Прямой эфир Новости спорта

Правительству придётся решить, что делать с домами в зоне регулярного подтопления

Фото informburo.kz
Фото informburo.kz
Разбор полётов после очередных разрушительных паводков. Депутаты КНПК пытались выяснить, как избежать ущерба от стихии и кто должен отвечать за последствия.

В этом году от подтоплений серьёзно пострадали населённые пункты Акмолинской, Карагандинской, Актюбинской и Северо-Казахстанской областей – всего затопило 1,5 тысячи жилых домов. Причины, по которым из года в год паводки становятся стихийным бедствием, решили выяснить депутаты Коммунистической народной партии Казахстана, организовавшие расширенное заседание с привлечением экспертов, владеющих темой.

"Это вопрос исключительной важности, потому что за последние годы в стране сложилась ситуация, когда как только приходит весна, мы ждём её не с радостью как природное явление, а с содроганием, потому что весна приводит к разрушениям, потопам, гибели животных и так далее. Почему такие бедствия становятся возможными? Мы считаем, сегодня настало время, чтобы госорганы предприняли шаги по защите населения от водной стихии. Половина всех бед происходит из-за бесхозяйственности, безответственности и по другим подобным причинам", - заявил почётный секретарь Центрального Комитета КНПК, депутат Мажилиса Парламента Владислав Косарев.

В Атбасар большая вода приходит уже которую весну подряд. Чтобы остановить "большую воду", выходящую из берегов реки Жабау, спасатели старательно по отработанному сценарию сооружают искусственную плотину. Однако представители местных общественных организаций уверены, что этот способ эффективен лишь как оперативная мера, в перспективе же, наоборот, становится причиной новых потопов.

"Жители Атбасара в недоумении: почему нельзя почистить дно реки? Вместо этого у нас строится дамба. Эта дамба вымывается и оседает на дне реки - тысячи мешков со шлаком ежегодно, которые используют в качестве временной меры, преграды для стихии, оседают на дне. Для примера, если взять полный стакан воды и насыпать в него ещё шлака и земли, что произойдёт? Вода будет вытекать. То же самое и с рекой: куда деваться воде, когда на дно оседает шлак и земля?" – выступила представитель общественного объединения "Ангел" Атбасара Людмила Петрова.

Материальный ущерб, который причинили паводки-2017, исчисляется миллиардами тенге, однако это лишь предварительные подсчёты – точная сумма официально до сих пор не называлась. Впрочем, уже сейчас понятно, что на отдельных участках потери в разы больше тех, что были в прошлом году.

"На сегодняшний день нет конкретных цифр в открытом доступе по ущербу от паводков и расчётов по средствам, необходимым для устранения его последствий. Ясно, что речь идёт о миллиардах тенге. Например, РГП "Казахавтодор" уже отрапортовал, что почти все разрушенные паводками дороги восстановлены. Ими же указывается, что разрушены около 7 тысяч погонных метров дороги, что составляет 42 участка дорог, это в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. Ущерб оценён в 300 миллионов тенге", – привела цифры депутат Мажилиса Парламента Ирина Смирнова.

Если вспомнить прогнозы, которые давали эксперты, причём не только в 2017-м, но и в предыдущие годы, речи о разрушительных паводках как таковых никогда не шло. Отсюда возникает резонный вопрос: то ли специалисты опасаются сеять панику среди населения, то ли они элементарно не способны адекватно оценить все риски?

"В феврале руководитель Комитета по водным ресурсам на брифинге в Правительстве сказал буквально следующее: "В 2017 году не ожидается сильных паводков". Тогда чего можно ждать от местных органов власти в вопросе подготовки к наводнениям, ведь они не являются специалистами в этой области. Таким образом, паводки этого года можно посчитать, мягко говоря, результатом не совсем эффективной политики в управлении водным хозяйством", – отметила Ирина Смирнова.

Основные прогнозы, касающиеся паводков, делают специалисты РГП "Казгидромет", поэтому, по мнению отдельных экспертов, именно синоптики должны нести ответственность за недостоверные предсказания. А недостоверны они у синоптиков, по мнению все тех же экспертов, почти всегда.

"У Гидромета погрешность сегодня 80%. Это что у нас за прогноз такой, если 80% погрешность? Почему Гидромет ни разу за все это время, начиная с 2010 года, за все эти проблемы не привлекли к ответственности и не спросили у них: куда вы смотрите? Пусть у вас 300 постов, но у вас хоть что-то есть. Гидромет уходит в сторону", – заявила независимый эксперт по водному законодательству Анар Тлеулесова.

В некоторых регионах осадков выпало так много, что и без особых прогнозов было понятно, что необходимо принимать меры. Об этом заявил вице-спикер Мажилиса Владимир Божко, который прежде несколько лет был министром по чрезвычайным ситуациям. Он публично указал на ошибки Комитета водных ресурсов.

"Ислам Алмаханович (Абишев - председатель Комитета по водным ресурсам МСХ. - Авт.), надо откровенно признать, что вы бухнули такой объём воды, когда вас всю зиму уговаривали: "Сбрасывайте, воды будет много". Вы же не послушали все это и на Астану начали сбрасывать с Вячеславки (Вячеславское водохранилище. - Авт.) 1,2 тысячи кубов в секунду. Вы посмотрите, что творится на Сырдарье. Вы заставили Коксарай (Коксарайское водохранилище в ЮКО. -Авт.) заполнить ещё в феврале, когда паводок не начался. По всей Сырдарье идёт 1,2 тысячи кубов в секунду – а Коксарай полный. Он же предназначен не для того, чтобы поливать водой, а для того, чтобы не допускать ЧС", – отметил вице-спикер Мажилиса Парламента Владимир Божко.

Профессиональная пригодность отечественных специалистов водного хозяйства стала отдельной темой для разговора. Ситуация плачевная – это отметили буквально все участники дискуссии. Профессионалы своего дела закончились – практически все, кто что-то умел, вышли на пенсию. Им на смену приходят молодые выпускники вузов, которые соглашаются работать за зарплату в 35-40 тысяч тенге в месяц. Да и в стенах альма-матер, как оказалось, учащимся не дают необходимых знаний.

"В настоящее время выпускники вузов, специалисты водного хозяйства по уровню знаний, умений и навыков не отвечают предъявляемым к ним требованиям. Согласно мнению широкого круга заинтересованных лиц из водохозяйственных организаций выпускники вузов Казахстана по специальности "водные ресурсы и водопользование" имеют очень низкую квалификацию. Они не могут вести работы по проектированию, реконструкции, строительству, эксплуатации гидротехнических сооружений и водохозяйственных систем в целом", – отметила депутат Мажилиса Парламента Ирина Смирнова.

"Потопы у нас с 2010-го. Кызылагаш был, потом Жамбылская область, Южно-Казахстанская область, далее северные регионы. Вся трагедия в том, что у нас ни на местах, нигде профильных специалистов нет. Наши вузы не выпускают инженеров, которые могут сказать, что такое гидротехническое сооружение, что такое подземная, что такое поверхностная вода. Вот в таком состоянии живём. Последние специалисты – практически все пенсионеры или предпенсионного возраста", – пояснила независимый эксперт по водному законодательству Анар Тлеулесова.

Вода топит жилые дома, потому, что построены они в поймах рек и водоёмов, которые заполняются во время таяния снега. Так объясняют ежегодную ситуацию с разрушениями в Комитете водных ресурсов. При этом разрешения на строительство в таких местах, где по нормативам оно запрещено, выдают гражданам местные исполнительные власти. Нередки и такие случаи, когда дома строят без разрешения, и акиматам ничего не остаётся, как только легализовать дом по уже свершившемуся факту.

"Сейчас дано поручение Комитету и местным исполнительным органам: определить, сколько каких объектов находится в пойме рек и сколько требуется денег, чтобы всех жителей оттуда переселить. Сколько требуется денег, чтобы оградить их от воды? Или же ничего не делать – один раз в пять лет пусть топит, и посчитать, какие затраты на это потребуются. Ответы на эти вопросы мы 1 июня дадим в Правительстве", – прокомментировал председатель Комитета по водным ресурсам МСХ Ислам Абишев.

Минимизировать риски, связанные с паводками, депутаты КНПК предлагают с помощью организации централизованной работы в водной сфере. Иначе говоря, коммунисты выступили с инициативой сформировать специальный управляющий центр, специалисты которого могли бы согласованно работать на всех этапах: от изучения водных ресурсов и оперативного управления ими до стратегического планирования. Сейчас же все эти виды работ выполняют специалисты независимых друг от друга организаций, отсюда и несогласованность.

Поделиться:

Новости партнеров