Прямой эфир Новости спорта

Пять вопросов Канату Бозумбаеву

Фото informburo.kz
Фото informburo.kz
Казахстан подумывает о том, чтобы увеличить добычу нефти на пике спроса. Но что делать потом, когда произойдёт массовое внедрение электромобилей?

Инновационный потенциал нашей страны обсудили министр энергетики Казахстана и президент General Electric в России. Дискуссия между Канатом Бозумбаевым и Роном Поллеттом состоялась на площадке энергетической конференции, которая прошла в рамках международной выставки ЭКСПО-2017. Общение двух экспертов больше напоминало интервью: глава филиала компании, специализирующейся на промышленности и цифровых технологиях, задавал вопросы, а казахстанский чиновник на них отвечал. На эту дискуссию отводилось по программе 20 минут, однако спикеры немого вышли за рамки регламента. В итоге они успели обсудить пять вопросов, касающихся инноваций в энергетической отрасли Казахстана.

1. Незабытый рынок мощностей

Первым делом Рон Поллетт поинтересовался у Каната Бозумбаева тем, как в Казахстане обстоят дела с созданием так называемого рынка мощностей, внедрение которого в нашей стране планировалось ещё в 2016 году, однако по многочисленным просьбам крупных промышленных предпринимателей – основных потребителей электроэнергии – было перенесено на начало 2019-го. Рынок мощностей предусматривает появление единого оператора-закупщика взамен предельных тарифов, что позволит сделать его более прозрачным и привлекательным для иностранных инвесторов. По словам министра энергетики, все основные документы, которые будут регламентировать работу рынка мощностей, уже готовы, остаются последние штрихи.

"Конечно, некоторым игрокам рынка это не нравится, некоторым нравится – это естественно. Но это универсальный инструмент, который используют многие страны, чтобы дальше развивать свою систему. В первую очередь наша модель направлена на привлечение инвестиций для создания новых и модернизации уже существующих мощностей. Будет создан конкурентный рынок для существующих электростанций путём выведения их на торговлю мощностью на централизованной площадке Комитета по регулированию естественных монополий, и этот рынок выявит самых конкурентоспособных энергопроизводителей", – ответил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев.

2. Казахстанское электричество – на экспорт

Возможность создания единого энергетического рынка стран Центральной Азии при участии Казахстана – ещё один вопрос, который был адресован Канату Бозумбаеву. По словам министра энергетики, наша страна была инициатором создания такого рынка в рамках ЕАЭС, и, как ожидается, Россия, Армения, Беларусь и Кыргызстан присоединятся к международному договору к 1 июля 2019 года. Общие принципы сотрудничества уже оговорены, теперь дело за урегулированием всех нюансов, связанных с особенностями законодательства каждой из стран-членов Евразийского экономического союза. Вместе с тем Казахстан открыт для партнёрства в области электроэнергетики и с другими странами.

"Казахстан сегодня энергоизбыточная страна, и мы, конечно, заинтересованы в рынках этого союза. Мы экспортируем энергию в Российскую Федерацию, а также заинтересованы в экспорте в страны Центральной Азии. Вы знаете, что Таджикистан и Кыргызстан – страны, где преобладает гидроэнергия, и в осенне-зимний период для них необходима базовая мощность. Наша задача в эти периоды покрывать их потребности. Эти страны должны в этом отношении проводить более энергичные переговоры", – отметил глава Минэнерго.

Он также рассказал о том, что Казахстан пристально следит за энергетическим проектом Таджикистана, который нацелен на экспорт электроэнергии в Афганистан и Пакистан. Отечественная компания KEGOC сейчас тянет линии электропередачи повышенной пропускной мощности с севера на юг Казахстана, и, если таджикский проект реализуется, в перспективе мы тоже сможем стать его участниками. Кроме того, Казахстан изучает китайский энергетический рынок.

3. Что воодушевляет Казахстан на борьбу с глобальным потеплением

Чтобы противостоять глобальному изменению климата, Казахстан поставил задачу постепенно увеличивать долю использования возобновляемых источников энергии. К 2020 году она должна достичь 3%, к 2030 вырасти до 10%, а к 2050 покрыть половину потребностей страны наравне с традиционными источниками энергии, такими как нефть, газ и уголь. Поставленную задачу Рон Поллетт назвал очень амбициозной и поинтересовался, как Казахстан намерен с ней справиться. Глава отечественного Минэнерго заверил иностранного специалиста в том, что наша страна, поставленную задачу выполнит. Для реализации энергетической программы создаётся необходимая законодательная база. Кроме того, ставки делаются на изменение ценовой политики в области ВИЭ.

"Казахстан до нынешнего времени в значительной степени не занимался внедрением рынка ВИЭ по той простой причине, что стоимость такой электроэнергии была значительно дороже по сравнению с традиционными источниками. Понятно, что нужно рассматривать возможности и потребителя электроэнергетики. Но за последние 6 лет стоимость на солнечную энергетику уменьшилась на 50% , на ветровую – ещё больше, и сегодня мы наблюдаем поистине удивительные результаты международных тендеров, которые проводят Саудовская Аравия, Чили, Мексика, ОАЭ. Средняя стоимость, которую предлагают компании-победители этих аукционов, где-то 2,5 киловатта в час, и это, конечно, нас воодушевляет", – прокомментировал Канат Бозумбаев.

4. Операция "Цифровизация"

Вопрос, который директор GE в России и СНГ, пожалуй, хотел задать больше всего, касался внедрения новых цифровых технологий в электроэнергетической отрасли Казахстана. Рон Поллетт напомнил присутствующим о том, что у Казахстана и GE есть опыт удачного сотрудничества. Один их примеров – цифровая установка, которая позволила снизить долю вредных выбросов на Алматинской ТЭЦ-2 и повысить её энергоэффективность.

"Как вы планируете дальше менять свою энергетическую отрасль с учётом внедрения цифровых технологий, которые предусматриваются в рамках реализации Послания Нурсултана Назарбаева "Третья модернизация?" – поинтересовался президент и главный исполнительный директор GE в России и СНГ Рон Поллетт.

Правительство Казахстана, по словам Каната Бозумбаева, сейчас как раз обсуждает проект цифрового Казахстана. Инновационные технологии наша страна намерена внедрять во все базовые отрасли. Что же касается энергетики, то интерес Казахстана не ограничивается только лишь производством электричества, как в случае с Алматинской ТЭЦ. В планах – внедрение цифровых систем учёта при добыче полезных ископаемых.

"Система учёта нефти должна быть в ближайшее годы цифровая, чтобы ни одна тонна нефти не осталась без контроля. Будут также внедряться такие практики, как цифровой рудник, цифровое месторождение, – это даст возможность более эффективно добывать природные ресурсы – увеличится коэффициент извлечения, улучшать работу с себестоимостью – для нас это тоже большой рынок. Мы будем привлекать и вас, и другие корпорации, чтобы Казахстан в этом направлении быстро продвинулся вперёд", – ответил министр энергетика Казахстана.

5. Качай нефть, пока "горячо"

В завершение дискуссии эксперты поговорили о том, какие выводы должен сделать Казахстан после завершения ЭКСПО-2017. С учётом ответа главы Минэнерго Казахстана выводы можно условно поделить на две категории: абстрактные и конкретные. К первым он отнёс общеизвестные месседжи о том, что полезные ископаемые небезграничны, что к природе нужно относиться бережно и непосредственно искать источники энергии в ней в виде ВИЭ. Ко вторым Канат Бозумбаев отнёс необходимость создания казахстанской стратегии развития топливно-энергетического комплекса с учётом реального положения дел.

"Мы понимаем, что максимум спроса на нефть придётся на 2030-е годы. Затем с массовым внедрением электромобилей в мире значение нефти как топлива будет спадать. Мы должны выработать стратегию, мы для себя должны сделать выводы – может, ускорить добычу в те времена, когда миру нужен большой объём нефти?" – заключил канат Бозумбаев.

Энергетическую стратегию Казахстана в общих чертах ранее представил министр энергетики нашей страны на форуме WSEC-2017.

В качестве основного источника энергии в переходный период, по мнению экспертов, может стать газ. Эту тему специалисты обсуждали также на одном из энергетических форумов, проходящих в рамках ЭКСПО-2017.

Поделиться:

Новости партнеров