На днях подоспела и новая, весьма неприятная для авиакомпании история. Один из интернет-ресурсов обвинил Qazaq Air чуть ли не в краже кодов Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) у чужой авиакомпании, а заодно рассказал о конфликте, который имеет место быть у неё с Международной организацией гражданской авиации (ICAO). За Qazaq Air тут же вступилась пресс-служба АО "ФНБ "Самрук-Казына". Согласно опубликованному пресс-релизу от Фонда национального благосостояния, который владеет новой авиакомпанией, Qazaq Air работает в полном соответствии с законодательством и никаких проблем с международными кодами не имеет.

Странная ссылка

Вот здесь и началось самое интересное. Казалось бы, в условиях находящегося пока ещё в тлеющем состоянии скандала можно было ограничиться лишь заявлением о полном соответствии отечественному законодательству деятельности Qazaq Air. Тем более что эта авиакомпания обслуживает исключительно внутренние рейсы. Нужное дело. Ведь национальный авиаперевозчик Air Astana вряд ли будет выполнять рейсы типа "Шымкент - Павлодар". Но вместо этого вполне логичного шага "Самрук-Казына" вдруг решил опубликовать ссылку на официальный ресурс IATA.

Коды есть, но не все

Честно говоря, лучше бы ссылки этой не было. Дело в том, что в соответствии с данными от IATA, у Qazaq Air в наличии только двухбуквенный код, тогда как двух трёхзначных кодов учёта авиационного префикса, идентифицирующих, к примеру, порт приписки авиаперевозчика, не наблюдается вовсе.

Из трёх кодов, выдаваемых IATA, Qazaq Air имеет только один
Скриншот с сайта iata.org
Из трёх кодов, выдаваемых IATA, Qazaq Air имеет только один

Между тем, набрав в соответствующей строке, например, авиакомпанию Bek Air, которая также совершает региональные перевозки, обнаружим, что кроме двухбуквенного кода, хоть и один, но трёхзначный код у неё есть.


У частной региональной компании Bek Air нет в наличии только одного кода

Скриншот с сайта iata.org
У частной региональной компании Bek Air нет в наличии только одного кода

Побродив по Интернету, даже неопытный юзер обнаружит, что Bek Air имеет регистрацию не только в IATA, но и в ICAO. Интересно, что только лишь двухбуквенные коды от IATA имеет и целый ряд региональных авиакомпаний из соседней России. Среди них Orenburzhye, новый авиаперевозчик с московской пропиской Pobeda, обслуживающая регион Центральной России и Урала компания RusLine и многие-многие другие. Почти все из них, за редким исключением, имеют всё тот же код ICAO.


Новая региональная авиакомпания из России имеет коды и IATA, и ICAO

Скриншот с сайта airlines-inform.ru
Новая региональная авиакомпания из России имеет коды и IATA, и ICAO

Из беседы с одним из бывших сотрудников ещё советского "Аэрофлота", а затем и авиакомпании "Атырау Ауе Жолы" редакция informburo.kz узнала, что проблемы с кодами обычно возникают у тех авиаперевозчиков, у которых проблемы со своим парком самолётов. Чтобы убедиться в наличии/отсутствии их у Qazaq Air, наш собеседник посоветовал обратить внимание на специализированный ресурс в Интернете, о котором не только отечественные, но и зарубежные авиаторы лишний раз стараются не вспоминать. Дело в том, что этот влиятельный международный портал располагает информацией не только обо всех авиакомпаниях мира, но и отслеживает все без исключения сделки по купле, продаже и ремонту лайнеров гражданской авиации.

Рейтинг "стариков"

Благодаря ему мы узнали, что Правительство Казахстана до сих пор использует Boeing 757-200, выпущенный в июне 1986 года, который был приобретён в 1995 году в Брунее для авиакомпании Kazakhstan Airlines. Впрочем, это воздушное судно летает не очень часто. Чего нельзя сказать о самолётах, используемых для выполнения чартерных и регулярных рейсов. Условная тройка "лидеров" по эксплуатации старых лайнеров среди наших авиаперевозчиков выглядит так:

1-е место -  Sunkar Air со своим Boeing 737-300 (бортовой номер UP-B3717), выпущенным в июне 1990 года.

2-е место - Sunday Airlines. Её Boeing 757-200 (UP-B5702) был произведён в марте 1991 года.

3-е место - Bek Air, использующая среднемагистральные самолёты Fokker-100, которые выпускались в период с 1986 по 1997 годы. Самым же "пожилым" в её парке является борт UP-F1014, изготовленный в апреле 1991 года.

Узкофюзеляжные самолёты Fokker-100 выпускались в Нидерландах в период с 1986 по 1997 годы

Фото с сайта avia.pro
Узкофюзеляжные самолёты Fokker-100 выпускали в Нидерландах с 1986 по 1997 годы

Самолёты "в масле"

На их фоне все три турбовинтовых самолёта модели De Havilland Canada DHC-8-400, которые с недавних пор начали выполнять рейсы авиакомпании Qazaq Air, не просто новые, а что называется "в масле". Самому "старшему" из них едва исполнилось 5 месяцев.  Но ни авиакомпании Qazaq Air, ни владеющему ею фонду "Самрук-Казына" эти новенькие среднемагистральные авиалайнеры не принадлежат. На самом деле они… арендованы у компании Falcon Aviation Services (FAS), штаб-квартира которой находится в Абу-Даби (ОАЭ).

Тендер… на аренду?

Теоретически ничего особенного в этом факте нет. Казахстанские авиакомпании часто арендуют самолёты в других странах. Так поступает и национальный авиаперевозчик Air Astana, и крупнейшая в стране частная авиакомпания SCAT. Но в истории с самолётами Qazaq Air есть одна странность: с самых высоких трибун неоднократно отмечали, что они являются собственностью авиакомпании. Вот и председатель правления АО "ФНБ "Самрук-Казына" Умирзак Шукеев на презентации первого пробного рейса авиакомпании Qazaq Air, совершённого 6 июля текущего года отмечал: "В настоящее время компания приобрела три двухдвигательных турбовинтовых самолёта Bombardier Dash 8Q400. Мы сегодня презентуем эти самолёты. Хотелось бы сказать, что мы проводили открытый тендер и 8Q400 признан нашими экспертами наиболее подходящим и перспективным самолётом на линии средней протяжённости. Он экономичен, идеален, и все три самолёта абсолютно новые, только что с завода".

Либо то, либо это

Получается, что либо многоуважаемого Умирзака Естаевича кто-то подвёл, подсунув ему для официального выступления не совсем корректную информацию. Либо, что очень неприятно для всех нас как налогоплательщиков, руководство АО "ФНБ "Самрук-Казына" попало в некую критическую ситуацию, выхода из которой не было. Ведь Falcon Aviation Services назвать обычной компанией сложно. Согласно информации, размещённой на её сайте, председателем правления FAS является сын президента ОАЭ, наследный принц Абу-Даби - Султан бен Халифа аль-Нахайян, к мнению которого официальная Астана вынуждена прислушиваться. Ведь от его решения зависят не только рейсы авиакомпании Air Astana в Абу-Даби и Дубай, но и развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Казахстаном и Объединёнными Арабскими Эмиратами.

Шейх Султан бен Халифа аль-Нахайян является одним из самых влиятельных людей в ОАЭ

Фото с сайта celebfamily.com
Шейх Султан бен Халифа аль-Нахайян является одним из самых влиятельных людей в ОАЭ

Одни вопросы

Чтобы получить более полное представление о возникшей ситуации, редакция informburo.kz обратилась с просьбой прокомментировать ряд её ключевых моментов к руководству авиакомпании Qazaq Air.

Нас интересовали следующие вопросы:

1. Являются ли самолёты Bombardier Dash 8Q400 собственностью авиакомпании или всё же взяты в аренду?

2. Если они взяты в аренду, то почему у компании Falcon Aviation Services и не проще ли их было купить на заводе в Торонто?

3. Как так случилось, что у Qazaq Air нет кодов от ICAO?

"Тянуть резину" в Qazaq Air не стали, достаточно обстоятельно ответив на все наши вопросы. Редакция informburo.kz публикует ответы без каких-либо купюр.

Лизинг или покупка

Нам жаль, что произошло недопонимание в связи с объявлением о приобретении самолётов. В других наших материалах для прессы мы уже сообщали, что воздушные судна взяты в лизинг у компании  Falcon Aviation Services. Нами было принято решение о лизинге воздушных судов по следующим причинам: 

1. Стоимость.
В краткосрочной перспективе это наиболее дешёвый вариант, и в настоящих экономических условиях было решено, что это лучший путь для нас.  

2. Риск.
Это вариант с наименьшими рисками для бизнеса. Покупка судна Q400, которое ещё не тестировалось в Казахстане, имеет финансовые риски. Нам нужно было доказать, что это действительно лучший вариант в условиях казахстанской бизнес-среды и нашей бизнес-модели. Мы будем летать по региональным маршрутам с небольшим количеством пассажиров, и нам был необходим самый эффективный самолёт, отвечающий этим требованиям. Все наши исследования показывают, что Q400 будет идеален для этого, однако, если он не будет успешен, мы можем вернуть воздушное судно лизингодателю.

3. Местная квалификация
Покупка нового для Казахстана типа воздушного судна требует много работы и большую подготовку. В Казахстане всего несколько пилотов, которые в настоящее время имеют лицензию для полётов на Bombardier Q400 и всего несколько инженеров, обученных проводить их техобслуживание. Поэтому вначале нам необходима поддержка иностранных поставщиков, для осуществления сервиса, под контролем Qazaq Air, в то время как мы обучаем наших собственных сотрудников. Перечисленные услуги лучше всего оказываются лизингодателями, которые имеют опыт обслуживания по всему миру. 

4. Безопасность
С самого первого дня авиакомпания Qazaq Air намерена соответствовать высоким международным требованиям, регулирующим безопасность полётов. Все руководящие документы регулирующие деятельность авиакомпании и техническое обслуживание воздушных  судов утверждены уполномоченными органами в сфере гражданской авиации. Все наши пилоты признаны компетентными авиационными властями и соответствуют международным требованиям.

Канадская компания Bombardier не передаёт свои самолёты на условиях их возможного возврата

Почему Falcon   

Bombardier, как производитель воздушных судов Q400, продаёт самолёты эксплуатантам или лизингодателям. Однако авиапроизводитель не передаёт воздушные суда эксплуатантам, если имеется риск, что борта могут быть возвращены после непродолжительного использования. Мы выбрали Falcon Aviation Services в качестве поставщика, способного обеспечить требуемый сервис для Qazaq Air, а также потому, что они имеют отличную репутацию и регулируются Общегражданской авиационной администрацией GCAA по самым высоким стандартам.

Коды эксплуатанта

У компании Qazaq Air имеется двухзначный код IQ, выданный нам IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта). В настоящее время ICAO (Международная организация гражданской авиации) не выдаёт трёхзначные коды для международных перелётов новым казахстанским авиакомпаниям. Qazaq Air осуществляет перелёты только на территории Республики Казахстан.

Post Scriptum

Мы намерено решили не комментировать ответы авиакомпании Qazaq Air на наши вопросы. Хотя имеем ряд замечаний. Наши читатели достаточно подготовлены, чтобы самостоятельно сделать выводы, отделив зёрна от плевел. Соответственно, если у кого-либо есть соображения по этой теме, informburo.kz готово выслушать их очень внимательно.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter