Прямой эфир Новости спорта

Право собственности на "АрселорМиттал Темиртау" переходит в пользу Казахстана. Кто следующий инвестор?

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com
В каком состоянии актив переходит к новым инвесторам, и справятся ли они с его управлением?

После трагедии на шахте Костенко, принадлежащей АО "АрселорМиттал Темиртау" (АМТ), было решено, что казахстанскую сталелитейную компанию передадут в собственность Казахстану. Напомним, международная корпорация "АрселорМиттал" владеет рудниками в Темиртау с 1995 года.

Кабмин уже достиг предварительных договорённостей с акционерами компании и завершает оформление сделки. Назначен новый руководитель АМТ Вадим Басин – директор АО "АрселорМиттал Темиртау" в период с 2017 по 2021 год.

Эксперты рассказали Informburo.kz, как сделка повлияет на Темиртау и другие города-спутники сталелитейного гиганта и достаточно ли у Казахстана ресурсов для управления корпорацией.

Государство – не лучший управленец

Генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин считает, что государство не потянет управление АО "АрселорМиттал Темиртау", поэтому рано или поздно придётся искать нового инвестора. 

"Во-первых, государство – не самый лучший собственник и управленец. Во-вторых, в бюджете нет таких ресурсов, чтобы поддерживать это предприятие и ежегодно выделять средства на обновление инфраструктуры, тех же угледобывающих подразделений. Ресурсы Нацфонда не в счёт. Нужно понимать, что угольная добыча в Карагандинской области низкорентабельна. Если на большей части месторождений добывают уголь открытым способом, то в Карагандинском бассейне – закрытым. Это более затратно и требует постоянного инвестирования в оборудование", – отметил Жаныбек Айгазин. 

Он добавил, что техника безопасности при закрытом способе добычи должна жёстко контролироваться, потому что риски аварий при такой технологии существуют всегда. В итоге эти расходы ложатся на себестоимость добытого угля. Она высокая. Уголь не экспортируют, а используют для нужд Карагандинского металлургического комбината. Он не имеет таких высоких характеристик, как на месторождениях Павлодарской области. 

"При этом останавливать добычу на этих месторождениях нельзя. Как тогда выживут города-спутники – Шахтинск, Сарань и Абай? Там нет другой работы. Это очень большая социальная нагрузка", – заметил экономист. 

По его мнению, ценность для новых инвесторов представляет не Карагандинский угольный бассейн, а металлургический комбинат, где выплавляют сталь:

"Уголь по большому счёту никому не интересен. Это придаток к Кармету, чтобы давать ему топливо. Не зря же металлургический комбинат построили рядом с угольными месторождениями. Металлургия – очень энергоёмкая отрасль. Железную руду надо обогащать, а затем выплавлять из неё сталь. А уголь – это самый дешёвый источник энергии. Этим и надо привлекать инвесторов. "Миттал" – №1 в мире по выплавке стали. Кто ещё возможен кроме него? Есть российская "Северсталь", но она под санкциями. Нужно ли нам это? Ведь тогда и наша экспортная сталелитейная продукция окажется под санкциями".

Напомним, у "АрселорМиттал Темиртау" есть три департамента: угольный, железорудный и стальной. Карагандинский металлургический комбинат (Кармет) считается основой стального департамента компании. 

Кто избавится от головной боли

Экономист, бывший советник председателя Нацбанка Айдархан Кусаинов считает, что найти нового инвестора для предприятия будет задачей не из лёгких. И она может затянуться на годы. Поэтому государство само должно решить все проблемы с предприятием.

"Тут не стоит вопрос: сможет ли государство взять ответственность за АМТ или нет. Оно просто должно это сделать. Понятно, что Карагандинский металлургический комбинат – это наша гордость. Но на самом деле это не самое хорошее предприятие для инвестирования. Уж точно не бриллиант, за которым инвесторы будут стоять в очереди. Оно требует больших вложений. И если инвесторы всё-таки найдутся, то они могут выдвинуть свои требования, которые государству придётся выполнять, и это также будет стоить денег", – полагает Айдархан Кусаинов. 

По его мнению, у государства есть финансовые ресурсы для того, чтобы управлять компанией "АрселорМиттал Темиртау". На крайний случай есть Нацфонд. Вопрос в другом: насколько эффективны будут эти инвестиции для экономики, в целом. 

"Это может оказаться новой головной болью для государства. Нужно будет много работать, вкладывать, должно быть серьёзное антикризисное управление. Исправить всё за год будет очень сложно. Из-за этого в течение года возможны и другие аварии. Ведь, грубо говоря, железо не понимает, кто собственник. Оно ломается при любом владельце. Если раньше можно было говорить о том, какой нерасторопный иностранный инвестор, то сейчас разговор будет идти уже об ответственности государства", – заметил экономист. 

Айдархан Кусаинов предположил, что АМТ не будет требовать от государства что-то за передачу собственности. Процедура пройдёт достаточно быстро.

"Думаю, "АрселорМиттал" будет доволен и тем, что он просто уйдёт. Государство может напоследок потребовать у него отступные. Как в случае с Риддерской ТЭЦ потребовали погашения зарплаты и долгов. Я думаю, это история не про отнимание у инвестора ценного актива, а снятие с него головной боли. Мне кажется, инвестор как бы сказал: "Слава богу, это закончилось". И за это государство может потребовать деньги", – подметил Айдархан Кусаинов. 

На каких инвесторов стоит рассчитывать

Экономист Арман Бейсембаев считает, что национализировать АО "АрселорМиттал Темиртау" не составит труда: управление компанией может взять на себя "Самрук-Казына". 

"В составе "Самрук-Казына" есть "КазМунайГаз", "Казахтелеком", "Казатомпром" и другие компании. В чём сложность управлять и этой? Почва для этого готова, подобные кейсы есть, да и там работают антикризисные менеджеры, которые могут управлять подобными компаниями. Они возьмут АМТ на себя и будут в первое время решать самые болезненные вопросы – безопасность шахтёров, выплата задолженностей и налогов. Скорее всего, многое будет оплачено за счёт "АрселорМиттала". В то же время продолжится поиск виновных, появятся уголовные дела. Как только наши управленцы приведут компанию в более-менее благопристойный вид, они начнут искать для неё нового инвестора", – считает Арман Бейсембаев. 

Новый инвестор, по мнению экономиста, будет, вероятнее всего, из Китая или России. На западные компании рассчитывать не стоит, так как угольная промышленность там считается неэкологичной и идёт вразрез с европейской "зелёной" повесткой.

"Любая западная компания, которая будет вкладываться в эти активы, для своих инвесторов станет токсичной. В Европе и США из таких "грязных" предприятий акционеры стараются выходить. Уголь у них уже не в почёте. Поэтому остаётся только Китай или Россия. Скорее всего, это будут россияне, потому что они уже давно осваивают наш сырьевой рынок", – полагает Арман Бейсембаев. 

Пока сложно сказать, как будет вести себя новый собственник. Возьмёт ли он на себя обязательства модернизировать шахты и исправить все технические проблемы, будет зависеть от государства, объяснил  спикер.

"Модернизация – это не простая вещь, это дикие расходы. И ни один собственник в трезвом уме и твёрдой памяти не будет этим заниматься, если его не заставить. Поэтому вопросы в первую очередь надо будет задавать государству", – подытожил экономист.

Новости партнеров