Совсем скоро в Астане состоится Форум региональных СМИ. Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан впервые собирает столь широкий круг заинтересованных сторон, на мероприятии встретятся журналисты и блогеры, представители государственных органов и общественных организаций.

Мир меняется, и "четвёртая власть" трансформируется вместе с обществом. Настало время обсудить проблемы, которые накопились в этой стратегически важной для государства сфере.

Изменилась миссия средств массовой информации. Теперь они не столько односторонне "вещают", сколько активно общаются со своей аудиторией. Закономерным в связи с этим стало их переименование в средства массовой коммуникации (СМК). Коммуникации сегодня – это грандиозная площадка для развития бизнеса и экономики и универсальная база для научных исследований. Кроме того, они являются источниками и показателями развития национальных языков. То есть именно язык газет и интернета определяет сегодня то, какими завтра будут лингвистические нормы, другими словами, какой будет у нас язык.

По прогнозам экспертов, уже в скором времени три четверти населения будет занято в области информации и областях, связанных с коммуникацией. Соответственно, особое внимание следует обратить на экономический аспект современной коммуникации.

Глобализация и технический прогресс в корне изменили характер СМК. Развиваются и внедряются новые медиа. "Акулам пера" уже сегодня приходится работать в постоянно меняющихся условиях. Поэтому одной из важнейших проблем, которые встают сегодня перед средствами массовой информации, остаётся развитие новых каналов продвижения идей и форматов подачи информации.

Социальные сети сделали информационное пространство практически безбрежным: сегодня каждый сам себе журналист или видеоблогер и высказывает своё мнение прямо, а не через посредничество СМИ и, благодаря информационным технологиям, мгновенно оповещает тысячи, а то и миллионы людей. Лидеры мнений появляются из глубин интернета, общество всё активнее участвует в актуализации проблемных вопросов, мониторит их, обсуждает и даёт им оценку.

Журналистика становится конвергентной и сверхтехнологичной, а это значит, что в неё должны приходить люди с самой современной профессиональной подготовкой. Пока эта самая подготовка оставляет желать лучшего. До сих пор в памяти выступление одного из известных руководителей республиканских телеканалов на совещании в Министерстве образования и науки. В присутствии своих бывших педагогов – преподавателей одного из ведущих вузов страны – он заявил, что состоялся как профессионал благодаря тому, что после первого курса просто перестал ходить на занятия в университет, а начал работать на практике. При этом многие его сокурсники, аккуратно посещавшие занятия, в дальнейшем не смогли найти себя в профессии журналиста. К слову сказать, бывшие наставники не нашлись тогда что ему ответить. На сегодняшний день в этом направлении есть позитивные сдвиги, небольшие и несистемные. Пока же в процессе подготовки журналистов больше проблемных вопросов, чем ответов.

"Скорую помощь" в этом может оказать мобильная и современная система семинаров-тренингов, на которых представители СМИ будут обсуждать новые тренды и обучаться современным методам работы в области информации и коммуникаций. Цикл таких семинаров-тренингов планируется провести в рамках проведения Форума.

Ещё один аспект работы СМИ, который, на наш взгляд, требует особого рассмотрения – это воздействие прессы на общество в контексте формирования антикоррупционной культуры у населения, когда СМИ выступают в качестве инструмента "нулевой терпимости" к правонарушениям и коррупционным преступлениям.

Как показывает опыт, именно общественное мнение, формируемое СМИ, зачастую оказывается эффективным оружием против правонарушений, способствует выявлению фактов вопиющего беззакония и обеспечивает общественный контроль за соблюдением прав граждан. Более того, во многих случаях вмешательство СМИ является единственным шансом казахстанцев получить защиту от произвола и насилия. И, конечно, мы ожидаем от этого Форума открытого и глубокого обсуждения прав и обязанностей представителей прессы, взаимоотношений СМИ и государства в целом.

Также в рамках Форума запланировано обсуждение вопросов журналистской этики и взаимодействия пресс-служб и СМИ.

Безусловный интерес вызывает и обратная сторона коммуникации – те, с кем работают журналисты. Навыки публичных выступлений, ораторское мастерство, знание основ психологии восприятия информации спикеров играют не последнюю роль в уровне подачи и качестве работы СМИ, и эти проблемы также станут предметом разговора на предстоящей встрече журналистов, государственных служащих и общественников.

Для представителей региональных СМИ предстоящий Форум – хорошая возможность "сверить часы", рассказать о своих проблемах, обменяться опытом, завязать полезные профессиональные контакты и обсудить новые тренды развития сферы.

С обретением независимости казахстанские средства массовой информации прошли большой путь развития. Это и институциональное становление, и правовая база, и колоссальный опыт практической работы. Однако пришло время двигаться дальше, отвечать на новые вызовы времени, разработать стратегии и тактики и обсудить журналистским сообществом.

Коллективное мышление, как показывает мировой научный опыт, способно решать самые сложные задачи, и будем надеяться, что предстоящий Форум поможет сделать казахстанское информационное пространство более современным, защищённым и действенным.

Автор – Гульмира Кенжебалина, заведующий сектором по работе со СМИ Библиотеки Первого Президента – Лидера Нации

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter