Статистика Covid-19
в Казахстане:
Заразились:
215 610
Выздоровели:
199 600
Умерли:
2 783 (2.03.2021)
Коронавирусная
пневмония:
Заразились:
49 418
Выздоровели:
42 957
Умерли:
635 (2.03.2021)

Приватизация заправок "КазМунайГаза": почему новый собственник выбрал бренд Qazaq Oil?

Сеть заправок "КазМунайГаз" ждёт ребрендинг / Фото ТОО "Petrol-Retail"
Сеть заправок "КазМунайГаз" ждёт ребрендинг / Фото ТОО "Petrol-Retail"

Ребрендинг заправок не связан с коррупционными скандалами в ликвидированной "дочке" КМГ "ҚазМұнайГаз Өнімдері", утверждает новый владелец.

Все заправки "КазМунайГаз" ждёт переименование. Новый собственник сети – ТОО "Petro-Retail" – начал процедуру ребрендинга, модернизируя АЗС и устанавливая новый логотип Qazaq Oil. В конце 2020 года компания открыла первые 26 обновлённых автозаправок, в этом году будет открыто ещё 100, полностью завершить процесс планируют в течение трёх лет.

Всего новому владельцу от "дочки" "КазМунайГаза" перешло больше 330 заправок – это самая крупная в стране сеть и самая распространённая географически. Лицом рекламной кампании Qazaq Oil согласился стать олимпийский чемпион по боксу Данияр Елеусинов.

Рассказываем, зачем национальной сети перезагрузка, связан ли ребрендинг с коррупционными скандалами в "КазМунайГаз Өнімдері" и что известно о новом собственнике.

Кому теперь принадлежит сеть АЗС "КазМунайГаз"?

12 декабря 2018 года на сайте портала реестра государственного имущества состоялись электронные торги по продаже 100% доли в ТОО "КМГ-Retail" – дочерней компании КМГ, которой ранее принадлежала сеть автозаправочных станций под брендом "КазМунайГаз". Победителем конкурса стало ТОО "Petro-Retail", купившем сеть за 60,5 млрд тенге при стартовой цене 59,9 млрд тенге. Имущество: три сотни заправок, десятки нефтебаз и три лаборатории.

Сеть бывших заправок "КазМунайГаз" на карте / Скриншот с сайта petroretail.kz

В АО НК "КазМунайГаз" заверили, что стартовая стоимость соответствовала рыночной (некоторые СМИ писали, что цена якобы занижена в пять раз). Оценка актива проводилась независимым оценщиком Deloitte.

"Электронный конкурс отличался наивысшей степенью прозрачности торгов. Торги проходили в два этапа, в которых могли участвовать любое физическое или юридическое лицо, соответствующее требованиям к участникам конкурса. Конкурс проводился по английскому методу торгов (на повышение), при этом стартовая стоимость соответствовала размерам рыночной стоимости", – сообщили АО НК "КазМунайГаз" в ответе на официальный запрос редакции.

8 февраля 2019 года стороны заключили договор купли-продажи. По условиям торговое название сети АЗС "КазМунайГаз" должно было действовать до конца 2019 года. До конца 2020-го компания продлила право использования товарного знака "КазМунайГаз". Параллельно начался ребрендинг. В ноябре 2020 года в двух городах – Нур-Султане и Кокшетау – открылись первые обновлённые АЗС под новым брендом – Qazaq Oil.

"В 2020 году в Казахстане всего открыто 26 АЗС. В этом году руководство компании планирует провести ребрендинг 100 автозаправочных станций по всей стране", – сообщается на сайте компании.

Мы запросили в компании данные учредителей и сферы деятельности, которой ТОО "Petro-Retail" занималось до покупки сети АЗС, но нам отказали, ссылаясь на то, что сведения относятся к информации с ограниченным доступом. Эти данные могли бы опровергнуть или подтвердить информацию о том, что компания – новичок на рынке, её создали за несколько дней до объявления торгов, а в состав правления вошли бывшие топ-менеджеры "КазМунайГаза" и связанных с ней структур. 

