Прямой эфир Новости спорта

Русский и казахский националисты - "сладкая" парочка против миллионов панфиловцев

Дмитрий Гуренко
Дмитрий Гуренко
Потомки генерала Панфилова считают, что государство провалило информационную политику в интернете, и призывают наказывать виртуальных смутьянов уголовно.

Потомков – и прямых, и по военной линии, вплоть до поисковиков-следопытов – Иван Панфилов оставил столько, что и на наши дни хватает. Самые известные в Казахстане защитницы легендарного генерала – его родные внучки. За доброе имя деда и за честь всей Панфиловской дивизии Айгуль и Алуа Байкадамовы на пару сражаются чуть не каждый день. Большинство окружающих и к комдиву, и к подвигу его дивизии, конечно, относится адекватно, признаются внучки, но такие у нас не все. Есть ребята совсем без компромиссов, и с ними сложнее.

"Я уже устала, конечно, от нападок на этих несчастных 28 панфиловцев, от нападок на своего деда генерала. Мол, подвиг выдуман, памятник панфиловцам в Парке гвардейцев-панфиловцев нужно снести – переиначивают историю, вырывают целыми страницами", – призналась внучка генерала Панфилова Айгуль Байкадамова, давно известная своей непримиримостью к пользователям соцсетей. Однажды сезонные споры о георгиевских лентах привели сначала к публичным оскорблениям в общей "ленте", затем угрозам "в личку", а потом увенчались жёстким, "вживую" нападением неизвестных.

Байкадамова вышла из такси в нескольких метрах от дома, а очнулась за безлюдными гаражами. По всей видимости, вырубили, волоком оттащили и основательно избили. Нашёл Айгуль и привёл в чувство случайный прохожий. Деньги и документы не тронули. Нанесли побои, но такие, чтобы пресса написала. И она написала, а соцсети расхватали. Однако нападавших полиция так и не нашла, зато намёки Казнета стали куда прозрачнее: не болтай, а то снова получишь, – так расценила нападение без ограбления внучка генерала.

Айгуль считает, что Битву под Москвой нельзя приписать одному народу – она общая, одна на всех. Дед её поэтому победил. Иначе не было бы ни подвига, ни даже дивизии той. И для неё, Байкадамовой, не зазорно быть внучкой Панфилова. А ей твердят, что должна непременно стыдиться. В наши дни, признаётся Айгуль, снова перестают помнить принципиальную разницу между патриотизмом и национализмом. И это становится всеобщей проблемой. Целые государства пытаются построить на национальной нетерпимости к другим, малым народам. Но это исторически не про нашу страну.

"В конце концов, должна быть какая-то уголовная ответственность. Вы посмотрите, что творится в соцсетях! Следить за языком надо. Казах – это не значит Казахстан. Точно также я и россиянам говорю. Мало что они там себе подразумевают. Все эти вещи происходят от определённой группы людей, которые пользуются моментом, чтобы расколоть общество. Вот я считаю, что в соцсетях наше государство проигрывает однозначно, потому что никто не несёт никакой ответственности", – уверена пользователь "Фейсбука", внучка генерала Панфилова Айгуль Байкадамова.


Цитата президента Н.А.Назарбаева

Цитата президента Н.А.Назарбаева / иллюстрация informburo.kz


  • "Представители прокуратуры Российской Федерации сказали, что в настоящее время, по их данным, в России около 50 тысяч скинхедов. Это очень много. В своё время, осенью и зимой, 8-я гвардейская панфиловская дивизия – уничтожила примерно 50 тысяч гитлеровских солдат и офицеров, из них: одну пехотную, два моторизованных, одну танковую и в придачу несколько подразделений дивизии "Мёртвая голова". Вот теперь подумайте, говорю, – 50 тысяч – много или мало?" – рассуждает учёный секретарь Национального конгресса историков Зиябек Кабульдинов.
  • "Я думаю участие президента Назарбаева в торжествах в Москве – это ответ тем русским националистам, которые пытаются приватизировать победу. Зачастую и у нас пишется о русском оружии, русском народе, русском героизме. И это одновременно ответ и казахским националистам, которые пытаются очернить эту победу и принизить её значение для казахского народа. Сложилась такая очень хорошая парочка: русский и казахский националисты", - вторит профессор Казахстанско-немецкого университета Булат Султанов.

Оборонительный фронт, признаются внучки генерала, широк. Всё началось с алматинского Музея воинской славы при Доме армии, который вдруг решил проинспектировать командующий Аэромобильными войсками, который обронил фразу, что зал Мемориала славы в аккурат годится под его штаб. Сёстры Байкадамовы намёк усвоили и стали действовать старым, но совсем не дедовским способом. Сначала официальные письма-просьбы ушли министру обороны и акиму Алматы. А потом Айгуль вышла в соцсети и прямо призвала подписчиков встать на защиту военно-исторического музея.


Айгуль Байкадамова с сотрудницей музея Панфилова

Айгуль Байкадамова с сотрудницей музея Панфилова / Герард Ставрианиди


Написала – и волна пошла. Музей воинской славы – личное детище дочери генерала Валентины Панфиловой – никому не нужен, все уникальные экспонаты семья передаёт Кыргызстану, – такими СМИ пестрили заголовками. Пока внучки боролись, чтобы музею дали статус государственного, под угрозой оказалось его существование в принципе. Писали даже, что помещения музея присмотрел частник. Окна и двери выходят прямо в Парк 28 панфиловцев, и это сразу делает из музейного мемориала десятки квадратных метров коммерчески выгодной недвижимости.

"Существует в городе охрана памятников, которая, извините, проморгала и кинотеатр "Октябрь", и архитектурный памятник кинотеатр "Алатау". Которая прошляпила замену фонтанов возле бывшего Дома правительства. Не знаю, будут ли они вступаться теперь, а ведь это побольше немножко, чем фонтаны. Та коллекция, которая собрана в этом городе, она собрана в основном о жителях Алматы и Алматинской области. И сюда приходят правнуки всех этих ветеранов", – говорит заведующая музеем Алуа Байкадамова.


Личные вещи комдива Ивана Панфилова

Личные вещи комдива Ивана Панфилова / Герард Ставрианиди


Решился вопрос ни в пример оперативно. Шутка ли: у Парка 28 панфиловцев чуть не "отжали" целый музей, посреди бела дня, в самом центре, в самом большом городе страны. Минобороны официально объявило, что сёстры Байкадамовы неверно истолковали слова командующего и поверили слухам и домыслам. Командование Аэромобильными войсками лишь объезжало свои "угодья", заехало заодно и в музей, но ни о чём крамольном не помышляла.

"Музей был, есть и будет. Министерство обороны этот музей создало не для того, чтобы его уничтожать. Никаких подобных вопросов нет. Музей существовал и будет существовать. Благодаря мудрой политике Главы государства идеологическую работу в войсках проводим, среди населения. Музей как инструмент идеологии нам нужен", – поспешил поправить внучек генерала лично замначальника генштаба ВС РК генерал-майор Мухамеджан Таласов.

И подготовка такая армейская приносит результат. Правнуки легендарных дедов, в основном служивые, добровольно сбиваются в поисковые отряды и вместо "лежачих курортов" едут в болотистую степь – там и сейчас покоятся панфиловцы из того самого подвига, "которого не было". За один заслуженный на работе отпуск можно найти полсотни павших бойцов, а можно не найти ни одного. Безымянные почти все. В 41-м под Москвой ходило такое поверье среди солдат: укажешь своё имя на бумажке, положишь в специальную капсулу – обязательно убьют. А командиры за это спрашивали, и бойцы капсулы носили, чтобы Красной Армии угодить, но делали из них мундштуки, чтобы и смерть не дразнить тоже.


Поисковый отряд из Павлодара у разъезда Дубосеково под Москвой

Поисковый отряд из Павлодара у разъезда Дубосеково под Москвой / Герард Ставрианиди


"Наткнулись. Останки. Начали поднимать: сначала двух, потом четырёх, а когда начали углубляться, то разрыли яму 4х4 и глубиной 2 метра – это был бывший блиндаж, куда стащили в своё время как в санитарное захоронение, солдат – и подняли останки сразу 40 павших. Самое сложное – это когда никого не найдёшь. Это психологически сложно. А для нашего времени ещё работы достаточно. По всем архивным данным мы сделали только 30% объёма", – признался командир поискового отряда "Майдан жолы" Александр Шитов.

Парк 28 панфиловцам - отдельный рубеж обороны. Переименования требуют открыто, из тени вышли, больше никакой анонимности. Но выручил сестёр Байкадамовых сам Президент - так получилось. Когда страсти вокруг легенды о битве под Москвой особенно накалились, высказался Нурсултан Назарбаев. На Ассамблее народа Казахстана президент поручил градоначальнику Астаны найти место и установить Ивану Панфилову памятник.

"Поручаю акиму Астаны к 70-летию Победы проработать вопрос об установке памятника, присвоении имени легендарного земляка нашего Ивана Васильевича Панфилова одной из новых улиц нашей столицы", – поручил Президент. Внучек Байкадамовых тогда даже не было в зале, их откровенно "продинамили" организаторы – то звали, то отказывали. Но после прямых поручений Главы государства сёстрам, конечно, много звонили и долго извинялись. Привычное равнодушие и к личности генерала, и к его легендарной дивизии вдруг как ветром столичным сдуло.


Нурсултан Назарбаев с дочерью генерала Валентиной Панфиловой

Нурсултан Назарбаев с дочерью генерала Валентиной Панфиловой / Архивное фото


Но до самой сути спора обычно не доходит. Даже киношники – авторы фильма про Момыш-улы – не заходили в архив, срежиссировали на потребу, а как оно на самом деле, даже не узнавали. Об этом прямо говорят архивариусы. "Погуглили", подредактировали, спродюсировали. А реальная история годами лежит в папках в тихом и сухом месте, и даже аспирант-ботаник не заходит пыль сдуть. В "тырнетах тех" эксперты сидят авторитетные, сплошь историки, которые, никогда в Центральном архиве не были и эпоху в документах не "нюхали".

"Это не выдумки советской пропаганды, как специалист, я могу сказать уверенно. Поскольку у нас есть источники, на которые можно опереться: те же дневники панфиловцев – свидетельства того, что подвиг был, люди действительно сражались и защитили Москву. Богатейший архив хранится, редкие фотографии, а опираются на интернет, хотя источники все хранятся здесь. Прежде чем что-то сказать, или опубликовать – надо изучить сначала документы", – считает начальник отдела в Центральном государственном архиве РК Анар Аширова.

В алматинском Парке 28 панфиловцев, у монумента Вечного огня ученики школы имени Панфилова пост номер один выставили сами. Со всеми почестями и торжественной сменой караула. Сёстрам Байкадамовым активно подсобил коллектив алматинских учителей – разработал специальные положения и определил порядок дежурств школы у Вечного огня.. А чем День Победы ответил? Рядовые алматинцы в дождь, бесконечным потоком "Бессмертного полка" прошли в тот алматинский парк. Георгиевские ленты смешались с казахстанскими, но строй получился единым, внуки шли с дедами плечом к плечу.

Астана тоже не отстала с самоопределением. На конкурс эскизов лучшего памятника легендарному генералу подали сразу шесть вариантов скульптур. В два этапа согласований Генплан выбрал лучшую, нашёл с акимом место, отлил комдива из бронзы и в порученные Президентом сроки аллею имени генерала Ивана Васильевича Панфилова торжественно открыли. Сестёр Байкадамовых на то мероприятие не звали до последнего, но это случилось – Нурсултан Назарбаев лично поприветствовал внучек генерала.


Нурсултан Назарбаев с внучками генерала - Алуа и Айгуль Байкадамовыми

Нурсултан Назарбаев с внучками генерала – Алуа и Айгуль Байкадамовыми / Герард Ставрианиди


Только Алуа и Айгуль понимают, насколько важной была та короткая встреча с Президентом. Показали по госканалам и – опа, натиск немного ослаб. Сам Глава государства на фоне памятника Панфилову заявил: только дружная страна может быть залогом стабильности. Прямо тогда внучки не признавались, но вопрос передачи реликвий семьи Панфилова Кыргызстану отпал сразу.

Киргизы боевое знамя Панфилова бережно хранят, несмотря на лихие политические испытания. В 8-ю Гвардейскую сегодня в городке Токмок набирают традиционно: чем разношёрстней национальный состав, тем лучше. В киргизской по сути дивизии лучший срочник – дунганин, а лучший контрактник – уйгур. Национальная самоидентичность для вояк – тупиковый путь. У нынешнего комдива панфиловской дивизии Бактыбека Бекбосынова на этот счёт "противотанковый" аргумент:

"Попытки переписать историю мы читаем везде. Особенно сейчас есть такая доступная среда как интернет, в который можно писать всё что угодно. Европа уже верит в то, что фашизм победили американцы. Они хотят Майдан видеть и в Астане, и в Бишкеке, и в других государствах, чтобы между нами вбить клин разлада и раздора. Историю нужно воспринимать такой, какой она была. Хребет фашизму – чуме двадцатого века – сломал советский народ. И водрузил знамя над Рейхстагом. И среди тех, кто это сделал, были герои-панфиловцы", – резюмирует командир 8-й Гвардейской дивизии имени Панфилова Бактыбек Бекболатов.

И акцию в Казнете по поводу кинофильма "28 панфиловцев" тоже запустила внучка Панфилова. Народное кино – первый фильм, деньги на который собирали будущие зрители России, Кыргызстана и Казахстана. Деньги можно было перечислить на счёт киношной группы прямо через интернет. Картина получилась, и получилась народной. При переводе на казахский язык авторы фильма особенно переживали за точность перевода, чтобы атмосферу не потерять. Считают, что за кино, на которое скинулись всем народом, не стыдно ни в каком смысле.


Н.А.Назарбаев и В.В.Путин на просмотре фильма "28 панфиловцев"

Н.А. Назарбаев и В.В. Путин на просмотре фильма "28 панфиловцев" / иллюстрация informburo.kz


Фильм первыми посмотрели Путин и Назарбаев. Перед отлётом российского президента из Астаны в Москву соседи провели время неформально, устроились в вип-кинозале и сами посмотрели "28 панфиловцев". "Уникальность подвига дивизии заключается в составе её служащих. Это были не кадровые военные, а гражданские призывники, сумевшие остановить профессиональные танковые соединения", – подчеркнул министр культуры России Владимир Мединский анонсируя ленту президентам перед самым показом.

"Посмотрите, какие дешёвые песни поют наши все певички и певцы. Почему бы не сделать госказаз для написания хороших песен о войне, не поставить спектакль, фильм не снять? Чем ездить, допустим, куда-то на юга, лежать на пляже, может, наши дети лучше пойдут по местам боевой славы, вплоть до Берлина, чтобы показывали, где чей дед воевал. Мне кажется, что сейчас есть некий страх показать страшную войну – какая она была. Я думаю, что мы должны быть более жёстче, чтобы оценивать и сегодняшнее наше состояние", - призвал президент Гражданского Альянса Казахстана Нурлан Еримбетов. .

Будни у внучек Панфилова тоже скучными не бывают. Летом, например, случился незаметный международный конфуз. Штандарт "Нас миллионы панфиловцев", который прошёлся по городам СНГ, некому было принять в Астане. Торжественное мероприятие в какой-нибудь дивизии, например, заменили на круглый стол в офисном здании, а к гостю из Башкортостана, который привёз штандарт, никто со стороны официальных властей города даже не вышел. Приняли штандарт общественники, приняла Байкадамова и дальше сами отправили эстафетой по Казахстану.

"Пока не будет уважительного уважения к своей истории – не будет ничего хорошего. А для этого что самое главное? Чёткая установка, что страна была одна, народ был один, война была одна, победа была одна и общая боль. Любое отклонения от этих принципов опять приведёт к разъединению", – убеждена внучка генерала Панфилова Айгуль Байкадамова.

В интернете каждый, естественно, "гуглит" такую историю войны, которая оптимальней подходит ему под общее мировосприятие. Ищешь миф о панфиловской дивизии – держи, получай готовые аргументы, красиво завёрнутые в ёмкий "троллинг" оппонента. Кто менее категоричен, работает немного больше мышкой и очень много головой. Но зачем напрягаться, если за тебя уже всё придумал интернет, правда? Концептуально, с комментариями, "на пальцах". Не надо думать, не надо далеко рыть, выбери готовое и поддержи. Каждый своё. Так проще.

Поделиться:

Новости партнеров