Похоже, шум, поднятый вокруг объектов питания, набирает новые обороты. Если со школьными столовыми вопрос под давлением общественности был решён, то непомерно завышенные арендные ставки коммунальной собственности, не являющейся коммерческими объектами, грозят предпринимателям разорением, а обществу социальными конфликтами.

Ещё в апреле этого года бизнесмены обратились в Палату предпринимателей г. Алматы с жалобой на новые арендные ставки, которые после принятия Министерством национальной экономики РК приказа № 212 "Об утверждении Правил передачи государственного имущества в имущественный наём (аренду)" вдруг выросли в 9-12 раз.

Как пояснила informburo.kz начальник отдела правовой защиты предпринимателей Салтанат Лесбаева, вопрос был поднят 28 мая на заседании Совета по защите прав предпринимателей, а затем включён Нацпалатой предпринимателей в реестр для разрешения острых проблем.

После того как в обществе возник резонанс вокруг питания в детских учреждениях, по инициативе НПП в злополучный приказ были внесены поправки, которые изменили ситуацию, но только для одной категории арендаторов – школьных столовых и колледжей.

"Эти изменения вступили в силу с 26 июня текущего года. Новый приказ предусмотрел снижение коэффициента территориальной расположенности, за счёт чего стоимость арендной платы снизилась, но не намного. Снижение коснулось только арендаторов школьных столовых, а для остальных арендаторов столовых - в вузах, учреждения здравоохранения, войсковых частях - цены остались прежними", - говорит Салтанат Лесбаева. По её словам, также до сих пор не решен вопрос: как предприниматели будут оплачивать арендную плату с марта по июнь?

"Если оплачивать по мартовским ставкам, то они все обанкротятся", - резюмирует эксперт.

Непомерный аппетит министерства приводит к разорению МСБ

По словам директора ИП "Когай" Елены Попковой, до марта она платила за аренду столовой 351 тыс. тенге в месяц, а после принятия нового приказа управление финансов ей выставило счёт в 4 млн 700 тыс. тенге. После июньских поправок выставленный счёт был снижен вдвое – до 2 млн тенге. Но и эта сумма для арендатора оказалась неподъёмной.

"У меня столовая закрытого типа, питаются только офицеры – всего 30 человек. Завтраков нет, только обеды. По договорённости с руководством части, обед стоит 500 тенге с человека. 15 тысяч – максимальная торговля в день. Если другие столовые могут проводить банкеты, торговать алкоголем, сигаретами, ещё каким-то товарами, - у нас это запрещено. В любом случае выручка в месяц не более 400 тыс. тенге", - говорит Елена Попкова.

Из этой суммы предприниматель должна выплачивать налоги, заработную плату своим трём сотрудникам, коммунальные услуги.

15 тыс.тенге - это максимальный доход в день
Фото с сайта computerra.ru
15 тыс. тенге - это максимальный доход в день

С аналогичной ситуацией столкнулись и руководители ИП ""Бижанов" и "Аманжолова", снимающие помещения под столовые в медицинских учреждениях. Ранее они платили аренду 400-500 тыс. тенге в месяц. В связи с действием нового приказа её стоимость выросла до 5 млн. тенге.

"С увеличением арендной платы мы будем вынуждены в несколько раз поднять стоимость питания. Это, конечно же, вызовет недовольство сотрудников больницы. А для нас это единственный источник дохода, у всех семьи, и многие выплачивают кредиты по ипотеке", - говорят руководители ИП.

Теперь предприниматели подсчитывают каждую копейку. Но нельзя же, как говорил один из героев советского фильм "Девчата", работая в век кибернетики и атомной энергии, кормить людей в хижине?

Нельзя в век кибернетики кормить народ в хижине
Фото с сайта kino-teatr.ru
Нельзя в век кибернетики кормить народ в хижине

Оказывается, очень даже можно. Ведь о заготовке продуктов на зиму или ремонте помещения, пусть и косметическом, речи уже нет. Тут, как говорится, не до жиру. "Нас просто бьют по рукам", - жалуются представители МСБ.

Когда правая рука не ведает, что творит левая

Президент Нурсултан Назарбаев неоднократно в своих выступлениях подчёркивал, что развитие МСБ должно быть вопросом №1. При этом основные задачи по поддержке предпринимательства возложены именно на Национальную палату предпринимателей и Министерство нацэкономики. Но что делать, если эти ведомства допустили ошибку, в результате которой страдают представители деловых людей?

Подоплёка появления из недр министерства вышеупомянутого приказа непонятна. Точно так же, как не ясно, каким образом НПП вообще утвердила экспертизу данного документа. Поговаривают, что министерство вообще прислало этот приказ в Нацпалату без приложения, где подробно оговорены процентные ставки по аренде помещений закрытого типа. Последняя, не глядя, подмахнула документ. И всё бы оставалось скрыто, если бы в апреле представители МСБ не пошли валом в региональное отделение Палаты.

На что пустить и без того небольшие доходы?
Фото из архива автора
На что пустить и без того небольшие доходы?

"Экспертизу проводило не наше отделение, а Национальная палата предпринимателей. Мы спохватились только, когда к нам в конце апреля - начале мая уже начали обращаться с жалобами. Если 4-5 млн тенге только за аренду платить, то это какие доходы надо иметь? Если Министерство нацэкономики не пересмотрит этот приказ, мы опять получим социальную напряжённость в обществе. Пострадавшие арендаторы работают в закрытых учреждениях, и с улицы к ним никто не заходит, потому что арендуемые ими помещения находятся в объектах социального значения. К тому же работники больниц и студенты имеют невысокие доходы. Повышать стоимость продукции там нельзя", - заключила Салтанат Лесбаева.

В целом проблема ясна. По словам эксперта, она решается. Подключилась и Генеральная прокуратура, которая, кстати, имеет необходимые полномочия по отмене приказа министерства. Работа ведётся. Правда, медленно, ведь цепочка для восстановления истины достаточно длинна: региональная палата должна обратиться с проблемой и рекомендациями в Нацпалату, а та, в свою очередь, - в министерство. Достаточно долго и сложно, если учесть, что два последних участника этой цепочки как раз и оказались замешанными в проблеме. Быть может, министерство подготовит новый приказ с учётом последних замечаний представителей палаты предпринимателей. Другое дело, если бы изначально чиновники задумывались о последствиях, прежде чем выпускать ненужные никому документы, то сколько ненужных вопросов и проблем можно было бы избежать.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter