такие, кто уже столкнулся с печальной реальностью. "Страховали бы, конечно. А какая гарантия, что выплатят? Сколько надо "ходить по мукам", чтобы выбить компенсацию! Даже тот, кто был застрахован, наглотается пыли, прежде чем получит свою страховку. Наши страховые компании любят клиента только тогда, когда он приходит страховаться, а вот когда он приходит за выплатой - становится врагом. И опытные юристы страховых компаний сделают всё, чтобы правдами или чаще неправдами лишить клиента возможности получить свою выплату", - рассказывают предприниматели.

У каждого своя правда. Всезнающая "Википедия" выдаёт теорию Станислава Лема, согласно которой Эдем издали выглядел прекрасной планетой, но на деле скрывал дьявольскую цивилизацию с тотальным контролем и порабощением всего иного. Когда приходит беда, существует лишь несколько вариантов её преодоления. Но в отличие от лемовского эдема у нас, по крайней мере, есть хоть какие-то варианты выбора.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter