В Алматы казахстанские переработчики масличных культур обсуждали будущее рынка. Поводом для обсуждения стало раннее заявление депутата мажилиса Нуржана Ашимбетова. Он сообщил, что действующая экспортная пошлина заставляет фермеров работать себе в убыток.
По итогам проверки обращения Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) составило заключение, где было указано, что действующая пошлина является экономически невыгодной.
В ответ переработчики заявили о рисках роста цен, дефиците сырья и ослаблении продовольственной безопасности страны.
Рекордные показатели и снижение доли импорта
Председатель правления Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов сообщил, что по итогам 2025 года производство подсолнечного масла в стране достигло 752 тысячи тонн. Это рекордный показатель.
"Средняя доля импорта подсолнечного масла за последние четыре года снизилась в два раза и на данный момент не превышает 18%, в то время как в 2015–2021 годы этот показатель был на уровне 39%", – отметил он.
Спикер сообщил, что Казахстан укрепил позиции на внешних рынках и вошёл в число крупнейших экспортёров подсолнечного масла. Доля экспорта выросла с 18 до 27% всего за один год, что является весомым показателем.
Помимо подсолнечного масла, Казахстан является экспортёром (главным образом в страны Европейского союза) и других сопутствующих продуктов – подсолнечного шрота и жмыха.
"За прошлый сезон экспорт растительных масел, шрота и жмыха превысил 1,3 млн тонн. В валютной выручке это 837 млн долларов. Мы первые в АПК совместно с International Trade Center и при поддержке ЕС разработали дорожную карту экспорта масложировой продукции на 2026–2028 годы. Основной целью документа является увеличение валютной выручки до одного миллиарда долларов и даже выше", – поделился он цифрами.
С чем не согласны переработчики
По мнению представителей сектора, выводы антимонопольного ведомства могут быть использованы для обоснования снижения ставок экспортных пошлин. Но отрасль категорически не согласна с такими оценками. Ядыкар Ибрагимов дал подробный комментарий по всем пунктам заключения АЗРК. В том числе он остановился на сомнительном расчёте себестоимости масла, назвав его "недостоверным".
"В обзоре АЗРК расчёт себестоимости семян – 2,3 кг на литр. Это, по сути, выход масла 43,5%, тогда как средний показатель составляет порядка 41,5%. По факту это завышение цифр. И здесь возникает вопрос о достоверности данного расчёта", – сказал он.
По словам председателя ассоциации, некорректна и указанная информация о доле экспорта рафинированного масла: в 2021 году его экспорт составлял 26 тысяч тонн, в 2024-м – уже 86 тысяч тонн, что является показателем трёхкратного роста.
Помимо этого, в заключении было указано, что маслозаводам экономически выгоднее экспортировать нерафинированное масло, а не продукцию глубокой переработки. По словам Ядыкара Ибрагимова, это свидетельствует о поверхностном анализе отрасли.
Спикер обратил внимание на то, что агентство сравнило объёмы импорта подсолнечного масла с уровнем потребления, тогда как в международной практике принято сопоставлять импорт с внутренним производством.
"Если смотреть с точки зрения производства, то доля импорта не превышает 18%, тогда как в отчёте заявлено 43%", – подчеркнул он.
Ядыкар Ибрагимов опроверг мнение, что пошлина делает экспорт выгодным только при высоких ценах. К примеру, в 2025 году экспорт семечек вырос на 23% несмотря на 20-процентную пошлину, при этом главным импортером остаётся Китай. Он отметил, что ассоциация два года отрабатывает поставки в Китай и открыла рынок Европы, но эти достижения не учтены в заключении госоргана.
Также он рассказал, что посевные площади подсолнечника растут начиная с 2022 года и в 2025 году достигли 1,8 млн га. В свою очередь внутренний спрос и финансирование фермеров стимулируют рост. Помимо этого, по его словам, в отчёте отсутствует анализ влияния снижения пошлины на цены, смежные отрасли и инфляцию.
Читайте также: "Доходит до абсурда". Почему растительное масло из казахстанского сырья казахстанцы покупают по цене импортного
Переработка и безопасность сырья
Коммерческий директор ТОО "Qazaq-Astyk Group" Александр Буженица рассказал, что его предприятие в Семее перерабатывает 100 тонн семян в сутки. Уже в марте планируется запустить рафинацию мощностью 200 тонн в сутки.
Он отметил, что предприятие динамично развивается и готово инвестировать 20 млрд тенге в глубокую переработку жиров и модернизацию существующих мощностей.
"Мы установили прочные связи с сельхозпроизводителями. Это стимулирует их расширять посевы семечек благодаря финансированию и форвардным контрактам, а также высокой ликвидности продукции", – сказал он.
По словам спикера, прочные связи обеспечивают безопасность предприятия, сохраняют рабочие места и рынок сбыта.
"Если сырьё уйдёт за пределы Казахстана, мы останемся без него и без рынка для готовой продукции", – добавил он.
Александр Буженица подчеркнул, что переработчики не получают субсидий в отличие от сельхозпроизводителей, и любые изменения ставок могут вызвать дефицит продуктов и рост цен. Он привёл пример Аргентины, где отмена пошлины на сою остановила предприятия на полгода.
По его словам, история других стран наглядно показывает, что промышленная безопасность требует ограничений на экспорт, чтобы сначала обеспечить внутреннего потребителя. Подписанный меморандум о ценовой политике помогает сохранять стабильность для всех: как для производителей, так и потребителей.
Сырьё, цены и переработка
Заместитель генерального директора по технологии – директор масложирового комбината "Масло-Дел" Наталья Солохина рассказала, что главной проблемой масложировой отрасли является обеспеченность сырьём.
По её словам, компания работает на рынке уже 25 лет, объединяет пять крупных заводов и около 3,5 тысячи сотрудников. На севере Казахстана перерабатывают до двух тысяч тонн маслосемян в сутки, в этом году запущен завод на 1,5 тысячи тонн, расширяется переработка растительных масел с 200 до 500 тонн в сутки.
Она заявила, что снижение пошлин для фермеров может остановить работу заводов. Уже сейчас они загружены менее чем на 50%.
"У нас недозагруженность предприятий более 50%, а сбор маслосемян идёт всего 2–3 месяца в году. Это значит, что половина производственных мощностей уже сегодня простаивает, притом что предприятия инвестировали миллиарды тенге в оборудование, модернизацию, расширение рафинации и розлива. Если дать возможность вывозить сырьё, заводы просто остановятся".
Солохина добавила, что переработка масла – сложный и затратный процесс, включающий лабораторные проверки, декларации соответствия и ветеринарные справки.
"Масложировая отрасль не существует отдельно – её работа связана со всеми предприятиями и контролирующими органами. Продажа сырья за границу приведёт к росту импорта и повышению цен", – заключила она.
По мнению Ядыкара Ибрагимова, снижение экспортной пошлины неизбежно приведёт к росту цен на подсолнечное масло.
"Мы делали предварительный расчёт, и если снизят пошлину, то летом цена нашего масла в торговых сетях может составить 1200–1300 тенге за литр. Сейчас на наши основные бренды отпускная цена составляет 786–814 тенге – это данные на 5 февраля. А российские бренды – от 1020–1190 тенге", – отметил он.
Исполнительный директор ТОО "PCD Group" Сатыбалды Чалкаров заявил, что снижение пошлины закрепит за Казахстаном роль поставщика сырья.
"Если вывозить 100 тысяч тонн семечек за рубеж, то потребуется 2225 вагонов. А вот после переработки объём перевозок сокращается в три-четыре раза. При этом мы получаем не только масло, но и около 48% шрота. А это дополнительная продукция с высокой добавленной стоимостью. Только на масле получается выручка в 46 млн, а на высокобелковой продукции мы зарабатываем ещё 300 млн долларов дополнительно" , – сказал он.
Заместитель директора ТОО "ВостокЭкоЛайн" Михаил Чувашов подчеркнул, что маслозаводы фактически финансируют производителей, замораживая средства на покупке семян и реализации масла, а сети часто работают с отсрочкой платежа. Так, маслозаводы несут значительные финансовые затраты.
По его словам, утверждения о том, что фермеры субсидируют маслозаводы, не совсем верны.
"Себестоимость тонны семян колеблется на уровне 120 тысяч тенге, но на местах может быть на 20% ниже. При этом маржинальность фермеров достигает 85%, тогда как маслозаводы получают лишь 5–15%. Поэтому говорить, что пошлина сильно влияет на доходность фермеров, неправильно", – заключил он.
Ядыкар Ибрагимов отметил, что возможность уменьшения или отмены пошлины могут обсудить на ближайшем заседании межведомственной комиссии. При этом представители отрасли выступают за сохранение текущей ставки и заявляют, что всегда открыты к диалогу. Однако окончательное решение остаётся за правительством.
-
1🚘 Бизнесмен Арсен Томский купил автомобиль отцу олимпийского чемпиона Михаила Шайдорова.
-
2944
-
13
-
133
-
-
2🧬 В Германии подростка впервые вылечили от рака экспериментальной клеточной терапией
-
2697
-
0
-
113
-
-
3😱 Пассажир автобуса ранил ножом людей в Германии
-
2841
-
0
-
30
-
-
4✈️ SCAT больше не будет принимать фрукты в ручную кладь? В авиакомпании прокомментировали данные из соцсетей
-
2773
-
7
-
36
-
-
5👀 Минздрав проведёт внеплановую проверку больницы после публикации блогера
-
2752
-
5
-
63
-
-
6📸 Краснокнижные дикобразы попали в фотоловушку в нацпарке
-
2752
-
1
-
38
-
-
7👩🚒🚒 Пожар на объекте Astana LRT: знание китайского языка помогло огнеборцам при тушении
-
2754
-
3
-
58
-
-
8🎾 Анна Данилина впервые станет седьмой ракеткой мира после победы на турнире в Дохе
-
2693
-
0
-
39
-
-
9😱 Громкий взрыв двигателя в воздухе.
-
2671
-
2
-
56
-
-
10🟢 Фристайл, биатлон, конькобежный и горнолыжный спорт: расписание выступлений казахстанцев на Олимпиаде 15 февраля
-
2878
-
0
-
14
-
USD:
491.3 / 494.1
EUR:
581.0 / 585.0
RUB:
6.37 / 6.49
"Средняя доля импорта подсолнечного масла за последние четыре года снизилась в два раза и на данный момент не превышает 18%, в то время как в 2015–2021 годы этот показатель был на уровне 39%", – отметил он.
"Мы установили прочные связи с сельхозпроизводителями. Это стимулирует их расширять посевы семечек благодаря финансированию и форвардным контрактам, а также высокой ликвидности продукции", – сказал он.
"У нас недозагруженность предприятий более 50%, а сбор маслосемян идёт всего 2–3 месяца в году. Это значит, что половина производственных мощностей уже сегодня простаивает, притом что предприятия инвестировали миллиарды тенге в оборудование, модернизацию, расширение рафинации и розлива. Если дать возможность вывозить сырьё, заводы просто остановятся".
"Если вывозить 100 тысяч тонн семечек за рубеж, то потребуется 2225 вагонов. А вот после переработки объём перевозок сокращается в три-четыре раза. При этом мы получаем не только масло, но и около 48% шрота. А это дополнительная продукция с высокой добавленной стоимостью. Только на масле получается выручка в 46 млн, а на высокобелковой продукции мы зарабатываем ещё 300 млн долларов дополнительно" , – сказал он.
"Себестоимость тонны семян колеблется на уровне 120 тысяч тенге, но на местах может быть на 20% ниже. При этом маржинальность фермеров достигает 85%, тогда как маслозаводы получают лишь 5–15%. Поэтому говорить, что пошлина сильно влияет на доходность фермеров, неправильно", – заключил он.