На сайте компании руководителями значатся:

  • Тулемис Шотанов – генеральный директор, до этого работавший заместителем гендиректора по коммерческим вопросам "ТОО КазМунайГаз Онiмдерi". 
  • Абибулла Калиев – заместитель гендиректора по производству.
  • Арман Оспанов – заместитель гендиректора по развитию.
  • Жасын Тажкеев – заместитель гендиректора по финансам, который ранее состоял в правлении ТОО "ҚазМұнайГаз Өнімдері".

По информации Forbes.kz, компания создана всего за 12 дней до момента торгов по продаже сети АЗС (31 октября 2018 года). Учредителями числятся:

  • ТОО "East Trade Solutions", которое, по данным "Курсива", возглавляет Давид Саядянц – учредитель жилищно-строительного кооператива "Барыс 2021". East Trade Solutions приходится "дочкой" ТОО "DSS Partners", учредители которого Давид Саядянц и Рахат Дармеш – по некоторым данным, сын бывшего генпрокурора РК Асхата Даулбаева.
  • ТОО "Prime case" – зарегистрировано на ТОО "Head Company" и Данияра Абулгазина – в прошлом вице-министр финансов РК, управляющий директор "КазМунайГаза" и фонда "Самрук-Казына". Входит в тридцатку рейтинга богатейших и самых влиятельных бизнесменов по версии Forbes Kazakhstan. Вице-президент по общим вопросам Национального олимпийского комитета РК. Учредителем ТОО "Head Company" является Бауржан Тойбазаров, который в разные годы занимал должность первого зампреда Комитета государственного имущества и приватизации Минфина, входил в состав экспертного совета по развитию и защите конкуренции на рынке нефтепродуктов при антимонопольном агентстве, был членом президиума Национальной палаты предпринимателей РК от ассоциации Kazenergy. По данным "Курсива", в 2018 году ТОО "Head Company" возглавляла Бакыт Сагинтаева
  • Бакыт Сагинтаева – согласно списку аффилированных лиц "Самрук-Казыны", является дочерью Алтынбека Умбетова – члена наблюдательного совета ТОО "РТИ-АНПЗ" и экс-председателя правления АО ФПГ "Atameken Holding". Кроме того, ей принадлежат доли в ТОО "Премиум холдинг", ТОО "Нафта Альянс", занимающихся торговлей, и ТОО "SilkWayEnergy". По данным "Курсива", в 2019 году Бакыт Сагинтаева работала юристом благотворительного фонда "Аяла", в попечительский совет которого в тот момент входили Данияр Абулгазин (супруг президента фонда Айдан Сулейменовой, брат которой – Диас Сулейменов – бывший гендиректор АО "Торговый дом "КазМунайГаз") и Бауржан Тойбазаров.
  • Руфат Ходжалаков – председатель Федерации тяжёлой атлетики Атырауской области. В разные годы был главой ТОО "Petroleum Operating", членом правления и заместителем генерального директора по маркетингу ТОО "АНПЗ", главой "КазМунайГаз – переработка и маркетинг".

Зачем заправкам с 20-летней историей ребрендинг?

Как компания, которая не имеет отношения к "КазМунайГазу", ТОО "Perto-Retail" должно было выбрать новый бренд.

"Мы должны были определить, под каким именем будем работать, почему именно этот бренд. Этот вопрос тщательно изучался, проводились маркетинговые исследования. Было принято решение провести полный ребрендинг и идти на рынок с именем Qazaq Oil. Почему? Потому что есть понятие "историческая память". Изначально все заправки КМГ именовались "Казахойл". Можно сказать, мы возвращаемся в свою историческую гавань. Во-вторых, – это некая преемственность. КМГ все знают, как национального оператора, компанию, которая присутствует в каждом уголке страны, которая даже в самые тяжёлые времена предлагала доступное топливо. "Qazaq" в нашем названии – это отсылка к географическому, национальному охвату", – объяснили в пресс-службе ТОО "Petro-retail".

История сети заправок "КазМунайГаз" / Скриншот с сайта petroretail.kz

Действительно, в 1999 году национальная нефтегазовая компания называлась "Казахойл", в 2002-м её переименовали в "КазМунайГаз". Новый собственник решил сменить действовавшее 18 лет название и вернуться к историческому.

Новый бренд создан по аналогу мировых, уточнили в компании: Rompetrol – в Румынии, Rosneft – в России, PetroChina – в Китае и British Petroleum (BP) – по всему миру (кстати, Rompetrol на 100% принадлежит "КазМунайГазу"). Компания не связывает переименование сети АЗС с коррупционными скандалами КМГ.


Читайте также: Гендиректор "ҚазМұнайГаз Өнімдері" задержан за взятку в 4,3 млн тенге от подчинённого


"Мы, частная компания, выкупившая АЗС под брендом "КазМунайГаз", не имеем никакого отношения к этому (коррупционным скандалам. – Авт.). Стремимся взять всё лучшее у бренда АЗС "КазМунайГаз". Наша задача – улучшить сеть, дать новую жизнь под новым именем и с новыми подходами в управлении", –  уточнили в пресс-службе ТОО "Petro-retail".

Что ещё изменилось кроме названия?

Помимо названия ТОО "Petro-retail" полностью модернизировало АЗС.

"Если сейчас для интереса проедете на нашу АЗС, вы не найдёте ни одной старой детали, всё новое: колонки, резервуары, трубопроводы, фризы. Мы подаём месседж клиентам, что мы – обновлённая сеть АЗС, но при этом базируемся на основе КМГ: выполняем все обязательства, обслуживаем талоны, карты, бонусы. В ближайшие три года мы планируем этот процесс завершить", – сообщили в компании.

Обновлённая заправка Qazaq oil / Фото ТОО "Petrol-Retail"

Доходы АЗС зависят не только от продажи ГСМ, но и от реализации товаров и еды в мини-мартах.

"Мы хотим быть в тренде, идти в ногу со временем, поэтому запустили гастронаправление. Сейчас у нас в наличии круассаны, кофе, хот-доги, пирожные. Мы также оказываем услуги мини-кафе. На наших заправках есть специально отведённая небольшая зона, где люди могут спокойно разместиться, выпить кофе и перекусить. Это очень важно, потому что сегодня люди заезжают на заправку не только заправиться, но и перекусить, купить необходимые товары. Предусмотрено спецместо для парковки", – перечислили в компании.

АЗС после ребрендинга
АЗС после ребрендинга / Фото ТОО "Petrol-Retail"

Что касается качества топлива, то в компании ссылаются на то, что по всему Казахстану продаётся бензин отечественного производства.

"Почти все реализуют тот же продукт. Вопрос в сохранности качества топлива. Оно теряется при хранении и эксплуатации АЗС. Поэтому мы меняем всё, в том числе резервуары, устанавливаем новые колонки с точностью налива до десятой части миллилитра. В них установлены самые мощные фильтры очистки, не пропускающие шлаки и прочее в ваш бензобак", – заверили в ТОО "Petro-Retail".

Нововведения не отразятся на сотрудниках компании.

"Львиная доля сотрудников никуда не делась, они работают на местах, квалифицированные люди всегда нужны. В период пандемии именно сфера ритейла оказалась под ударом. Все сидели по домам, реализация у нас значительно сократилась. Но, невзирая на это, мы ни одного человека не уволили, не сократили", – подчеркнули в компании.

АЗС после ребрендинга
АЗС после ребрендинга / Фото ТОО "Petrol-Retail"

Полная реновация бренда Qazaq Oil должна завершиться через два-три года. Тогда казахстанцы смогут окончательно оценить обновление. Пока же компанию поддержал олимпийский чемпион по боксу Данияр Елеусинов, согласившись стать рекламным лицом нового имени.

Лицом рекламной кампании сети АЗС стал олимпийский чемпион по боксу Данияр Елеусинов (слева) / Фото ТОО "Petrol-Retail"

29-летний боксёр принял предложение руководства компании PetroRetail участвовать в продвижении бренда Qazaq oil.

"У них есть хороший сервис, у меня – имя и авторитет, честно заработанный на ринге. Выходя на мировые арены с логотипом Qazaq oil, я смогу принести известность нашему народному бренду. Мою спортивную форму украшает казахский орнамент и надпись Kazakhstan. Логотип компании будет только дополнять этот образ", – сказал Елеусинов.

Он поддержал намерение руководства компании включить в ассортимент мини-маркетов на АЗС казахские национальные напитки – кумыс и шубат.