В этом году самая престижная после основного конкурса программа Каннского кинофестиваля –"Особый взгляд" была по-настоящему интригующей. Во-первых, потому что в ней принял участие режиссер из Казахстана Адильхан Ержанов. Его фильм "Ласковое безразличие мира" получил хорошие отзывы. Во-вторых, потому что победитель этого года был небанален. На этот раз главный приз программы "Особый взгляд" достался удивительной шведской мелодраме про троллей под названием "Граница". Это действительно самый необычный фильм, который когда-либо показывался в рамках даже этой программы.

Кого наградили?

На церемонии вручения наград призов программы "Особый взгляд" председатель жюри этого года – актер Бенисио дель Торо сказал, что очень впечатлён высоким качеством работ этого года. Для участия во втором важнейшем конкурсе Канн было отобрано 17 картин примерно из 2 тысяч претендентов, поэтому их всех можно считать в некотором смысле победителями. Однако жюри должно было выбрать лучших, и оно это сделало – всего наградили 5 фильмов.

Приз за лучшую режиссуру вручили украинскому режиссёру Сергею Лознице, снявшему трагикомедию "Донбасс". Получая награду, режиссёр сказал, что рад получить её за фильм, в котором он пытался задать миру вопросы, давно его терзавшие. По словам Лозницы, это картина о войне, о которой мало кто знает, хотя она идёт в самом сердце Европы. "Пикассо говорил, что живопись существует не для украшения жилища, это оружие и способ защититься от врага", – сказал Лозница, видимо, имея в виду то, что его картина – это оружие против коллективного безумия, которым наполнен фильм.


Постер фильма Донбасс Сергея Лозницы

Постер фильма "Донбасс" Сергея Лозницы

Приз жюри "Особого взгляда" получили в этом году бразильцы Жоао Салавиза и Рене Надер Мендоза за ленту "Мёртвые и другие" (The Dead and the Others). Драму о последних аборигенах Амазонии, изо всех сил сопротивляющихся современной цивилизации, выделили для себя многие зрители.


Победители "Особого взгляда"

Команда фильма "Мёртвые и другие"

За лучшую актёрскую работу наградили великолепного юного Виктора Полстера из бельгийско-голландского фильма Лукаса Донта "Девушка" (Girl), о котором мы писали. Виктор сыграл парня, мечтающего сменить пол и стать прима-балериной. Приз за лучший сценарий "Особого взгляда" достался картине "София" французского режиссёра марокканского происхождения Мерьям Бенмбарек. Это социальная драма о случайно забеременевшей девушке, которая не знала, что она беременна, пока у нее не отошли воды и она не начала рожать.

Главный приз

А теперь наш полный спойлеров (вряд ли ведь картину купят для нашего проката) обзор на лучший фильм "Особого взгляда" – картину "Граница", снятую шведом иранского происхождения Али Аббаси. Это вторая картина автора – первый хоррор "Шелли", напоминающий по сюжету "Ребёнка Розмари", тоже был хорошо принят критиками. "Их, что там, по месту рождения, что ли, отбирают в программу?" – шутил кто-то в Каннах, имея в виду то, что иранские режиссеры – частые гости Каннского фестиваля. На самом же деле в "Границе" ничего иранского, это настоящее европейское кино. Необычная, мрачная и одновременно завораживающая сказка про проблемы меньшинства, основанная на скандинавской мифологии.


Кадр из фильма "Граница"

Кадр из фильма "Граница"

Главная героиня "Границы" – стокгольмская таможенница Тина, у неё нестандартная и слегка пугающая внешность, но знаменита она не этим, а другим – у неё редкое, нечеловеческое обоняние, она на нюх определяет преступников. При этом она способна унюхать не столько запрещённый к провозу товар, сколько человеческие эмоции, которые источают нарушители закона: чувство вины, стыда, страха. Благодаря своему нюху Тина – легенда, она ловит педофилов, наркодилеров и прочих негодяев.

Справляется с работой Тина успешно, и хотя ее обзывают уродиной, у неё всё как у большинства женщин её возраста – любимые коллеги, туповатый бойфренд, который разводит ротвейлеров, и больной отец, которого она очень любит. Жизнь идёт чередом до тех пор, пока однажды на границе не появляется странный мужчина, который везёт личинки каких-то жуков. Он как-то странно на неё похож. Тина чувствует что-то неладное и отправляет коллегу-мужчину проверить незнакомца. Оказывается, что чужестранец никакой не мужчина, а…женщина! Теперь Тина, разумеется, должна узнать, кто это такой или такая. В конце концов она поймёт, что это странное чувство у неё не что иное, как любовь. А сама она не человек, а самый настоящий тролль. Теперь-то Тина узнает, как хорошо жить голышом, есть по утрам гусениц и купаться под проливным дождём.


Кадр из фильма "Граница"

Кадр из фильма "Граница"

Хотя определить жанр этого фильм сложно, слишком необычная картина, мы всё же относим её к мелодрамам, ведь она о любви друг к другу двух необычных существ. Впрочем, здесь есть кое-что и от триллера, и от хоррора, и от драмы. Картина о тяготах жизни меньшинства, борьбе за право быть такими, какими они есть, о многовековом геноциде троллей со стороны человеческой расы подкупает и трогает. Тем более что фильм отнюдь не пафосный, он снят с чувством юмора и большой долей иронии.

Сценарий ленты хорош, во-первых, потому что вдохновлён романом шведского писателя Юна Айвиде Линдквиста "Впусти меня" (на самом деле там почти ничего общего), во-вторых, не зря ведь сценарий писал литератор (впрочем, 37-летний режиссёр "Границы" Али Аббаси, не только писатель, но ещё и архитектор в прошлом). Актёрские работы в картине потрясающие, особенно если учесть, что актрисе Еве Меландер, исполнившей главную роль, нужно было всё время съёмок наносить сложный грим, а ещё и набрать 20 килограммов лишнего веса. Лента так хороша, что не сильно обидно, что главный приз вручили не казахстанской картине, а ей. Будем надеться, что её купят для проката или хотя бы покажут на фестивале авторского кино Clique этой осенью.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter